Трагедия? Нет, скорее ужастик
Крах ельцинской партийной системы
В ночь с 7 на 8 декабря мы стали свидетелями кризиса партий и ельцинской партийной системы в целом. Можно по этому поводу горевать, но лучше попробовать понять новую ситуацию и извлечь уроки на будущее. Основные прежние думские партии "похудели" в полтора-два раза, причем для двух из них – СПС и "Яблока" - это привело к летальному исходу. Из всех парламентских партий осталась только КПРФ. Обратную трансформацию претерпела ЛДПР. Громко выстрелившая в 1993 году, она на каждых последующих выборах теряла ровно вдвое и, казалось, Дума образца 1999 года была для нее последней. Не тут-то было. В условиях изменившейся политической ситуации риторика Жириновского оказалась вновь востребованной, и ЛДПР обрела второе дыхание.
Феномен "Родины"
Если главными "закрытиями" прошедших выборов стали СПС и "Яблоко", которые, можно надеяться, ждет смена вех и вождей, то главным открытием стала "Родина" и один из ее лидеров Сергей Глазьев. Задумывавшаяся как один из нескольких "запасных" кремлевских проектов на все возможные направления спроса избирателей, а также как контригра против КПРФ, "Родина" в силу совпадения ряда благоприятных для нее факторов, начиная с изменения настроений и повестки дня с арестом Михаила Ходорковского и кончая удачной игрой на контрастах на теледебатах, стала резко набирать обороты. Она заметно нарастила свой потенциал в самую последнюю неделю, когда это уже не фиксировалось опросами, и четвертый результат, показанный дебютантом выборов, стал одним из главных сюрпризов политического сезона.
В калькуляциях "кремлевского конституционного большинства" "Родину" всегда учитывают, хотя, как представляется, это не бесспорно. Дело в том, что "Родина" в ее нынешнем виде не просто очень внутренне неоднородна, она еще и "дважды неуправляема". С одной стороны, Сергей Глазьев и Дмитрий Рогозин отнюдь не контролируют весь свой список, где представлены лица весьма высокопоставленные - и бывший главный банкир страны Виктор Геращенко, и генералы КГБ. С другой - не стоит преувеличивать степень контроля над Глазьевым со стороны Кремля, особенно сейчас, когда "Родина" успешно и вполне самостоятельно прошла в Думу, а соблазн стать единым кандидатом от левых на предстоящих президентских выборах для г-на Глазьева весьма высок.
Так ли страшен новый русский национализм?
Накануне выборов Чубайс пугал либерально настроенных избирателей тем, что мы проснемся в другой стране. Однако думается, что тут есть сильное преувеличение. Ведь выборы – это скорее зеркало, которое лишь фиксирует уже происшедшие в обществе изменения, а не вызывает их. К тому же можно полагать, что факт прихода в Думу более или менее вменяемых национал-патриотов в лице "Родины" при наличии соответствующих настроений в обществе скорее позитивен – хуже было бы, если бы эти настроения оставались под спудом, не канализируясь в парламентские формы.
Кроме того, зачастую преувеличивается выигрыш Кремля от проекта "Родина", а также управляемость новой думской фракции как самим Кремлем, так и ее двумя вождями. Более того, в лице "Родины" Кремль, похоже, столкнется с потенциально весьма серьезной оппозиционной силой, более реальной, чем опереточная ЛДПР, и более весомой и жесткой, чем "прирученная" КПРФ. А уж молодой и решительный популист Глазьев вместо многократно испытанного спарринг-партнера Зюганова в качестве единого кандидата от левой оппозиции на президентских выборах - такого Путину и в дурном сне не хотелось бы видеть.
Произошел ли крах либеральной идеи?
Пожалуй, что да, но не вообще, а в ее нынешнем исполнении. Несмотря на отчаянные призывы правых, многие их избиратели предпочли не выбирать меньшее из зол, а продемонстрировать свое негативное отношение и к нынешним правым, и к той системе, за скромное место в которой они так отчаянно сражались. С уходом СПС из Думы возникает весьма странная ситуация, когда позиции партии в правительстве очень сильны, особенно в экономическом его крыле, а опоры в виде думской фракции нет. Более того, по имеющимся сведениям, работа группы Игоря Шувалова над программой для президента Путина имеет отчетливый радикально-экономический крен, и Кремль готовится к новому этапу реформ. Похоже, однако, что теперь правые будут привлекаться к ним как эксперты-экономисты, а не представители относительно самостоятельной политической силы.
Новые правые?
Перед самыми выборами эксперты заговорили об имеющихся якобы планах Кремля не пускать в Думу СПС, а создать там новую правую фракцию на основе депутатов-одномандатников. Поскольку в Думу прошли всего семеро депутатов от СПС и "Яблока" да еще пара независимых либералов вроде Владимира Рыжкова, такая группа может быть создана лишь при активном участии Кремля и при условии передачи ей некоторого числа "единороссов" или прокремлевских "независимых".
