Дай миллион!
Из почти дюжины выборов глав регионов, идущих одновременно с думскими, особое внимание привлекают башкирские. Почти весь последний год федеральные СМИ сообщали о связанных с республикой и ее бессменным лидером Муртазой Рахимовым скандалах. Это победа списка Рахимова/"Единой России" на выборах в Госсобрание и предпринятый сразу после этого антимосковский демарш новоизбранных парламентариев по вопросу о республиканском суверенитете; заявление Счетной палаты о "тихой приватизации" нефтеперерабатывающего комплекса кланом Рахимова; многомиллиардное дело об уклонении от уплаты налогов "нефтянки", контролируемой сыном Муртазы Рахимова Уралом, и т.д.
С приближением дня голосования накал страстей вокруг башкирских выборов достиг высшей точки. Здесь и череда скандалов вокруг регистрации/нерегистрации главных соперников действующего главы: сенатора Ралифа Сафина и банкира Сергея Веремеенко с жестким столкновением Центрального и республиканского избиркомов; и решение тамбовского районного суда о фактической отмене приватизации республиканской нефтехимии... При этом, однако, развязав фронтальное наступление на Рахимова и поддерживая его соперников на выборах, Кремль избегает прямой конфронтации. Более того, за пару недель до голосования лидер ЕР Борис Грызлов проводит в Уфе общероссийское совещание "Роль политической партии "Единая Россия" в укреплении российской государственности", заявляя о поддержке Рахимова, возглавляющего региональный список ЕР.
Возникает ряд вопросов. Чего, собственно, хочет Кремль в Башкирии? Почему именно Башкирия привлекает столько внимания? Наконец, что там будет на выборах – федеральных думских и республиканских президентских?
Начнем с того, что Рахимов – один из самых своенравных и влиятельных региональных лидеров, уже многие годы открыто бросающий вызов Кремлю. При этом он член Высшего совета ЕР, а республика - один из самых больших регионов страны. "Единая Россия" там вполне может рассчитывать на миллион голосов – столько в совокупности здесь получили "Единство" и ОВР в прошлый раз. Положит или нет ЕР эти голоса в свою копилку - это зависит прежде всего от Рахимова.
Ставки в игре высоки и потому, что на кону огромный кусок недоприватизированной собственности – нефтехимический комплекс республики, оцениваемый экспертами в 2-3 млрд долларов. Рахимов попытался было заблаговременно вывести его из игры, приватизировав и передав фактически в руки сына, но чтобы эта схема реализовалась полностью, понадобятся еще годы.
Особую принципиальность в отношении башкирских выборов проявляет Центризбирком. Впрочем, опыт Калмыкии свидетельствует о том, что в случае открытого конфликта окончательная позиция Кремля далеко не всегда соответствует циковской. Да и Центризбирком весьма гибок. Так, недавно при утверждении сетки избирательных округов ЦИК уступил давлению Уфы и позволил перекроить в Башкирии все округа по выборам в Госдуму. Во всех них руководство республики абсолютно контролирует ситуацию, поскольку Уфа – столица и наименее контролируемая часть республики - оказалась разделена на шесть частей и присоединена к сельским районам. Неудивительно, что, по предварительным данным, во всех округах побеждают кандидаты Рахимова, идущие под флагом "ЕР", причем их состав, как и в прошлый раз, обновляется радикально.
На борьбу за власть в Башкирии накладывается чрезвычайно важный этнический фактор: башкиры в республике – лишь третий по численности этнос (после русских и татар), однако при этом политические элиты на всех уровнях почти исключительно башкирские. Уже существующая заметная межэтническая напряженность может лишь возрасти в ходе противостояния трех ведущих кандидатов, представляющих главные этносы республики. Именно боязнь конфликта такого рода, похоже, удерживает сейчас Кремль от резких движений.
В случае Башкирии налицо системный кризис модели двухэтажной делегативной демократии. Не может быть одновременно отца республики и отца всей страны, и коль скоро в последней роли прочно укрепился Владимир Путин, первая обречена сойти на нет. В столкновении двух мощных административных машин преимущество постепенно переходит к Кремлю.
Неясно, впрочем, насколько далеко он готов пойти. Похоже, в отношении Рахимова Кремль использует уже отработанную во многих других регионах схему "доброго и злого следователей", суть которой не столько в отстранении, сколько в максимальном ослаблении действующего лидера на выборах для заключения неформального контракта на новый срок на максимально выгодных для Кремля условиях. Не исключено, впрочем, что и сам этот срок может оказаться укороченным, как это случилось, например, с Владимиром Яковлевым, бывшим соратником Рахимова по руководству "Всей Россией".
Чистой победы на выборах президента Башкирии не будет - будет выигрыш по очкам. По мнению экспертов, оценивающих настроения избирателей, действующий президент вряд ли наберет необходимое для победы в первом туре число голосов. Однако второй тур его никак не устраивает: с одной стороны, он уже не будет нужен Кремлю для обеспечения высоких результатов ЕР, а с другой, электораты главных соперников могут объединиться. Рахимову надо победить в первом туре любой ценой. Нет сомнения, что он так и сделает. Предполагаю, что ввиду более чем завидного приданого в миллион голосов Кремль с этим согласится - по крайней мере на время распределения мандатов в Думе. А вот дальше неминуемые массовые махинации на выборах могут стать тем крючком, который не позволит Рахимову вновь обрести довыборную независимость.
Статьи по теме
Дай миллион!
7 декабря в Башкирии будут выбирать не только депутатов Госдумы, но и президента республики. Авторитарный республиканский лидер Муртаза Рахимов выступает одновременно и как своенравный оппонент Кремля, и как перспективный поставщик голосов для "Единой России" - у башкирского президента их в запасе около миллиона. По-видимому, Москва договорится с Уфой насчет результатов голосования, но вряд ли перемирие будет долгим.
Александр Вешняков "звонит" по Муртазе Рахимову
Российский ЦИК демонстрирует редкую для этого заведения боевитость. В Башкирии, где 7 декабря буду избирать еще и президента, Центризбиркомом обнаружены такие вопиющие нарушения закона, что Александр Вешняков вынужден был срочно запросить помощь Генпрокуратуры. Похоже, если Муртаза Рахимов все-таки продавит свою кандидатуру на очередной срок, выборы в Башкирии могут быть признаны недействительными. Активность ЦИКа отчетливо указывает на прохладное отношение Кремля к башкирскому единоначальнику.
Драка хорошего с лучшим
Башкирский ЦИК оказывает жесткое сопротивление федеральному, отказываясь регистрировать кандидатов, неудобных для действующего президента Муртазы Рахимова. Конфликт вокруг предпринимателя Сергея Веремеенко, которого Москва считает кандидатом, а Уфа - нет, в рамках судебной системы не решается. Заявления Центризбиркома, грозящего напустить на башкирских коллег Генпрокуратуру или вовсе разогнать их после выборов, имеют обратный эффект. Избирком Башкирии не прислушивается к Москве и готов идти до победного конца к переизбранию Рахимова. Между тем Кремль, похоже, до сих пор не сделал своего выбора.