Кемеровскому блогеру предъявлено обвинение по 282-й статье
Блогеру Дмитрию Соловьеву, члену движения "Оборона", предъявлено обвинение по 282-й статье Уголовного кодекса (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства). Как передает "Эхо Москвы", об этом сообщил координатор движения "Оборона" Олег Козловский, правоохранительные органы считают, что своими высказываниями в Живом Журнале Соловьев разжигал у пользователей ненависть к сотрудникам МВД и ФСБ.
Кроме того, как сообщил Козловский Газете.Ру, в обвинительном заключении сказано, что записи подрывают "основы конституционного строя и безопасность государства". За посты блогеру грозит до двух лет лишения свободы. "Это удивительно. Мы были уверены, что дело развалится практически сразу же", – сказал Козловский. Материалов дела у обвиняемого и его адвоката пока нет, однако, по данным лидера "Обороны", если следствие не продлят, в суд документы передадут уже через две недели. В октябре прошлого года Соловьеву было отказано в независимой экспертизе его материалов.
Поводом для "дела Соловьева" стали записи, размещенные в личном дневнике пользователя ЖЖ dimon77, которого в ФСБ Кемеровской области считают Дмитрием Соловьевым. В них автор обвиняет власти России и ФСБ в разгуле преступности и ксенофобии, в запрете вывоза из России биоматериалов, лишающем детей, больных лейкозом, шанса на спасение. Кроме того, в записи содержались обвинения в нежелании признать Николая II и его семью жертвами политических репрессий, в предпринятой по политическим мотивам попытке призвать в армию негодного для службы Олега Козловского, а также в нежелании покаяться в преступлениях, совершенных коммунистической властью в ХХ веке.
В августе СКП по Кемеровской области, рассмотрев записи, обнаружил в них повод для возбуждения уголовного дела по статье 282 Уголовного кодекса - "Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства". Соловьеву грозит до двух лет лишения свободы.
Обвиняемый и его защита сомневаются в объективности специалиста, на основании заключения которого было возбуждено уголовное дело. Также они не верят в независимость от региональных властей назначенного следствием эксперта: тот работает в Кемеровском государственном университете. Соловьев просил провести экспертизу за пределами Кемеровской области – в Томском государственном университете или с привлечением членов Независимого экспертно-правового совета. Однако судья сочла действия следствия законными и отклонила жалобу.
В августе 2008 года в Интернете начался сбор подписей в поддержку Соловьева. Блогеры обратились к генпрокурору Юрию Чайке, депутатам Госдумы, президенту Дмитрию Медведеву и председателю правительства Владимиру Путину с требованием прекратить абсурдное уголовное дело, изменить "антиэкстремистское" законодательство и официально подтвердить право россиян публично критиковать органы власти.
"Мы считаем, что волна уголовных преследований блогеров за выражение ими своих мнений вызвана стремлением представителей силовых структур поставить русскоязычный интернет под свой контроль. Они хотят заставить нас бояться высказывать то, что мы думаем", - говорилось, в частности, в этом обращении.
Летом в Сыктывкаре был осужден музыкант Савва Терентьев, также обвинявшийся в разжигании с помощью Интернета ненависти к сотрудникам милиции. По делу проводилось несколько экспертиз. Терентьев был признан виновным в преступлении, предусмотренном частью 1 статьи 282 Уголовного кодекса, за разжигание социальной розни через Интернет. Гособвинитель Лада Лузан требовала приговорить подсудимого к 1,5 годам лишения свободы условно. В итоге Терентьев получил год условно.
За последние 5 лет в мире были арестованы 64 владельца блогов. Только в 2007 году арестованы 36 блогеров, что в 3 раза больше, чем в предыдущем. Более половины из них составляют жители Китая, Ирана и Египта. Самое значительное наказание, к которому приговорили автора интернет-дневника - 8 лет тюрьмы. По мнению специалистов, рост числа подобных арестов связан с возрастающей ролью интернет-дневников в политической и общественной жизни в целом.
