Блог: Пара фраз
Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но это было уже в веках, бывших прежде нас.
Екклесиаст 1, 10
Откровения знатока политики
Дело в том, что сейчас стремительно меняется повестка дня политическая. Меняются, соответственно, те политические требования, которые предъявляет президент правительству. Поэтому они должны соответствовать этой изменяющейся повестке дня. Причем временами решение как бы окончательно не принято и с различной позиции. А в реальности сегодня у нас есть три программы действия правительства. Это продолжение вот этой (неразборчиво) программы, которая реализовывалась на протяжении последних где-то 6-8 лет. Однако сейчас она уже недостаточна, хотя и была достаточно успешна. Сейчас нужно брать общественную повестку дня больше. Но есть две противоречащие повестки дня... Поэтому я думаю, что сейчас министрам очень трудно работать в этой трудной ситуации. И администрации, и президенту трудно работать. Пока, я думаю, тут постоянно повышаются требования к министрам, но увольнения пока не будут. Будут проведены замены только тогда, когда будет более четко сформирована новая политическая программа развития... И исходя из этого принятого уже решения, будут приняты уже и... Исходя из этого принятого политического решения, будет принято и кадровое решение.
Сергей Марков, политолог, член Общественной палаты
- Нет, я должен вас угостить Курагиным, - сказал Билибин тихо
Болконскому. - Он прелестен, когда рассуждает о политике, надо видеть эту важность.
Он подсел к Ипполиту и, собрав на лбу свои складки, завел с ним
разговор о политике. Князь Андрей и другие обступили обоих.
- Берлинский кабинет не может выразить свое мнение о союзе, - начал Ипполит, значительно оглядывая всех, - не выражая... как в своей последней ноте... вы понимаете... вы понимаете... впрочем, если его величество император не изменит сущности нашего союза...
- Подождите, я не кончил, - сказал он князю Андрею, хватая его за руку. - Я думаю, что вмешательство будет прочнее, чем невмешательство. И... Невозможно считать дело оконченным непринятием нашей депеши от 28 ноября. Чем-то все это кончится.
Лев Толстой. "Война и мир"
Рыцари и колдуньи
Учитывая важность принципа неотвратимости наказания, настаиваем на привлечении к уголовной ответственности организаторов и пособников преступной антихристианской акции панк-группы Pussy Riot, которые должны понести суровое наказание... Как рыцари Ордена тамплиеров - защитники христианства, в случае преступной бездеятельности со стороны следственных органов оставляем за собой право и священную обязанность найти заказчиков и организаторов надругательства над христианскими святынями и покарать.
Игорь Трунов, адвокат, российский приор Всемирного ордена тамплиеров
- Английские законы, - прервал его гроссмейстер, - дозволяют и предписывают каждому судье чинить суд и расправу в пределах, на которые простирается его правосудие. Всякий барон имеет право задержать, судить и приговорить к казни колдунью, которая была обнаружена в его владениях. Так неужели же гроссмейстеру ордена храмовников откажут в этом праве в пределах одной из прецепторий его ордена? Нет! Мы будем ее судить и осудим. Колдунья исчезнет с лица земли, и бог простит причиненное ею зло.
Вальтер Скотт. "Айвенго"
Вечная демократия по-русски
Княжеская власть в Новгороде... с самого начала была ограничена договором ("рядом") и сводилась в основном к исполнению судебных и военных функций... Эта особенность новгородской жизни впоследствии получила развитие: например, князя приглашали по выбору новгородцев, возникли представительные формы местного самоуправления - вече, выбор посадников, тысяцких и даже архиепископов... Уже во второй половине XII века управление городом и его обширными землями приобретает республиканские формы, а Новгород становится одним из наиболее экономически развитых и влиятельных городов-государств Европы. С тех пор в русском национальном сознании прочно закрепился образ вольного, свободолюбивого Новгорода. Исторический пример развития Новгородской вечевой республики всегда привлекал сторонников гражданских свобод и демократического развития России. Новгородская вечевая республика, воплотившая в себе национальные формы самоуправления и представительской демократии, может по праву считаться прообразом современного гражданского общества России.
