Правозащитник Алексей Соколов объявил голодовку
Уральский правозащитник Алексей Соколов, обвиняемый в разбойном нападении, объявил сегодня голодовку в СИЗО №1 Екатеринбурга, сообщает ИА "За права человека".
Соколов требует перевести его из камеры, где находятся двое заключенных, состоявших в секции дисциплины и порядка. Правозащитник опасается за свою жизнь, обращая внимание на случай, когда трое членов секции забили насмерть двух осужденных в ИК-2 в Екатеринбурге.
Соколова обвиняют по статье УК "Разбойное нападение в составе группы". По словам руководителя пресс-службы ГУВД Свердловской области Валерия Горелых, "в ночь на 19 июня 2004 года группа неизвестных незаконно проникла на территорию компании "Уралтермосвар" в городе Богданович. Злоумышленники связали двух сторожей и похитили имущество предприятия, причинив ущерб на сумму более 1 миллиона рублей. Один из участников нападения явился в милицию с повинной". "В ходе допроса выяснилось, что в нападении принимал участие и Алексей Соколов", – утверждает Горелых.
Соколов был задержан 13 мая в Екатеринбурге сотрудниками оперативно-розыскного бюро МВД. Очевидцы утверждают, что задержание выглядело как похищение. Только спустя несколько часов родные Соколова выяснили, что он находится в ОРБ МВД.
Соколов рассказал, что он вышел из дома с двухлетней дочкой и был задержан возле собственного подъезда. "Оперативные сотрудники ОРБ МВД по УрФО провели "блестящую" операцию по моему задержанию. Все что я хотел узнать от них – это, кто они? И куда они меня повезут? При попытке позвонить адвокату из правой руки у меня вырвали сотовый телефон, из левой руки вырвали ребенка, который активно сопротивлялся, царапаясь, повалили меня на землю и утащили в машину. Последнее что я увидел, – плач моего двухлетнего ребенка, одиноко стоявшего на обочине, и выбегающую из подъезда жену", – написал Соколов в обращении к общественности.
О возможности готовящихся против него провокаций Соколов предупреждал еще осенью 2008 года. Как сообщал уральский портал Ура.Ру, Соколов стал известен после изобличения нарушений в екатеринбургской исправительной колонии номер 2, про которую он снял фильм "Фабрика пыток, или Педагогический опыт". Лента вызвала большой резонанс, и незаконная практика была пресечена – власти де-факто были вынуждены признать существование нарушений. Но Соколов продолжил расследование. В последнее время он пытался добиться того, чтобы понесли наказание сотрудники правоохранительных органов, которые в течение нескольких лет покрывали преступления, происходящие в ИК-2.
В среду в Независимом пресс-центре в Москве состоится пресс-конференция "Правозащитников продолжают сажать: об аресте Алексея Соколова".
Справка
Заявление Amnesty International в поддержку Алексея Соколова
Правозащитнику Алексею Соколову, которого задержали 13 мая, грозят пытки и другие формы жестокого обращения.
Алексей Соколов возглавляет организацию "Правовая основа", которая выступает против пыток и других форм жестокого обращения с людьми, находящимися в российских тюрьмах и местах содержания под стражей. Его задержали на улице, рядом с собственной квартирой в городе Екатеринбурге; в момент задержания с ним находилась его двухлетняя дочь. Сотрудники милиции в штатском забрали у него девочку, опустили ее на землю и позвонили по домофону в дверь его квартиры. Ответившей на звонок жене они велели спуститься и забрать ребенка. Когда женщина выбежала из подъезда, она обнаружила рядом с дверью девочку; к этому моменту милиционеры уже втолкнули Алексея Соколова в машину и собирались уезжать.
Милиция задержала его по подозрению в участии в грабеже, произошедшем в 2004 году. Расследование этого дела несколько раз прекращалось в связи с невозможностью установить лиц, подлежащих привлечению в качестве подозреваемых. 23 апреля 2009 года следствие было открыто вновь: по словам представителей милиции, один из подозреваемых, уже находившийся в тюрьме за совершение другого преступления, сознался, что пошел на грабеж вместе с Алексеем Соколовым.
