Перекошенная Россия
Накануне старта предвыборной кампании по переизбранию президента Путина его команда замечательным образом перекроила политическую поляну России. Наконец Кремлю удалось сконструировать правый фланг, на фоне которого даже Путин сможет выглядеть едва ли не либералом. Сбылась давняя мечта кремлевских идиотов создать справа от Путина структуры еще более имперские, еще более националистические, еще более отвязанные. Президенту теперь есть кому поручить реплики вроде "замочим в сортире", "за...сь пыль глотать", "обрежем под корень" и прочие прибаутки районных оперов. Есть кем пугать свободный мир. Жириновскому и Рогозину давно нет нужды доказывать, что они могут быть очень органичными в роли злодеев.
После думских выборов Россия стала правой страной. При этом настолько правой, что даже ее политический центр мечтает об имперском реванше и накачивает мускулы для нового противостояния всем. Забавнее же всего, что и на левом фланге остатки КПРФ мечтают о том же. Но силовики теперь в коммунистах не нуждаются. Спецслужбы уже перестали быть боевым отрядом партии. Это теперь просто боевой отряд, готовый отстаивать свои интересы любыми доступными средствами.
Российская власть долго рожала национальную идею и наконец вымучила убогую – реванш за банкротство Советского Союза. Наши бывшие правые на самом деле никакими правыми никогда не были. Главная их беда в том, что они не были никакими. Это была детская игра в слова – "наше дело правое, с президентом мы". Сначала играли в детей Ельцина. Он их любил и многое им позволял. Потом они не захотели взрослеть и постоянно напрашивались в приемные дети к Путину. Но Путин их не любил. И Чубайс с Немцовым, и Явлинский со своим так и не созревшим "Яблоком" в 2003 году оказались не нужны больше ни президенту, ни избирателям. Даже тем, которые на будущее России не смотрят в армейский бинокль.
Симпатичные ребята из СПС и "Яблока" так и остались обаятельными недорослями, не сумевшими выработать собственной жизнеспособной политической идеи. Даже когда всем стало очевидно, куда направляет Россию Путин, они не смогли занять сколько-нибудь самостоятельную и внятную для своего электората позицию. И до последнего надеялись, что президент их не бросит. Бросил. Потому что это на фоне Жириновского и Рогозина Путин смотрится человеком, а на фоне Чубайса с Явлинским - обыкновенный людоед. Теперь максимум на что они могут рассчитывать у президента - это на разрешение в обмен на личную безопасность наносить демократический грим на путинский оскал.
И дело не в том, что Путин не демократ. Он не лукавит, когда говорит, что на последних думских выборах победила демократия. Он действительно так думает. Нужно только помнить, что для Путина и его коллег настоящая (не гнилая западная) демократия может быть только социалистической, на современном языке российской элиты - управляемой, которая существовала в СССР. Путин – демократ. Настолько, насколько может быть демократом человек убежденный, что наилучшей организацией человеческих сообществ является армейское единоначалие.
После думских выборов политическую морду России перекосило. Правую сторону обезобразил реваншистский националистический флюс. Слева ошметки красного лишая. И ни одной здоровой идеи, ни одной либеральной силы, способной вылечить правый нарыв.
Попытки Юшенкова, Головлева и Березовского создать в России действительно либеральную партию натолкнулись на жесточайшее сопротивление власти. В ходе подготовки к думским выборам Юшенков и Головлев застрелены близ своих домов, меж тем как Генпрокуратура попыталась добиться экстрадиции Березовского с помощью сфабрикованного дела. Англичане Березовского не выдали. А партия "Либеральная Россия" из-за жесткого давления Кремля и отступничества некоторых соратников Юшенкова и Головлева, накрывшихся автомобильными покрышками, не смогла реализовать свой потенциал.
На левом фланге никого нет. Интересы большинства российских избирателей некому представлять. 7 декабря стало очевидно, что страна разделена. При этом абсолютно неважно, сколько фальсификаций и нарушений было в ходе этих выборов. Иностранные наблюдатели отмечают неравноправие партий, административный ресурс, влияющий на ход выборов, и прочие неприличные обстоятельства. К ним можно добавить странную динамику голосования по времени: из данных, обнародованных ЦИКом, явствует, что 70 процентов(44 миллиона) проголосовавших избирателей ухитрились исполнить свой гражданский долг всего за три часа. Такие тысячные очереди даже при советской власти за колбасой нечасто выстраивались. Можно упомянуть и о странных результатах голосования, выявленных на отдельных избирательных участках, где в урнах оказывалось в два раза больше бюллетеней, чем было в наличии избирателей.