Сергей Митин, исполняющий обязанности губернатора Новгородской области
Существует легенда, что Новгород управлялся вечем. По словам легенды, к слову сказать, ни на чем не основанной, управление происходило так.
Посреди города на площади висел колокол. Когда у новгородцев появлялось желание посчитать друг другу ребра и зубы, они приходили на площадь и принимались звонить в колокол. Моментально площадь покрывалась народом. Ремесленники, купцы, приказные, даже женщины и дети бежали на площадь с криком:
- Кого бить?
Вмиг начиналась всеобщая, прямая, равная, тайная и явная потасовка. Когда драка переходила в поножовщину, князь высылал своих людей и разнимал дерущихся. Очень часто, говорит легенда, доставалось самому князю. Возмущенные нарушением своих прав - свободно сворачивать друг другу скулы, - новгородцы кричали князю:
- Уходи, ваше сиятельство! Не мешай свободным людям ставить друг другу фонари.
Но князь не уходил, а уходили с площади сами новгородцы.
- Уходим потому, что сами так хотим! - говорили гордо новгородцы. - Не захотели бы и не ушли.
- Ладно! Ладно! - отвечали князевы люди, подбадривая новгородцев ударами в спину. - Поговорите еще...
Действительно ли существовало когда-либо в Новгороде вече, трудно установить. Иностранные ученые склонны думать, что вече существовало.
- Но, - добавляют они, - звонить в вечевой колокол имел право только князь новгородский, а чтобы никто из новгородцев не мог звонить в колокол, возле него был поставлен городовой.
Всеобщая история, обработанная "Сатириконом"
Гудков - Ленин сегодня
В 12 лет я уже созрел, я хотел работать в спецслужбах, в разведке. Роман "Щит и меч" Кожевникова я тоже (как и Путин. - Ред.) прочитал, но мне хотелось обладать особыми полномочиями, чтобы на что-то влиять. Меня пронизывает эта мысль всю мою жизнь. Не для того, чтобы быть каким-то особенным, окруженным почетом, а именно для того, чтобы влиять на что-то. И во мне есть это бунтарское начало. Это мало кто знает, только близкий круг, но со мной всегда было сложно начальству. Хотя оно меня любило, очень многое мне прощалось, не знаю почему. И вот это бунтарское всегда сидело во мне. Я был одним из тех, кто пытался опровергать какие-то взгляды в школе… Я был одним из организаторов, подстрекателей забастовки студентов Иняза в Коломне, и мы стояли до последнего, пока не добились своего... Ну, много у меня чего было, но за мной всегда признавали правоту и уважали.
Геннадий Гудков, бывший депутат Госдумы
Я вижу дом, где Ленин рос,
И тот похвальный лист,
Что из гимназии принес
Ульянов-гимназист.
Здесь книжки выстроились в ряд -
Он в детстве их читал,
Над ними много лет назад
Он думал и мечтал.
Он с детских лет мечтал о том,
Чтоб на родной земле
Жил человек своим трудом
И не был в кабале.
За днями дни, за годом год
Проходят чередой,
Ульянов учится, растет,
На сходку тайную идет
Ульянов молодой.
Семнадцать минуло ему,
Семнадцать лет всего,
Но он - борец! И потому
Боится царь его!
Летит в полицию приказ:
"Ульянова схватить!"
И вот он выслан в первый раз,
В деревне должен жить.
Сергей Михалков. "В Музее В.И. Ленина"
Провокатор Данте
Этот фильм ("Невинность мусульман", рисующий пророка Мухаммеда (Магомета) в неприглядном свете. - Ред.) - это чистая провокация, конечно. Они могли просчитать, что будет. Было ясно, что поднимется мусульманский мир. Вы знаете, у Данте в его, так сказать, "Божественной комедии" есть восьмой круг (Ада. - Ред.), где содержатся зачинщики раздора, причем довольно страшное наказание… Мучения восьмого круга - это зачинщики раздора.
Игорь Волгин, филолог, профессор МГУ и Литинститута
22. Не так дыряв, утратив дно, ушат,
Как здесь нутро у одного зияло
От самых губ дотуда, где смердят:
25. Копна кишок между колен свисала,
Виднелось сердце с мерзостной мошной,
Где съеденное переходит в кало.
28. Несчастный, взглядом встретившись со мной,
Разверз руками грудь, от крови влажен,
И молвил так: "Смотри на образ мой!
31. Смотри, как Магомет обезображен!
Передо мной, стеня, идет Али,
Ему весь череп надвое рассажен.
34. И все, кто здесь, и рядом, и вдали, -
Виновны были в распрях и раздорах
Среди живых, и вот их рассекли.
37. Там сзади дьявол, с яростью во взорах,
Калечит нас и не дает пройти,
Кладя под лезвее все тот же ворох
40. На повороте скорбного пути;
Затем что раны, прежде чем мы снова
К нему дойдем, успеют зарасти..."
Магомет (ок. 570-632) - основатель ислама, новой религии, появившейся после христианства и тем самым, в глазах правоверного католика, внесшей в мир новый раскол.
Али - зять Магомета, убитый в 661 г. ударом сабли по черепу. Его почитатели (шииты) образовали со временем особую секту. Рассматривая Али как создателя раскола уже в самом исламе, Данте изображает его и в Аду с рассеченной головой.
(Примечания переводчика Михаила Лозинского)
Данте Алигьери. "Божественная комедия" ("Ад", Песнь XXVIII. Круг восьмой. - Девятый ров. - Зачинщики раздора)
Россия, Запад и Свобода
Новая линия фронта проходит между Евросоюзом и тремя восточнославянскими государствами. При этом споры Запада с Россией, Украиной и Беларусью не касаются геополитики или вопросов безопасности. Конфликт происходит на почве либеральных ценностей, а если посмотреть внимательно, то раскол происходит из-за разных мировоззрений. Запад давно живет в постхристианском мире, в то время как Россия пытается развиваться в духе неохристианства после коммунистического преследования религии в течение почти всего ХХ века... Идея свободы, причем достаточно абстрактная, превознесена в ранг новой религии на Западе. У этой религии появились свои "иконы" - бывшие борцы за свободу, узники нацистских концлагерей и правозащитники эпохи коммунизма… Россия, Украина и Беларусь пошли по другому мировоззренческому пути, не осуждая того, что их народы пережили при коммунизме. Поэтому у них нет подобных "икон" свободы.
Александр Рар, политолог
Неумолимое подавление личности неотступно сопутствовало тысячелетней истории русских. Холопское подчинение личности государю и государству. Да, и эти черты видели, признавали пророки России. И вот наряду с подавлением человека князем, помещиком, государем и государством - пророки России сознавали невиданную западным миром чистоту, глубину, ясность, Христову силу души русского человека. Ей, русской душе, и пророчили пророки великое и светлое будущее. Они сходились на том, что в душе русских идея христианства воплощена в безгосударственной, аскетической, византийской, антизападной форме, и что силы, присущие русской народной душе, выразят себя в мощном воздействии на европейские народы, очистят, преобразуют, осветят в духе братства жизнь западного мира, и что западный мир доверчиво и радостно пойдет за русским всечеловеком. Эти пророчества сильнейших умов и сердец России объединялись одной общей им роковой чертой. Все они видели силу русской души, прозревали ее значение для мира, но не видели они, что особенности русской души рождены несвободой, что русская душа - тысячелетняя раба. Что даст миру тысячелетняя раба, пусть и ставшая всесильной?
Василий Гроссман. "Все течет"
Русская служба
Известен афоризм Николая I: «Я смотрю на человеческую жизнь как на службу, ибо каждый служит». На мой взгляд, это куда более мудрый принцип, чем демократические спекуляции. Служба, дело, а не политическое кокетство, не конкуренция компроматов и демагогии.
Арсений Замостьянов, поэт и историк
В какой-то элегии находятся следующие два стиха, с которыми поэт обращается к своей возлюбленной:
Все неприятности по службе
С тобой, мой друг, я забывал
Пушкин, отыскавши эту элегию, говорил, что изо всей русской поэзии
эти два стиха самые чисто русские и самые глубоко и верно прочувствованные.
Петр Вяземский. "Старая записная книжка "
Непонятый Путин
Изменить систему - необычайно сложно и долго. Сомневаюсь, что революционеры понимают это. Даже если Путин начинает это делать (а он начинает!), люди не верят, не видят этого.
Ольга Крыштановская, социолог, директор "Лаборатории Крыштановской"
Непроницаемый для взгляда черни дикой,
В молчанье шел один ты с мыслию великой,
И, в имени твоем звук чуждый невзлюбя,
Своими криками преследуя тебя,
Народ, таинственно спасаемый тобою,
Ругался над твоей священной сединою.
И тот, чей острый ум тебя и постигал,
В угоду им тебя лукаво порицал...
И долго, укреплен могущим убежденьем,
Ты был неколебим пред общим заблужденьем;
И на полупути был должен наконец
Безмолвно уступить и лавровый венец,
И власть, и замысел, обдуманный глубоко...
Александр Пушкин. "Полководец"
Россия, нищая Россия
Функция Россотрудничества прежде всего в сфере координации соответствующих усилий. Если мы говорим об информационной составляющей - мне кажется очень важным понимать, как то, что мы сами о себе рассказываем, воспринимается там. Как работает канал Russia Today. «Голос России», другие наши проекты... Проследить обратную связь, увидеть, работает это или нет, убедительно или нет... Речь о том, чтобы Россия воспринималась нейтрально, адекватно и объективно. Все остальное придет после этого само собой, сейчас этого нет и в помине, сложилась презумпция виновности России, когда к нам лепится любая грязь, любое событие, которое происходит в нашей стране, пулей интерпретируется максимально плохим образом... Бюджет Россотрудничества 60 миллионов долларов - если брать в долларах, у французов примерно миллиард, у англичан - миллиард долларов. Вот то, о чем мы говорим.
Константин Косачев, глава Россотрудничества
Встречаются крыса и хомячок. Крыса у хомячка спрашивает: "Слушай, ну мы же практически ничем не различаемся, почему же тебя так холят и лелеют, а меня все пытаются затравить?". "У тебя пиар плохой", - отвечает хомячок.
Анекдот
Посрамленный Киссинджер
Неправильно изображать Россию (как это делают некоторые зарубежные историки) империей, которая всегда стремилась к агрессии и аннексии все новых и новых территорий.
Юрий Петров, директор Института российской истории РАН
Один и тот же шаблон повторялся вновь и вновь. С каждым годом русские войска все глубже и глубже проникали в самое сердце Средней Азии. Великобритания требовала объяснений и получала всевозможные заверения на тот счет, что царь будто бы не собирается аннексировать ни единого квадратного метра земли. Поначалу такого рода утешительные слова помогали снять вопрос. Но он неизбежно вновь становился открытым с каждым новым продвижением русских войск. К примеру, после того как русская армия оккупировала Самарканд (в нынешнем Узбекистане) в мае 1868 года, Горчаков заявил британскому послу сэру Эндрю Бьюкенену: "...российское правительство не только не желало оккупации этого города, но глубоко сожалеет по этому поводу, и можно быть уверенным, что этот город не будет удерживаться до бесконечности". Самарканд, конечно, остался под суверенитетом России, и это продолжалось вплоть до распада Советского Союза столетие спустя.
В 1872 году аналогичная шарада повторилась за несколько сот миль к юго-востоку применительно к Хивинскому ханству на границе с сегодняшним Афганистаном. Граф Шувалов, адъютант царя, был направлен в Лондон заверить британцев, что Россия не имеет намерений аннексировать дополнительные территории в Средней Азии: "Намерения императора не только были далеки от приобретения Хивы, но, напротив, были отданы недвусмысленные распоряжения предотвратить это, причем были даны указания на тот счет, что выдвигаемые условия ни в коем случае не должны были привести к продолжению оккупации Хивы".
Стоило, однако, лишь произнести эти заверения, как прибыло известие, что русский генерал Кауфман разгромил Хиву и навязал ей договор, который представлял собой трагическую противоположность утверждениям Шувалова.
Генри Киссинджер. "Дипломатия"
Национальный мусор
...надо биться за каждый кинотеатр в каждом городе, каждом небольшом поселке. Чтобы там было место, где показывалось именно национальное кино. В таком кинотеатре не должно быть ни одной западной картины. По крайней мере в течение пяти-семи лет. Надо действовать... У подавляющего большинства [российских] кинематографистов интересы, увы, далеки от художественной деятельности. Легкодоступность кинематографического образования привела к тому, что появилось очень много режиссеров-мусорщиков...