Алексей Соколов сообщил своему адвокату, что во время пребывания под стражей милиционеры угрожали ему. Ему было сказано, что, хотя они "не могут его бить, они знают, как его пытать". При этом они говорили: "Ты думал, что можешь нас контролировать, но милицию никто контролировать не может. Вот ты и допрыгался, правозащитник". Его адвокат сообщил представителям Amnesty International, что милиционеры использовали наручники, чтобы причинять ему боль. Адвокат сам видел на запястьях Соколова следы от наручников.
Как подозреваемый в совершении преступления, Алексей Соколов может быть задержан без предъявления обвинений на срок до десяти суток. Постановление о том, что Соколов является подозреваемым, судья вынес 14 мая. При этом судья отметил, что, будучи членом общественной комиссии по надзору за местами содержания под стражей, Алексей Соколов мог воспользоваться своим статусом, который позволяет ему посещать задержанных, чтобы повлиять на них (включая второго подозреваемого в грабеже) в ходе следствия по делу. В частности, он мог убедить второго подозреваемого отказаться от своих показаний, в которых тот заявил о причастности Алексея Соколова к грабежу.
Алексей Соколов выразил опасения, что милиционеры могут оказать на него давление с целью добиться "признания". В своей работе Соколов неоднократно сталкивался с тем, что задержанных пытали или жестоко обращались с ними, чтобы заставить их сознаться в совершении преступления, и он полагает, что милиция может проделать то же самое и с ним.
Amnesty International знакома с Алексеем Соколовым уже несколько лет и совместно выступала против различных нарушений прав человека.
Алексей Соколов неоднократно расследовал случаи пыток и жестокого обращения с задержанными, насильственные действия со стороны милиции и факты смерти в местах содержания под стражей. В 2006 году он распространил фильм о пытках и других формах жестокого обращения в исправительной колонии ИК-2 в Екатеринбурге. Часть территории колонии использовалась в качестве изолятора временного содержания арестованных, где людей, судя по фильму, пытали. Фильм вызвал большой общественный резонанс, как в России, так и за рубежом, в результате чего изолятор временного содержания закрыли. Благодаря деятельности "Правовой основы" были начаты расследования в отношении ряда милиционеров и сотрудников колонии по обвинениям в совершении различных преступлений, включая применение пыток с целью выбить признание.
Алексей Соколов и ранее подвергался нападениям и запугиванию. 2 августа 2006 года сотрудники милиции провели обыск в его квартире, где, по их словам, хранились краденые вещи. Однако они изъяли материалы по делам, которые Алексей Соколов готовил для Европейского суда по правам человека, переписку с заключенными, копии документов, касающихся расследований по заявлениям о нарушении прав человека. Кроме того, милиционеры конфисковали телевизор, компьютер и детские игрушки.
10 июня 2008 года Алексея Соколова забросали яйцами во время пресс-конференции, которую он проводил вместе с правозащитниками Львом Пономаревым и Людмилой Алексеевой, посвященной смерти заключенных в исправительной колонии 31 мая. В январе 2009 года в связи с этим делом нескольких сотрудников службы исполнения наказаний обвинили в превышении должностных полномочий.
Жена Алексея Соколова сообщила представителям Amnesty International, что ее мужу неоднократно угрожали и требовали, чтобы он прекратил свою работу.
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЕЙСТВИЯ: как можно скорее направьте обращение на русском, английском или своем родном языке:
- призвав власти обезопасить Алексея Соколова от пыток и других форм жестокого обращения;
- призвав власти немедленно освободить его либо предъявить ему обвинения в совершении конкретного уголовного преступления и своевременно заслушать его дело с соблюдением норм справедливого судебного разбирательства;
- призвав власти продемонстрировать уважение к законной деятельности правозащитников и проследить за тем, чтобы они могли свободно работать, не опасаясь последствий.
ОБРАЩЕНИЯ СЛЕДУЮЩИМ АДРЕСАТАМ:
Генеральному прокурору Российской Федерации, Прокурору Свердловской области, в Управление внутренних дел Екатеринбурга, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации.