Spiegel и O Globo опубликовали новые разоблачения Сноудена

Фрагмент обложки Spiegel с интервью Эдварда Сноудена
СМИ продолжают публиковать данные, переданные разоблачителем американских спецслужб Эдвардом Сноуденом. В интервью, которое публикует немецкий журнал Spiegel, рассказывается о дата-центре Агентства национальной безопасности. Бразильская газета O Globo сообщает о многолетней слежке за звонками и интернет-трафиком в Бразилии. В числе других приоритетов для программы электронной слежки указаны Россия, Китай, Иран и Пакистан.
Интервью было сделано в мае этого года, еще до серии громких разоблачений Сноудена и его бегства из США. Беседу вел американский хакер Джейкоб Аппельбаум, который работал вместе с Джулианом Ассанжем в рамках проекта Wikileaks.
Дата-центр АНБ, который строится в американском штате Юта, будет местом хранения всех данных об оказавшихся в распоряжении агентства контактах людей, сообщил Сноуден. Он пояснил, что хранить весь объем полученной спецслужбой информации, включая содержание перехваченных телефонных звонков и электронных сообщений, достаточно сложно. "Он очень быстро устаревает, в течение нескольких дней, прежде всего из-за своего огромного объема", — добавил он. Поэтому храниться будут метаданные, то есть данные о соединениях, которые показывают, кто, когда и с кем связывался.
"Метаданные стареют менее быстро. АНБ хочет быть в состоянии хранить вечно все метаданные. Чаще всего метаданные являются более ценными, чем содержание коммуникаций. Потому что в большинстве случаев, когда есть метаданные, содержание можно восстановить, - пояснил Сноуден. - Метаданные сообщают то, что в действительности нужно узнать из всего потока данных".
Материал для O Globo был подготовлен журналистом газеты The Guardian Гленном Гринуолдом, который первым опубликовал документы Сноудена. Миллионы бразильцев стали объектами слежения американских спецслужб, говорится в статье. Только в январе прошлого года АНБ получило доступ к 2,3 млрд сообщений и телефонных звонков граждан Бразилии и бразильских компаний. Прослушиванию подвергались и представители других стран, находившиеся на бразильской территории.
По данным Сноудена, в списке Бразилия шла сразу после США. Есть свидетельства того, что объем данных был "постоянным и значительным". Наряду с Бразилией в списке стран, которые находятся "в центре внимания" спецслужб США присутствуют Россия, Китай, Пакистан и Иран.
В статье утверждается, что американским спецслужбам содействовали бразильские телекоммуникационные компании и интернет-провайдеры. Как АНБ получало трафик из других стран, например, от российских провайдеров, не уточняется.
Во вторник пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что Сноуден отказался от просьбы об убежище в России, узнав о выдвинутых Москвой условиях. Накануне президент Владимир Путин заявил, что Сноуден может остаться в России, если захочет. Единственным условием будет его отказ от нанесения ущерба США.
Во вторник представитель бразильского МИДа заявил, что его страна оставит запрос Сноудена об убежище без ответа. Сноуден обратился к властям более чем 20 стран с просьбой об убежище. Приютить его отказались Франция, Италия, Нидерланды, Польша, Австрия, Финляндия, Ирландия и Испания. Помимо перечисленных стран Евросоюза, единственным членом сообщества, чьи власти не определились с предоставлением убежища Сноудену, остается Германия.
О готовности предоставить убежище Сноудену заявили президент Венесуэлы Николас Мадуро, президент Никарагуа Даниэль Ортега и президент Боливии Эво Моралес.


Статьи по теме

Дефект презрения
Реакция нашей либеральной общественности на историю с Эдвардом Сноуденом удручает. Даже лучшие ее представители рассуждают о нем "через губу". Между тем Сноуден выступил против нарушений прав человека со стороны государства. И его конфликт с властями этого государства несомненно носит политический характер. Поэтому Сноуден стопроцентно заслуживает предоставления политического убежища.

Полный неулет
По стечению обстоятельств президенты обоих государств, обнадеживших Сноудена, в начале этой недели находились в Москве на форуме стран-экспортеров газа. Обоих подозревали в попытке тайно вывезти Сноудена из России. Франция и Португалия закрыли свое воздушное пространство для самолета президента Боливии Эво Моралеса, и он вынужден был сесть в Вене, но Сноудена на борту на оказалось.

Ни дня без стрижки
Затянувшийся дебрифинг заморского гостя Эдвада Сноудена в капсульном отеле "Шереметьево" склоняет к самым неожиданным мыслям, и тут возникает такой вопрос: а кто, собственно, "поросенок"? Если речь идет о том "визге", который поднялся на Западе, то разве сам процесс многодневной стрижки не доставляет удовольствия Владимиру Владимировичу?

Остановочный эффект
Сноуден говорил, что мог бы прослушивать хоть президента США, что он пользовался неограниченным доступом к секретным базам данных и что при желании легко мог бы продать эти данные той же России. Он не считает себя шпионом, и вряд ли можно вменить шпионаж человеку, который не передавал развединформацию никакой стране. Но своей поездкой в Москву он себя бесповоротно скомпрометировал.