Министр в гостях у сказки
Владимир Мединский настоятельно рекомендовал каналу НТВ не показывать 22 июня фильм Александра Устюгова "Служу Советскому Союзу", снятый по роману Леонида Менакера "Обед с дьяволом". Министр культуры сослался на уже полученные им две тысячи писем зрителей с требованием запретить показ фильма, заявив при этом, что "Минкультуры России не намерено вмешиваться в политику телевещания и работу СМИ". Хотя именно этим прогрессивный Владимир Ростиславович как раз и занимается.
Реакция со стороны высокопоставленного чиновника связана с тем, что как для власти, так и для значительной части общества история Великой Отечественной войны остается некой сакральной территорией, где не действуют законы исторической критики и где в почти нетронутом виде сохраняются советские мифы. Попытки же воссоздать реальную картину войны (или же заменить советские мифы на антисоветские) встречаются в штыки.
В фильме Устюгова прототипом главного героя, писателя и редактора одной из центральных газет Михаила Донцова, послужил известный журналист Михаил Кольцов. Для солидности Донцову добавили еще участие в боях Гражданской войны, чего у реального Кольцова не было. Донцов постоянно вспоминает о своих подвигах в Испании и о своей дружбе с Хемингуэем. В фильме, видимо, отразились долго бытовавшие легенды о судьбе Кольцова. Первоначально родным сообщили, что он умер в лагере в 1942 году. Находились также "очевидцы", утверждавшие, будто встречали Кольцова в годы Великой Отечественной войны в форме советского командира или политработника. В действительности Михаил Ефимович был расстрелян 2 февраля 1940 года по делу бывшего главы НКВД Николая Ежова.
В фильме Донцову дарована героическая гибель, для чего, однако, пришлось выстроить совершенно неправдоподобный сюжет. Перед войной и в первые дни войны Донцов находится в лагере, расположенном где-то недалеко от Мурманска, но на побережье Белого моря. При этом лагерь находится поблизости от линии фронта, поскольку высадившийся рядом с лагерем неведомо для какой цели немецкий десант прибыл туда на резиновых надувных лодках. От Петсамо до побережья Белого моря на резиновой лодке никак не доплывешь. Тут в фильме, возможно, отразилась высказанная отдельными советскими командирами, оказавшимися в плену, идея высадки десанта на побережье Белого моря, чтобы поднять восстание в лагерях ГУЛАГа и начать партизанскую войну против Сталина. Немцы, однако, сочли этот план авантюрой, поскольку не слишком верили, что уголовники, да и политические заключенные горят желанием начать вооруженную борьбу против советской власти. К тому же снабжать подобную партизанскую армию не было бы никакой возможности. И на самом деле никаких лагерей ГУЛАГа в прифронтовой полосе не было, и ни один лагерь немцами захвачен не был.
В фильме к Донцову приезжает в составе гулаговской агитбригады жена - известная певица, посаженная за то, что отвергла домогательства Берии. Когда появляются немцы, лагерная охрана убегает, но предусмотрительно оставляет оружие заключенным. Донцов объединяет зеков, как уголовных, так и политических, и они под его руководством играючи расправляются с вооруженным до зубов немецким отрядом. А жена Донцова подбадривает их песней, стоя в полный рост под пулями, которые, однако, ее чудесным образом не задевают. А расстреливают ее, Донцова и остальных зеков-победителей вернувшиеся энкавэдэшники. Зачем они это делают, понять невозможно. Казалось бы, проще было бы отправить заключенных на фронт, где они очень скоро погибли бы под немецкими пулями и снарядами. В действительности Сталин не без основания сомневался, что уголовники горят желанием сражаться с немцами, и предпочитал использовать их в составе специальных частей и подразделений, главным образом для разведки боем и других наступательных операций, в ходе которых у них практически не было шансов перебежать к противнику. В общем, перед нами сказка, к которой довольно искусственно приделан печальный конец.
О мелких огрехах в фильме "Служу Советскому Союзу" говорить можно бесконечно. Агитбригада из зеков перевозится хотя и под конвоем, но в обычном вагоне, битком набитом пассажирами, и в этой толчее не бежал бы только ленивый. Охрана лагеря носит красноармейскую форму, а не форму НКВД. Начальника лагеря именуют старшим лейтенантом госбезопасности, и у него в петлицах две шпалы, что правильно. Но когда в финале в побежденном Берлине он рассказывает всю историю другу Донцова, известному писателю, прототипом которого послужил Константин Симонов, то на погонах у бывшего старшего лейтенанта ГБ капитанские погоны с четырьмя звездочками. А вот это невозможно, поскольку старших лейтенантов госбезопасности при введении новых званий в 1943 году аттестовали майорами. Столь же забавно, когда от имени вермахта зеков приветствует оберштурмбанфюрер СС. А уж когда замечательный актер Юрий Ицков, играющий одесского вора в законе, восклицает, что он русский мужик и потому будет драться с немцами, это воспринимается как плохая пародия.
Но главное - отсутствие какой-либо логики в сюжете фильма и в действиях героев, что делает его совершенно провальным, несмотря на участие таких "звезд", как Максим Аверин и Нонна Гришаева. Однако плохое качество фильма - это не повод снимать его с эфира с политической мотивировкой. Иначе не за горами времена, когда все творчество на историческую тематику будет жестко ограничено высочайше одобренным кратким курсом истории России.
Блоги
Статьи по теме
Картина кровью
К 50-й годовщине расстрела в Новочеркасске НТВ показало фильм Глеба Пьяных "Пуля-дура". Сделан он в надрывно-клиповой манере, превращающей народную трагедию в голливудский "ужастик" с изобилием трупов и крови. О сути событий из фильма получить представление невозможно, хотя в нем присутствуют участники и очевидцы.
Культурный свой
Самым сенсационным при формировании нового правительства стало назначение Владимира Мединского министром культуры. 41-летний пиарщик и политтехнолог "Единой России" теперь, видимо, должен стать всероссийским пропагандистом, превратив министерство в свой рупор. Доктора Мединского уже сравнивают с доктором Геббельсом.
Невинные маршалости
В фильме авторы пытаются принять жуковскую версию происхождения трофейных ценностей. Дескать, он знать не знал, сколько ценностей МГБ свезло на его дачу. Получается, что картины, мебель и золотые кулоны подкинули маршалу вредители из МГБ.
Механическое кино
Видно, что "Цитадель" делалась Михалковым с идеей реванша не только на полях сражений, но и на художественном поприще. Автор решил тряхнуть стариной и показать класс плетения кружев психологических отношений меж своими персонажами. Но все выходит неубедительно. Его новые фильмы - что-то неоконченное для механического кинематографа.