Игорь Сутягин
Бывший сотрудник Института США и Канады. В 2004 году был осужден на 15 лет по статье 275 УК РФ (шпионаж) за предоставление частной иностранной компании сведений, составляющих гостайну.
В 2010 году Сутягина помиловали, обменяв вместе с тремя другими россиянами, осужденными за шпионаж, на десятерых российских шпионов, задержанных в США.
В 2011 году Европейский суд по правам человека постановил, что право Сутягина на справедливое судебное разбирательство было нарушено. Верховный суд России начал процесс пересмотра дела на основании решения ЕСПЧ.
Дословно
Да, меня заверили, что я сохраняю гражданство, что могу в любой момент вернуться в Россию и чтобы я не думал, что меня отрывают от семьи. Мне пытались объяснить, что мой отъезд — это не разделение семьи. Я просил, чтобы мне дали свидание с родными до того, как я решу, как мне поступать. Но они сделали все наоборот и разрешили свидание только после того, как я подписал прошение о помиловании.
The New Times, 13.08.2010
03.09.2010 К Сутягину едет один из членов семьи
Всем, всем, всем
Вчера (26.01.2010 г.) я получил письмо из ФСБ. Большой коричневый конверт с пятью печатями "Региональное управление Федеральной службы безопасности по Архангельской области. Для пакетов". Письмо было самое настоящее – с печатью "Служебное" и исходящим номером - № 1/3-7365 (82/2/36 – возвр).
Вернее, письмо было не из ФСБ. Потому что на конверте было написано: "гор. Архангельск, обл. Федеральное бюджетное учреждение Исправительная колония № 2 УФСИН РФ по Архангельской области". И розовым маркером: "Сутягину И.В. 44 письма".
Внутри фээсбэшного конверта были 44 письма, пришедших на мое имя за октябрь, ноябрь, декабрь и январь из Франции, Германии, Шотландии, Италии, США и даже одно из Австралии (от Австралии до Архангельска оно добралось за 14 дней, с 6 по 20 октября; с Правого на Левый берег Северной Двины шло следующие три с небольшим месяца).
Мне очень жаль, что я не могу ответить написавшим мне людям, поблагодарив их за поддержку. Увы, но даже если бы и удалось найти на это время (его в тюремных условиях просто катастрофически не хватает, а особенно когда судорожно собираешься к переезду в другую колонию, который состоится неизвестно когда и неведомо в какое место, всё держится в секрете) – даже если бы время нашлось, мои письма на английском языке попросту не ушли бы отсюда (а по-французски я и писать-то не умею).
Поэтому я бы очень хотел как-то по-другому поблагодарить тех людей, кто пишет в Архангельск. Всех вместе, что ли. Просто сказать им:
"Огромное вам спасибо, люди! Спасибо за вашу поддержку, за вашу веру в добро и торжество справедливости, за несогласие с официальной ложью властей. Ваши письма помогают мне держаться и выстоять – спасибо вам за эту заботу!"
Вот что я сказал бы, если бы у меня была такая возможность. Быть может, можно ее найти?
07.07.2010 Почему Сутягин признал вину
(Последнее слово на суде)
Вы хотели обвинительного вердикта - вы его получили, но нельзя же сажать меня на 17 лет, зная, что я невиновен.
РИА"Новости", 06.04.2004