Можно тут сказать еще много чего, но бессмысленно. Поскольку фальсификации, нарушения и злоупотребления, не говоря уже о повсеместно торчащей дубине административного ресурса, являются не просто нормой, а главной составляющей российской избирательной технологии. При управляемой (она же инсценированная) демократии иного и быть не может.
Анализировать результаты выборов приходится по данным, которые считает возможным обнародовать ЦИК. А они таковы: 50% избирателей либо не пришли к к урнам, либо голосовали против всех.
Выборы также показали, сколько в России людей, готовых активно поддержать президента Путина. Доля проголосовавших за "Единую Россию" в общем числе избирателей составляет чуть более 20 процентов. Вероятно, это и есть реальный рейтинг президента: ведь в ходе предвыборной кампании Путин фактически был слит с "Единой Россией". Мало того, что вся идеология правящей партии сводилась к слогану "президент с нами", так еще и сам Путин не уставал напоминать электорату, что единороссы главные его кореша и сослуживцы. За "Единую Россию" голосовали те, кто уже сегодня готов голосовать за Путина на президентских выборах. Ни с ЛДПР, ни с "Родиной" Путин себя не связывал, не говоря уже о КПРФ и аутсайдерах думской гонки. Большинство избирателей либо вовсе не пришли на участки, либо проигнорировали призывы президента поддержать его партию и отдали свои голоса другим политическим игрокам. Ради конституционного большинства в новой Думе Кремль рискнул рейтингом президента. Рейтинг опустили.
Впрочем, вполне вероятно, что в оставшиеся до президентских выборов три месяца Путину важнее иметь конституционное большинство в Думе, чем высокий рейтинг у ФОМа.
Как бы то ни было, думские выборы показали, что у большинства россиян нет ни объединительной идеи, ни кандидата, за которого они готовы прийти и проголосовать. Двадцать процентов общего числа избирателей плюс около десяти у ЛДПР и "Родины" - это максимум, который сумел получить Кремль. Правда, непосредственно в ходе предвыборной кампании в основных конкурентов кремлевские не стреляли. Для полученного результата хватило угрозы ареста.
Но в преддверии президентских выборов избирателям, которые не хотят противостоять всему миру, которые не мечтают о реванше и для которых благом стало историческое поражение Советского Союза, необходимы уже сегодня дееспособная политическая партия и свой кандидат в президенты. И на все про все отведено три месяца.
Три месяца, которые решат судьбу России на ближайшее десятилетие. При сегодняшней быстротечности исторического процесса дальше загадывать бессмысленно.
Выбор такой: между войной, которая необходима силовикам для оправдания их активности в политике, и отстранением их от управления государством.
А не сделаем выбора, тогда это и про нас:
С Россией кончено. На последях
Ее мы прогалдели, проболтали,
Пролузгали, пропили, проплевали,
Замызгали на грязных площадях...
23 ноября 1917 года
Дословно
Елена Трегубова
Я не ходила голосовать, потому что я не считаю выборы, которые происходят сегодня в России, демократическими. Главный рычаг воздействия на избирателей в нашей стране - телевидение, а оно узурпировано Кремлем, и в ведущих СМИ введена государственная пропутинская цензура.
Среди моих друзей шло обсуждение не того, за кого голосовать, а как бы технологичнее сделать так, чтобы твой голос не достался "Единой России". Одна моя подруга говорила, что надо проголосовать против всех. Но твой голос автоматически распределяется в пользу "Единой России". Другой мой друг предлагал забирать бюллетени и уносить с собой, но твой голос также будет зачислен в пользу победивших. Можно по-разному показывать "фак" Кремлю в данной ситуации. Количество не проголосовавших - это тоже своего рода протестное голосование.
Что касается итогов, то я скорее предполагала, что Кремлю будет выгодно пропустить и СПС и "Яблоко" в Думу с минимальным унизительным результатом - например, 5,1 и 5,2%. С этим результатом они бы все равно абсолютно не влияли на работу Думы, где было бы большинство у властной группировки, чиновничье-номенклатурно-националистических сил, но таким образом у Кремля оставалось бы прикрытие, такая демократическая ширма для выстраивания отношений с Западом. Теперь этой ширмы не остается. С одной стороны, это хорошо, но, увы, нам в этой стране жить.
