В Волгограде правозащитника обвиняют в краже покрышки милицейской машины
В Волгограде задержан правозащитник Игорь Нагавкин. Как сообщил Граням.Ру адвокат Юрий Бенгардт, Нагавкина подозревают в покушении на кражу покрышки милицейской машины, произошедшей более года назад. Дело было возбуждено по части 1 статьи 158, в рамках этого дела пять раз выносилось постановление об объявлении Нагавкина в розыск, каждый раз постановления отменялись прокурором как незаконные. После вынесения шестого постановления Нагавкин пошел к прокурору Ворошиловского района с жалобой и был задержан нарядом милиции прямо в прокурорском кабинете. Сейчас Нагавкин находится в РОВД Ворошиловского района.
На допросе в РОВД Нагавкину стало плохо, у него поднялось давление, но в вызове скорой помощи ему отказали. Адвокат Нагавкина намерен подать несколько заявлений в суд в связи с нарушением прав своего подзащитного (незаконное задержание, незаконное постановление об объявлении в розыск). По инкриминируемой Нагавкину статье не предусмотрена такая мера пресечения как арест, поскольку сама статья считается легкой - наказание по ней предполагает от нуля до двух лет. Тем не менее дознаватель по делу намерен ходатайствовать об аресте правозащитника.
Игорь Нагавкин ведет активную правозащитную деятельность в Волгоградской области, в основном, в области защиты прав заключенных.
В мае 2010 года работающий с заключенными екатеринбургский правозащитник Алексей Соколов получил пять лет лишения свободы по сфабрикованному обвинению в совершении грабежа в городе Богданович (согласно части 3 статьи 161 УК – "Грабеж совершенный организованной группой") и кражи в городе Красноуфимск (согласно части 3 статьи 158 УК – "Кража, совершенная с незаконным проникновением в жилище в особо крупном размере"). Единственными доказательствами совершенных правозащитником преступлений стали показания давно осужденных уголовников.
Все свидетели обвинения находились в местах лишения свободы, под властью ФСИН, контролем за деятельностью которой занимался Соколов, будучи руководителем Свердловской областной общественной организации "Правовая основа" и членом Общественной наблюдательной комиссии за местами лишения свободы Свердловской области. По результатам проверок, проведенных Алексеем Соколовым, многие сотрудники ФСИН понесли наказание. Поэтому правозащитники и общественные активисты считают фабрикацию уголовного дела против Соколова местью правоохранительных органов за его активную общественную деятельность.
В поддержку Соколова выступили уполномоченный по правам человека Владимир Лукин, члены Общественной палаты Анатолий Кучерена и Генри Резник, председатель подкомитета по правам человека Европейского парламента Хейди Хаутала, правозащитники Лев Пономарев и Людмила Алексеева. Комиссия Общественной палаты по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов признала уголовное дело Соколова сфабрикованным.
18 августа Екатеринбургский областной суд сократил срок заключения Алексея Соколова с пяти до трех лет. Однако впоследствии Соколову было дважды отказано в условно-досрочном освобождении. В декабре 2010 года отказ был мотивирован тем, что у Соколова было два дисциплинарных взыскания. Одно было вынесено за то, что Соколов прилег на кровати. Второе - за "прием пищи в неположенное время". 13 ноября один из осужденных пригласил Соколова к себе "выпить чайку" и помянуть на девятый день умершего отца правозащитника. Как только Соколов и провокатор начали пить чай, появились сотрудники администрации колонии, заявившие, что Соколов принимает пищу в неположенное время.
Второй раз в суде была представлена новая характеристика на Алексея из тюремной больницы, в которой, в противовес прежней характеристике, он характеризуется положительно. Согласно документу, он мог быть освобожден условно-досрочно. Однако прокурор выступил категорически против освобождения, указав, что Соколов характеризуется отрицательно.