Честное голосование
Само голосование и подведение итогов можно назвать "вынужденно честным", по крайней мере по нашим стандартам. С уходом Александра Волошина кремлевская администрация не смогла или не захотела гарантировать властям регионов прикрытие в случае скандалов с фальсификацией, и они в значительной степени оказались предоставлены сами себе. И вот результат! В Думу триумфально проходит "Родина", хотя Кремлю логичнее было бы ее придержать, сохранив короткий поводок, и не проходит ни одна из маломощных демократических партий, хотя, казалось бы, от отсутствия "Яблока" в новой Думе Кремль теряет больше, чем приобретает. Показателен и случай с башкирскими президентскими выборами, где Кремль попросту не дал Муртазе Рахимову объявить себя победителем в первом туре и фактически заставил его пойти на самоубийственный второй.
Дословно
Елена Трегубова
Я не ходила голосовать, потому что я не считаю выборы, которые происходят сегодня в России, демократическими. Главный рычаг воздействия на избирателей в нашей стране - телевидение, а оно узурпировано Кремлем, и в ведущих СМИ введена государственная пропутинская цензура.
Среди моих друзей шло обсуждение не того, за кого голосовать, а как бы технологичнее сделать так, чтобы твой голос не достался "Единой России". Одна моя подруга говорила, что надо проголосовать против всех. Но твой голос автоматически распределяется в пользу "Единой России". Другой мой друг предлагал забирать бюллетени и уносить с собой, но твой голос также будет зачислен в пользу победивших. Можно по-разному показывать "фак" Кремлю в данной ситуации. Количество не проголосовавших - это тоже своего рода протестное голосование.
Что касается итогов, то я скорее предполагала, что Кремлю будет выгодно пропустить и СПС и "Яблоко" в Думу с минимальным унизительным результатом - например, 5,1 и 5,2%. С этим результатом они бы все равно абсолютно не влияли на работу Думы, где было бы большинство у властной группировки, чиновничье-номенклатурно-националистических сил, но таким образом у Кремля оставалось бы прикрытие, такая демократическая ширма для выстраивания отношений с Западом. Теперь этой ширмы не остается. С одной стороны, это хорошо, но, увы, нам в этой стране жить.
Я считаю, что целиком на правых лежит вина за то, что они проиграли выборы, потому что они не стали адекватны тому вызову, тем настроениям, которые были в обществе у их коренных избирателей, у либералов, в связи с восстановлением в стране авторитаризма и движением по пути к диктатуре. Например, когда один за другим были ликвидированы негосударственные телеканалы, лидеры СПС не выразили внятного протеста против этого. А человек, который вел избирательную кампанию СПС, - Альфред Кох - сам участвовал в ликвидации одного из независимых телеканалов. В момент посадки Ходорковского было принято решение, что они не критикуют Путина лично, а говорят только об ухудшении инвестиционного климата и о том, что Генпрокуратура у нас действует избирательно, и так далее. То есть они не стали адекватны протестным настроениям либеральной части общества. Она в меньшинстве, но она довольно значительная. И я настаиваю, что у них было бы сейчас 15% в Думе, заяви они четко протест против посадки Ходорковского и вырази они этот протест напрямую президенту. Они бы получили тот электорат, который потенциально был за ними все годы реформ.
Злорадство в данном случае испытывать глупо, я очень надеюсь, что из этой чудовищной пощечины самим себе правые вынесут урок и, объединившись, смогут выставить единого, оппозиционного Путину кандидата в президенты, который заявит, что он выступает против ликвидации гражданских свобод, что он против передела собственности, что он против пересмотра ельцинских реформ, что он за реструктуризацию экономики и за продвижение по тому пути реформ, который наметил Ельцин.
Все в руках политиков. Если они сейчас очухаются и перестанут грызться и тратить свои силы на мелкие оппозиционные выпады, если они действительно выставят единого кандидата, я уверена, что он моментально наберет больше, чем Путин, потому что и бизнес сейчас находится в состоянии тревожного и недоброжелательного ожидания по отношению к Путину. Поэтому все сейчас будет зависеть от степени вменяемости либеральных сил.
Грани.Ру, 08.12.2003
Виктор Шендерович
Говоря без метафор: значительная часть господ, месяцы напролет боровшихся за кормило власти, - уголовники. К хрестоматийному Жириновскому, про которого мы это знали давно, добавился для разнообразия г-н Рогозин. Массовое голосование за этих господ означает заражение крови вне зависимости от того, кто именно из них будет маячить на Охотном Ряду и совершать рекламные налеты на Страсбург, чтобы там понимали, что Путин - это еще полбеды.