Я считаю, что целиком на правых лежит вина за то, что они проиграли выборы, потому что они не стали адекватны тому вызову, тем настроениям, которые были в обществе у их коренных избирателей, у либералов, в связи с восстановлением в стране авторитаризма и движением по пути к диктатуре. Например, когда один за другим были ликвидированы негосударственные телеканалы, лидеры СПС не выразили внятного протеста против этого. А человек, который вел избирательную кампанию СПС, - Альфред Кох - сам участвовал в ликвидации одного из независимых телеканалов. В момент посадки Ходорковского было принято решение, что они не критикуют Путина лично, а говорят только об ухудшении инвестиционного климата и о том, что Генпрокуратура у нас действует избирательно, и так далее. То есть они не стали адекватны протестным настроениям либеральной части общества. Она в меньшинстве, но она довольно значительная. И я настаиваю, что у них было бы сейчас 15% в Думе, заяви они четко протест против посадки Ходорковского и вырази они этот протест напрямую президенту. Они бы получили тот электорат, который потенциально был за ними все годы реформ.
Злорадство в данном случае испытывать глупо, я очень надеюсь, что из этой чудовищной пощечины самим себе правые вынесут урок и, объединившись, смогут выставить единого, оппозиционного Путину кандидата в президенты, который заявит, что он выступает против ликвидации гражданских свобод, что он против передела собственности, что он против пересмотра ельцинских реформ, что он за реструктуризацию экономики и за продвижение по тому пути реформ, который наметил Ельцин.
Все в руках политиков. Если они сейчас очухаются и перестанут грызться и тратить свои силы на мелкие оппозиционные выпады, если они действительно выставят единого кандидата, я уверена, что он моментально наберет больше, чем Путин, потому что и бизнес сейчас находится в состоянии тревожного и недоброжелательного ожидания по отношению к Путину. Поэтому все сейчас будет зависеть от степени вменяемости либеральных сил.
Грани.Ру, 08.12.2003
Виктор Шендерович
Говоря без метафор: значительная часть господ, месяцы напролет боровшихся за кормило власти, - уголовники. К хрестоматийному Жириновскому, про которого мы это знали давно, добавился для разнообразия г-н Рогозин. Массовое голосование за этих господ означает заражение крови вне зависимости от того, кто именно из них будет маячить на Охотном Ряду и совершать рекламные налеты на Страсбург, чтобы там понимали, что Путин - это еще полбеды.
В стране, где за Рогозина и Жириновского голосуют миллионы, опасно ходить по улицам.
Со страной, в которой десятки миллионов граждан - после всего, что было сделано с их отцами, дедами и ими самими, - голосуют за КПРФ, можно делать вообще все, что заблагорассудится, в государственном масштабе. Лоси ходят к пересохшему водопою две недели - все никак не могут понять, что воды тут нет, и назавтра приходят снова. Россияне давно побили этот сохатый рекорд и, кажется, не намерены останавливаться на достигнутом. Зюганов может поправить органчик в голове, обтереть пластинку и готовиться к следующим выборам.
Обреченное голосование народа за гражданина начальника Грызлова и его Ко означает уже полнейшую безнадегу и равнодушие народа к собственной судьбе.
Но самое грустное зрелище - это, конечно, наши правые. Боящиеся назвать черное черным, увязшие в двусмыслице, главные силы истратившие на деморализацию собственного электората; в час процентной неудачи бегущие под телекамеры поесть с путинской ладони...
Надеюсь, кто-то из них (лучше, если и те и другие) попал в парламент, потому что, повторюсь, не в Бельгии живем, и нынешний выбор России, без всяких кавычек, - выбор, примерно говоря, между Уго Чавесом и Милошевичем.
"Газета", 08.12.2003
Статьи по теме
Перекошенная Россия
Международные наблюдатели сочли, что на российских парламентских выборах воля избирателей подверглась искажению. Действительно, в условиях управляемой демократии картина политических предпочтений граждан оказалась сильно перекошенной. Однако даже тщательно отредактированные ЦИКом данные позволяют сделать любопытные политические выводы: например, определить реальный рейтинг президента Путина. Судя по результатам выборов, этот заветный показатель лишь немногим превышает 20 процентов.
Мы проснулись на помойке
Ночь выборов кончилась. Мы проснулись на помойке и еще долго будем протирать глаза, рассматривая новые декорации и прислушиваясь к свежим запахам слева, справа и сверху. Они особенно шибают в нос после того, как лет девять довелось подышать воздухом свободы. Впрочем, это было уже давно, пора и отвыкнуть.
Забыть о Думе
Как полагает Виталий Портников, на деле выборы мало что изменили в российской политической жизни. По его мнению, наш парламент уже давно перестал быть местом принятия решений, так что сдвиги в думских раскладах большого значения не имеют.