В кинотеатрах для кино России фильмы этих "режиссеров-мусорщиков" тоже будут показывать?
Видимо, на первоначальном этапе - да. Все это должно быть объединено под национальным флагом. На каждом кинотеатре будет висеть флаг Российской Федерации. Это должны быть места, к которым с уважением относится в первую очередь молодая часть населения.
Александр Сокуров, кинорежиссер
Двери настежь надзиратель
Отворя, мне говорит:
"Нумер первый, ваш приятель
К[аченовск]ий здесь сидит...
То кавыки созерцает,
То, обнюхивая, гниль
Духу роз предпочитает;
То сметает с книжек пыль
И, в восторге восклицая,
Набивает ею рот:
"Сор славянский! пыль родная!
Слаще ты, чем мед из сот!"
Александр Воейков (1778-1839), русский поэт. "Дом сумасшедших"
Россия - светоч мира
Ей (стране. - Ред.) нужна православизация... Я думаю, что христианство как русская национальная философия вполне может сработать... лучшая моя выпускница учится сейчас в Штатах и говорит, что этот опыт необходим, чтобы понять - там выхода нет, там тупик, все на нас, мы должны опять указать миру путь... И она совершенно права... А вот другой ребенок, тоже там поучившись, сказал, что да, я окончательно понял, что выход надо искать на Востоке, потому что Запад деградирует на глазах... в любом случае они все солидарны - Россия должна стать великой... [Россия воспринимается как] генератор смыслов. Даже я бы сказал - как генератор ориентиров. Потому что мы должны это делать, мы это умеем делать лучше всего. И я абсолютно убежден, что Россия действительно укажет миру свет, как указала его в 1917 году, и года до 1937-го вся западная интеллигенция так его и воспринимала... Они (юные ученики автора. - Ред,) хотят, чтобы нас боялись... Ну, сейчас какое-то время мы потерпим, а потом опять будем удивлять мир. А что мы можем, кроме как удивлять мир, в общем? У нас другого опыта нет. И, в общем, чаще всего удивляем его в положительном смысле... Россия вызывает у мира некоторое восторженное "ах!", а не некоторое "увы"... Обычно на нас смотрят как на пусть во многих отношениях чудаковатую, но все-таки грандиозную страну. И нам надо опять стать грандиозной. Грандиозной прежде всего в смысле интеллектуальных сред, идей, науки, подвига, ну, чего-то такого.
Дмитрий Быков, писатель
Искать себе не будем идеала,
Ни основных общественных начал
В Америке. Америка отстала:
В ней собственность царит и капитал.
Британия строй жизни запятнала
Законностью. А я уж доказал:
Законность есть народное стесненье,
Гнуснейшее меж всеми преступленье!
Нет, господа! России предстоит,
Соединив прошедшее с грядущим,
Создать, коль смею выразиться, вид,
Который называется присущим
Всем временам;
И, став на свой гранит,
Имущим, так сказать, и неимущим
Открыть родник взаимного труда.
Надеюсь, вам понятно, господа?
Алексей Толстой. "Сон Попова"
Серафима с Олегом (она возводила очи горе, а он свои прикрывал ладонью) лепетали с трепетным самоумилением: "Господи, сколько мы им даем!", - под словом "им" разумелось отсталое американское население. Только другой русский мог понять, какую реакционно-советофильскую смесь являли собой псевдокрасочные Комаровы, для которых идеальная Россия состояла из Красной Армии, помазанника Божия, колхозов, антропософии, Православной Церкви и
гидроэлектростанций.
Владимир Набоков. "Пнин"
Россия, закон и сатана
...надо... перестроить общество так, чтобы Россия наконец-то действительно смогла исполнять свое предназначение в замысле Творца. По этому замыслу Россия - территория "вне закона", беззаконная территория. Под "законом" я имею в виду установления сатаны, потому что весь закон, который действует в этом мире, определяет действие беспощадных и абсурдных сил бытия... Россия находится вне этой сатанинской системы, это "ледяная пустыня, по которой бродит лихой человек", как говорил Победоносцев.