В стране, где за Рогозина и Жириновского голосуют миллионы, опасно ходить по улицам.
Со страной, в которой десятки миллионов граждан - после всего, что было сделано с их отцами, дедами и ими самими, - голосуют за КПРФ, можно делать вообще все, что заблагорассудится, в государственном масштабе. Лоси ходят к пересохшему водопою две недели - все никак не могут понять, что воды тут нет, и назавтра приходят снова. Россияне давно побили этот сохатый рекорд и, кажется, не намерены останавливаться на достигнутом. Зюганов может поправить органчик в голове, обтереть пластинку и готовиться к следующим выборам.
Обреченное голосование народа за гражданина начальника Грызлова и его Ко означает уже полнейшую безнадегу и равнодушие народа к собственной судьбе.
Но самое грустное зрелище - это, конечно, наши правые. Боящиеся назвать черное черным, увязшие в двусмыслице, главные силы истратившие на деморализацию собственного электората; в час процентной неудачи бегущие под телекамеры поесть с путинской ладони...
Надеюсь, кто-то из них (лучше, если и те и другие) попал в парламент, потому что, повторюсь, не в Бельгии живем, и нынешний выбор России, без всяких кавычек, - выбор, примерно говоря, между Уго Чавесом и Милошевичем.
"Газета", 08.12.2003
Статьи по теме
Трагедия? Нет, скорее ужастик
Спустя сутки после тяжелой выборной ночи, когда выспишься, происшедшее в день всенародного волеизъявления 7 декабря уже не видится в одних лишь черных красках. По крайней мере, хочется думать не только о плохом, но и о хорошем. По мнению эксперта Московского Центра Карнеги Николая Петрова, главная хорошая новость относительно парламентских выборов заключается в том, что все плохое, что можно было себе представить, уже случилось. Значит, теперь может быть только лучше.
Перекошенная Россия
Международные наблюдатели сочли, что на российских парламентских выборах воля избирателей подверглась искажению. Действительно, в условиях управляемой демократии картина политических предпочтений граждан оказалась сильно перекошенной. Однако даже тщательно отредактированные ЦИКом данные позволяют сделать любопытные политические выводы: например, определить реальный рейтинг президента Путина. Судя по результатам выборов, этот заветный показатель лишь немногим превышает 20 процентов.
Мы проснулись на помойке
Ночь выборов кончилась. Мы проснулись на помойке и еще долго будем протирать глаза, рассматривая новые декорации и прислушиваясь к свежим запахам слева, справа и сверху. Они особенно шибают в нос после того, как лет девять довелось подышать воздухом свободы. Впрочем, это было уже давно, пора и отвыкнуть.
Забыть о Думе
Как полагает Виталий Портников, на деле выборы мало что изменили в российской политической жизни. По его мнению, наш парламент уже давно перестал быть местом принятия решений, так что сдвиги в думских раскладах большого значения не имеют.
Андрей Рябов: Арест Ходорковского предопределил думский расклад
Эксперт Центра Карнеги анализирует неожиданный взлет "Родины", успех ЛДПР, неудачу КПРФ и крах "правых".
Дай миллион!
7 декабря в Башкирии будут выбирать не только депутатов Госдумы, но и президента республики. Авторитарный республиканский лидер Муртаза Рахимов выступает одновременно и как своенравный оппонент Кремля, и как перспективный поставщик голосов для "Единой России" - у башкирского президента их в запасе около миллиона. По-видимому, Москва договорится с Уфой насчет результатов голосования, но вряд ли перемирие будет долгим.
Александр Вешняков "звонит" по Муртазе Рахимову
Российский ЦИК демонстрирует редкую для этого заведения боевитость. В Башкирии, где 7 декабря буду избирать еще и президента, Центризбиркомом обнаружены такие вопиющие нарушения закона, что Александр Вешняков вынужден был срочно запросить помощь Генпрокуратуры. Похоже, если Муртаза Рахимов все-таки продавит свою кандидатуру на очередной срок, выборы в Башкирии могут быть признаны недействительными. Активность ЦИКа отчетливо указывает на прохладное отношение Кремля к башкирскому единоначальнику.
Драка хорошего с лучшим
Башкирский ЦИК оказывает жесткое сопротивление федеральному, отказываясь регистрировать кандидатов, неудобных для действующего президента Муртазы Рахимова. Конфликт вокруг предпринимателя Сергея Веремеенко, которого Москва считает кандидатом, а Уфа - нет, в рамках судебной системы не решается. Заявления Центризбиркома, грозящего напустить на башкирских коллег Генпрокуратуру или вовсе разогнать их после выборов, имеют обратный эффект. Избирком Башкирии не прислушивается к Москве и готов идти до победного конца к переизбранию Рахимова. Между тем Кремль, похоже, до сих пор не сделал своего выбора.