Грани-ТВ: "Оборона", Савва Тереньев, милиция
Справка
Пост ЖЖ-пользователя dimon77, за который предъявлено обвинение Дмитрию Соловьеву
Вы думаете, что тупым "не пущать!" Вы уничтожите организацию? Ничего у Вас не выйдет. Вы ввязались в заведомо проигрышную игру. Вы подставляете Вашего Бурого ставленника. Вы дождетесь, что какие-нибудь Меркель или Буш позвонят и тихо скажут: "не надо". И Вы, на каждом углу распространяя вонючую мантру "Россия никогда не встанет на колени. Россия не допустит над собой внешнего управления...", как миленькие вытянетесь по струнке, возьмете под козырек и рявкнете "Есть!". Как рявкали в прошлом году, когда разрешили Июньский Марш в Москве по просьбе немецкого канцлера. Или как рявкали месяц назад, когда по просьбе американского президента перевели Алексаняна в клинику.
Вы признаете: Вы не способны ни на какой диалог с оппозицией. Для Вас мы - исчадие ада. Да, бойтесь: рано или поздно Вы вернетесь туда, откуда выползли на свет в 1999-м. 2 декабря и 2 марта Вы окончательно развеяли последние иллюзии. Те, кто способен мыслить, уже Вам не верят. Те, кто не способен мыслить самостоятельно, всё равно дождутся от Вас удара по голове. Недавняя московская акция против молодых "лиц славянской внешности", когда Вы забирали несовершеннолетних и снимали пальчики, словно они какие-то уголовники - многим таким показала, чего от Вас можно ждать простым обывателям, обходящим политику за три девять земель и думающим, что если никуда не лезть - то их не тронут.
Вы уверены, что лучший способ общения с гражданином - это когда у гражданина завязан рот. Хорошо, вы заткнули ему рот, Вы связали ему руки и привязали ноги к стулу. И что же Вы получили? Вот это Вы называете суверенной демократией? Вот это Вы пропагандируете на всяких международных форумах как достижение стабильности? Нет, Вы боитесь. Вы дрожите, что все узнают, во что Вы превратили свободную страну за восемь лет. Сколько безвинных сидят в СИЗО, годами дожидаясь несправедливого приговора. Сколько покалечено и сколько убито в ОВД, из которых выбивали признания в том, чего не совершали - и всё ради ежемесячных показателей борьбы с преступностью. А сколько Вы уже забили в планы по двести восемьдесят второй? Савва Терентьев - это обкатка методов? Сколько таких Савв Вы готовы принять в свои железные объятья?
Вот Ваш успех борьбы с экстремистами: с начала года уже 37 убийств по Москве на национальной почве. Впрочем, Вы этого и добивались: нагнетая страх, легче внушить обывателям собственную незаменимость. Вы умудрились вытащить на Свет Божий такую мерзость, про которую еще десять лет назад думалось, что уж вот это ушло навсегда - психушки. Любимое детище Андропова. Или Вам любое сравнение с незабываемым кэгэбешником - как бальзам на душу? Во что Вы превратились сами? Вы забыли, чем всё это окончится? Или Вы думаете, что успеете слинять или вовремя перекраситься? Не будьте наивными: второй раз не пронесет. Слепой и жестокий не способен прозреть и смягчиться. Что ж, Вы сами знаете, как поступают в таких случаях.
Справка
Дела об экстремизме: обращение к генпрокурору Юрию Чайке
Остановить волну злоупотреблений при обвинениях в экстремизме
Открытое обращение в Генеральную прокуратуру РФ
Уважаемый Юрий Яковлевич! У нас создалось впечатление, что слова Президента Российской Федерации о важности борьбы с экстремизмом воспринимаются Вашими подчиненными исключительно как указания о борьбе с инакомыслием.
Совершенно законные и нормальные для демократического общества обвинения в адрес властей и государственной политики, как нашей страны, так и других стран в ходе общественно-политической полемики, воспринимаются как разжигание межнациональной вражды, что дает основания для обвинений в порядке ст. 282 УК РФ. Такой подход, с нашей точки зрения, предельно извращает смысл борьбы с ксенофобией.
Последними примерами такого подхода стали обвинения против представителей редакции дагестанской газеты "Черновик", в первую очередь против главного редактора Надиры Исаевой, а также против участников мирной акции протеста против передачи Китаю части приграничной российской территории политических активистов Татьяны Харламовой и Игоря Щуки.
И российский закон, и международные нормы трактуют разжигание межнациональной вражды исключительно как выпады против конкретных этнических и этно-конфессиональных групп. Критика, даже очень резкая действий собственных властей и политики иностранных государств, в качестве проявлений межнациональной (межэтнической) вражды рассматриваться не могут. Точно также не могут рассматриваться как проявление экстремистской ксенофобии даже самые резкие выпады против действий федерального руководства в отношении населения субъекта федерации. Поэтому ни протесты против уступок соседнему государства, ни цитирование обращений представителей вооруженного подполья не могут восприниматься как разжигание межнациональной, религиозной или социальной вражды и ненависти.
