статья Трагедия? Нет, скорее ужастик

Николай Петров, 09.12.2003
Выборы.

Выборы.

Крах ельцинской партийной системы

В ночь с 7 на 8 декабря мы стали свидетелями кризиса партий и ельцинской партийной системы в целом. Можно по этому поводу горевать, но лучше попробовать понять новую ситуацию и извлечь уроки на будущее. Основные прежние думские партии "похудели" в полтора-два раза, причем для двух из них – СПС и "Яблока" - это привело к летальному исходу. Из всех парламентских партий осталась только КПРФ. Обратную трансформацию претерпела ЛДПР. Громко выстрелившая в 1993 году, она на каждых последующих выборах теряла ровно вдвое и, казалось, Дума образца 1999 года была для нее последней. Не тут-то было. В условиях изменившейся политической ситуации риторика Жириновского оказалась вновь востребованной, и ЛДПР обрела второе дыхание.

Феномен "Родины"

Если главными "закрытиями" прошедших выборов стали СПС и "Яблоко", которые, можно надеяться, ждет смена вех и вождей, то главным открытием стала "Родина" и один из ее лидеров Сергей Глазьев. Задумывавшаяся как один из нескольких "запасных" кремлевских проектов на все возможные направления спроса избирателей, а также как контригра против КПРФ, "Родина" в силу совпадения ряда благоприятных для нее факторов, начиная с изменения настроений и повестки дня с арестом Михаила Ходорковского и кончая удачной игрой на контрастах на теледебатах, стала резко набирать обороты. Она заметно нарастила свой потенциал в самую последнюю неделю, когда это уже не фиксировалось опросами, и четвертый результат, показанный дебютантом выборов, стал одним из главных сюрпризов политического сезона.

В калькуляциях "кремлевского конституционного большинства" "Родину" всегда учитывают, хотя, как представляется, это не бесспорно. Дело в том, что "Родина" в ее нынешнем виде не просто очень внутренне неоднородна, она еще и "дважды неуправляема". С одной стороны, Сергей Глазьев и Дмитрий Рогозин отнюдь не контролируют весь свой список, где представлены лица весьма высокопоставленные - и бывший главный банкир страны Виктор Геращенко, и генералы КГБ. С другой - не стоит преувеличивать степень контроля над Глазьевым со стороны Кремля, особенно сейчас, когда "Родина" успешно и вполне самостоятельно прошла в Думу, а соблазн стать единым кандидатом от левых на предстоящих президентских выборах для г-на Глазьева весьма высок.

Так ли страшен новый русский национализм?

Накануне выборов Чубайс пугал либерально настроенных избирателей тем, что мы проснемся в другой стране. Однако думается, что тут есть сильное преувеличение. Ведь выборы – это скорее зеркало, которое лишь фиксирует уже происшедшие в обществе изменения, а не вызывает их. К тому же можно полагать, что факт прихода в Думу более или менее вменяемых национал-патриотов в лице "Родины" при наличии соответствующих настроений в обществе скорее позитивен – хуже было бы, если бы эти настроения оставались под спудом, не канализируясь в парламентские формы.

Кроме того, зачастую преувеличивается выигрыш Кремля от проекта "Родина", а также управляемость новой думской фракции как самим Кремлем, так и ее двумя вождями. Более того, в лице "Родины" Кремль, похоже, столкнется с потенциально весьма серьезной оппозиционной силой, более реальной, чем опереточная ЛДПР, и более весомой и жесткой, чем "прирученная" КПРФ. А уж молодой и решительный популист Глазьев вместо многократно испытанного спарринг-партнера Зюганова в качестве единого кандидата от левой оппозиции на президентских выборах - такого Путину и в дурном сне не хотелось бы видеть.

Произошел ли крах либеральной идеи?

Пожалуй, что да, но не вообще, а в ее нынешнем исполнении. Несмотря на отчаянные призывы правых, многие их избиратели предпочли не выбирать меньшее из зол, а продемонстрировать свое негативное отношение и к нынешним правым, и к той системе, за скромное место в которой они так отчаянно сражались. С уходом СПС из Думы возникает весьма странная ситуация, когда позиции партии в правительстве очень сильны, особенно в экономическом его крыле, а опоры в виде думской фракции нет. Более того, по имеющимся сведениям, работа группы Игоря Шувалова над программой для президента Путина имеет отчетливый радикально-экономический крен, и Кремль готовится к новому этапу реформ. Похоже, однако, что теперь правые будут привлекаться к ним как эксперты-экономисты, а не представители относительно самостоятельной политической силы.

Новые правые?

Перед самыми выборами эксперты заговорили об имеющихся якобы планах Кремля не пускать в Думу СПС, а создать там новую правую фракцию на основе депутатов-одномандатников. Поскольку в Думу прошли всего семеро депутатов от СПС и "Яблока" да еще пара независимых либералов вроде Владимира Рыжкова, такая группа может быть создана лишь при активном участии Кремля и при условии передачи ей некоторого числа "единороссов" или прокремлевских "независимых".

Честное голосование

Само голосование и подведение итогов можно назвать "вынужденно честным", по крайней мере по нашим стандартам. С уходом Александра Волошина кремлевская администрация не смогла или не захотела гарантировать властям регионов прикрытие в случае скандалов с фальсификацией, и они в значительной степени оказались предоставлены сами себе. И вот результат! В Думу триумфально проходит "Родина", хотя Кремлю логичнее было бы ее придержать, сохранив короткий поводок, и не проходит ни одна из маломощных демократических партий, хотя, казалось бы, от отсутствия "Яблока" в новой Думе Кремль теряет больше, чем приобретает. Показателен и случай с башкирскими президентскими выборами, где Кремль попросту не дал Муртазе Рахимову объявить себя победителем в первом туре и фактически заставил его пойти на самоубийственный второй.

Николай Петров, 09.12.2003


новость Новости по теме