Феодальное раздробление
Первое, что приходит на ум, когда прочтешь письмо Лужкова, - они вспоминают о демократии, лишь оказавшись в опале. Впечатление, хотя и верное, но поверхностное. Демократия, о которой вспомнил Лужков, - это раннефеодальная "демократия для знати", в которой вождь был лишь "первым среди равных". Гордость за службу москвичам - это гордость феодального хозяина за то, что его сервы содержатся прилично, часто за счет сервов ближних и дальних соседей. Возмущение подлыми методами расправы - это возмущение благородного дона тем, что с ним поступили не как с благородным доном. Не по понятиям. Гордый и независимый вассал напоминает своему сюзерену о его долге соблюдать права и оберегать честь своего вассала. А оба тандемократа в один голос объясняют ему, что понятия теперь другие. Вассалов больше нет. Есть только подданные.
Ни демократии, ни федерализма не было и раньше. Был ранний феодализм. И Лужков больше других сделал для утверждения этого феодализма. Для того, чтобы демократические процедуры превратились в фикцию, а граждане стали исключительно объектом манипуляций со стороны всевозможных "элит", региональных и "федеральных". Просто теперь на смену раннему феодализму пришел абсолютизм. Эпоха романтического гангстеризма сменилась эпохой централизованной мафиозной структуры. Мафиозность в данном случае не обличительный эпитет, а описательный социологический термин. Феодализм по сути и есть институционализированная, узаконенная мафиозность.
Лужков был последним "королем Нью-Йорка" из эпохи романтического гангстеризма. Среди гордых и буйных феодалов безусловно встречались яркие, колоритные личности с сильным характером. Но привлекательными они бывают в основном в художественных произведениях. В жизни это, как правило, страшные, малосимпатичные люди, не вызывающие сочувствия. Не стоит грустить об ушедшей эпохе. Но и насчет "просвещенного абсолютизма" питать иллюзий не стоит. В России абсолютизм может быть только очень непросвещенный, с крепостническо-черносотенной рожей.
В Англии побитая баронами королевская власть вынуждена была искать поддержки сословий и дала стране парламент. Во Франции королевская власть, полностью победившая герцогов, на 200 лет загнала сословия в душный деспотизм, и дело кончилось плебейским террором. То же сделала царская власть в России и кончила тем же. И если сегодняшние "сословия" не дадут отпор абсолютизму, итог будет то же.
Разумеется, этот отпор не должен означать поддержки Лужкова. Одиозность этой личности выходит за всякие мыслимые границы, и было бы просто нелепо пытаться слепить из него нового вождя оппозиции вроде Ельцина - даже если Лужков объявит своей целью борьбу за восстановление выборности губернаторов. Пусть борется отдельно. Пора отвыкать с готовностью подбирать все то, что исторгает из себя правящая олигархия. Должен быть какой-то барьер разборчивости. Но и аплодировать пацанской расправе с конкретным пацаном столь же неприемлемо.
Расправа с Лужковым имеет целью завершение строительства абсолютистского государства. Об этом честно заявили тандемократы, и в этом им можно верить. И благородные доны менее всего стремятся вмешивать в свои разборки "чернь". Однако, удалив из своего тела эту последнюю чужеродную часть, абсолютистский режим нанес себе достаточно глубокую рану. Слишком унизительно и оскорбительно для общества выглядит происшедшее, слишком подлы и грязны действия правящей элиты, слишком позорно холуйство статусной "общественности".
Оппозиция должна постараться сделать эту рану еще глубже. Только углубление начавшегося политического кризиса может вынудить королевскую власть "обратиться к сословиям". Требование восстановления выборности глав регионов должно быть в связке с требованием судебного расследования деятельности московской мэрии. Очевидно, что такое расследование выставит в самом неприглядном виде всю властную вертикаль. Но сопротивление Лужкова может вынудить ее на это пойти. Однако и в этом случае не стоит спешить адресовать Медведеву слова поддержки и признательности. Все прекрасно знают, что не Лужков разгонял митинги на Триумфальной. И пока не арестованы за воспрепятствование реализации права граждан на мирные собрания министр Нургалиев и генерал Колокольцев (после чего, естественно, должны последовать аресты десятков рядовых исполнителей, бивших демонстрантов и ломавших им руки, фальсифицировавших рапорты и протоколы), говорить о каком-то "курсе на демократизацию" бессмысленно.
Статьи по теме
Динозавр юрского периода
С Юрием Лужковым уходит целая политическая эпоха. Мы наблюдали, пожалуй, последний всплеск публичной политики и жесткой конкуренции в рамках нынешней российской политической системы. Впрочем, надолго ли она переживет лужковскую - большой вопрос.
Навеки восемнадцатилетний
Итак, свершилось - мэр Москвы Юрий Лужков, правивший в столице с 1992 года, смещен с должности как "утративший доверие" президента Медведева. Каковы итоги эпохи правления Лужкова, что значит его уход в общероссийском политическом контексте и кто займет вакантный пост? Читайте мнения журналистов, политиков и экспертов.
Свинцовые мэрзости русской жизни
И все-таки Лужков отправлен в отставку. Это произошло, когда стало окончательно понятно, что на Руси феодальная раздробленность и что Москва - удельное княжество. Хорошо еще, что не пришлось двигать в сторону мэрии федеральные войска!
Большое Переделкино
Застыли в тревожном ожидании все кланы, группы и группировки в Москве. Каким он будет - большой передел? И будет ли? Что же касается простых москвичей... А их нету - простых москвичей. Каждый из них хоть каким-то краем, хоть чуть-чуть, но причастен к какой-нибудь корпорации или микрокорпорации, взращенной Лужковым.
Пора меж волка и собаки
"По отношению к антилужковской кампании, слава Богу, все разумные и достойные люди поступили по пословице "волка на собак в помощь не зови". Это утверждение Дмитрия Шушарина верно - но не вполне. Некоторые весьма разумные люди сочли за благо подключиться к развернутой Кремлем медиа-атаке на московского мэра.