Исходя из этого мы призываем Вас немедленно опротестовать обвинения в экстремизме в отношении Надиры Исаевой и других журналистов газеты "Черновик" и в отношении участников акции протеста 1 октября 2008 г. против передачи приграничных российских территорий КНР.
Мы призываем Вас срочно издать указание по трактовке обвинений в разжигании межнациональной вражды, определив ее исключительно так, как ее понимает обязательные для нашей страны нормы международного права, а именно: "Всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, должно быть запрещено законом" (ст. 20, ч.2 Международного пакта о гражданских и политических правах).
Одновременно в последнее время нам стало известно о массированном внедрении осведомителей в мирные, законно действующие общественно-политические организации, и о новом раунде проведения правоохранительными органами беспричинных проверок документов, опросах о целях поездки и иных незаконных оперативно-розыскных мероприятиях в отношении оппозиционных политиков и общественных деятелей. Мы убеждены, что это свидетельствует о существовании неких списков, в соответствии с которыми проводится антиконституционная слежка и о широкой кампании против оппозиции.
Мы настаиваем на проведении тщательной проверки того, существуют ли в МВД, ФСБ и иных правоохранительных ведомствах списки общественных и политических активистов, каковы критерии занесения в эти списки, и на каком основании происходит внедрение осведомителей в легальные организации.
Мы требуем прекращения преследования инакомыслия и политического сыска под предлогом борьбы с экстремизмом.
Правозащитный совет Санкт-Петербурга
Лев Пономарев, Общероссийское движение "За права человека"
свящ. Глеб Якунин, Общественный комитет защиты свободы совести
Борис Стругацкий, писатель
Нина Катерли, член Союза писателей Москвы, член международного ПЕН-клуба
Владимир Кавторин, писатель (Санкт-Петербург)
Лидия Графова, журналист-правозащитник (Москва)
Борис Пустынцев, Юрий Вдовин, "Гражданский контроль" (Санкт-Петербург)
Михаил Арутюнов, Президент Международной правозащитной ассамблеи
Борис Вишневский, журналист, Бюро партии "ЯБЛОКО"
Михаил Шнейдер, ответственный секретарь Движения "Солидарность"
Татьяна Котляр, депутат Законодательного Собрания Калужской области
Елена Попова, "Солдатские матери Санкт-Петербурга"
Марк Куперман, Сахалинский правозащитный Центр
Вади Постников, Тюменское региональное движение "За права человека"
Ильдар Исангулов, Общественное движение "За права человека" в Республике Башкортостан
Эрнст Черный, секретарь Общественного комитета в защиту ученых
Дмитрий Пысларь, Фонд "Право солдата"
Руслан Бадалов, Чеченский комитет национального спасения (Республика Ингушетия)
Сергей Давидис, Союз солидарности с политзаключенными
Анна Каретникова, Антивоенный Клуб (Москва)
Сергей Сорокин, Движение против насилия
Юрий Бровченко, Фонд "Гласность"
Александр Батурин, врач, Саратовское "ЯБЛОКО"
Вадим Белоцерковский, писатель, правозащитник
Владимир Шаклеин, Уральский межрегиональный центр прав человека
Статьи по теме
Вырубать топором
Обвинение в экстремизме стало абсолютным оружием российских властей. В компанию с бен Ладеном норовят зачислить политолога Андрея Пионтковского и экономиста Евгения Гонтмахера. Читайте комментарии самого Гонтмахера, а также Юлии Латыниной, Михаила Делягина, Виктора Шендеровича и других журналистов и экспертов.
Слово и дело Пионтковского
Скорее всего против Пионтковского решили устроить показательный процесс: признают экстремистом одного из наиболее едких критиков - и пошлют сигнал остальным, чтобы сидели тихо, а то с ними будет то же самое. И тогда любой оппозиционный журналист, писатель или политик окажется под дамокловым мечом уголовной статьи, с наказанием до 15 лет лишения свободы.
Гражданское повиновение
Эффективным способом мирной революции в России может стать гражданское повиновение - растущее количество поступков людей, облеченных какой-то степенью власти, ответственности, способности влиять на события. Поступков, движимых долгом, совестью и строгим соблюдением духа и буквы законов России и прежде всего ее Основного Закона.