Гейдар Джемаль, председатель Исламского комитета России
По причинам органическим
Мы совсем не снабжены
Здравым смыслом юридическим,
Сим исчадьем сатаны.
Широки натуры русские.
Нашей правды идеал
Не влезает в формы узкие
Юридических начал.
Борис Алмазов (1821-1876), русский поэт
Богатство Максима Соколова
...могу сказать за себя. В России у меня семья, работа, все движимое и недвижимое. Все мои сбережения - в российских банках... Блаженны [имущие], поскольку обремененность имением и ответственность за имение заставляет людей быть более осмотрительными, в меньшей степени поддаваться демагогам и скептически относиться к замышляющим у нас невозможные перевороты.
Максим Соколов, публицист. "Декларация лояльности"
21. Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.
22. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.
23. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное;
24. и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.
Евангелие от Матфея, гл. 19
Homo putinensis
...главная задача нового президентского срока Путина - это... существенный рост... физических, интеллектуальных и моральных качеств русского человека.
Павел Данилин, политолог
- А эти... молодцы, они... попадут в вену? - спросил Сталин, недоверчиво глядя на трех охранников со шприцами.
- Иосиф, они попадут во что угодно. - Гиммлер первым положил свою перетянутую руку на ящик, сжал огромный кулак. - Господи, неужели я перестану быть толстым?
- А я горбатым, - нервно усмехнулся Хрущев.
Владимир Сорокин. "Голубое сало"
И все бы хорошо...
Главный итог очередных Первых Ста Дней Путина в том, что его новое президентство (третье или четвертое, считайте сами; последнее или предпоследнее, стройте догадки) состоялось... В.В. Путин не дрогнул ни в начале, ни в середине, ни на последних метрах нелегкого предвыборного пути. И благополучно "вернулся с Корсики" (с Эльбы? - Ред.). И сейчас, по истечении пресловутых ста дней, под сенью родных осин отнюдь не пахнет политическим Ватерлоо.
Главный итог в том, что Путин президент, а Пупкин - нет... Неоспоримость путинского президентства заставляет и самых непримиримых противников как самого Путина, так и всего с ним связанного строить далеко идущие политические планы, исходя из по-гегелевски объективной реальности: Путин президент, а Пупкин - нет. И никакому Пупкину стать президентом в ближайшие годы не светит.
Все остальное, увы, далеко не так хорошо или как минимум далеко не так однозначно.
Виктор Топоров, литератор
Гоп!.. Гоп!.. Хорошо! Не визжат пули, не грохают снаряды, не горят деревни. Не надо от пуль на пол ложиться, не надо от снарядов в погреба прятаться, не надо от пожаров в лес бежать. Нечего буржуинов бояться. Некому в пояс кланяться. Живи да работай - хорошая жизнь!
Вот однажды - дело к вечеру - вышел Мальчиш-Кибальчиш на крыльцо. Смотрит он - небо ясное, ветер теплый, солнце к ночи за Черные Горы садится.
И все бы хорошо, да что-то нехорошо.
Аркадий Гайдар. "Военная тайна"
Плут в борьбе за честь
К сожалению, не могу понять, почему в последнее время спортсмены стали нас все чаще и чаще огорчать... Такое впечатление, что у спортсменов нет стимула, нет патриотизма. Менталитет спортсменов после перестройки потерян, приходится заново его создавать. Главное, чтобы в этом строительстве не преобладали лишь материальные блага.
Алимжан Тохтахунов (Тайванчик), президент Отечественного футбольного фонда
...И крепко на руку нечист;
Да умный человек не может быть не плутом.
Когда ж об честности высокой говорит,
Каким-то демоном внушаем:
Глаза в крови, лицо горит,
Сам плачет, и мы все рыдаем.
Александр Грибоедов. "Горе от ума"
Латынина, Ткачев и Гитлер
Я могу сказать, что две вещи в речи Ткачева мне безусловно понравились. Первое - это трезвая констатация того, что Краснодарский край мы завоевали. В ней не было никаких соплей насчет того, что это исконно русская земля. Это земля адыгов, ее завоевала царская империя с помощью казаков. Это, Ткачев сказал, здоровый, нормальный экспансионизм... Второе - то, что Ткачев сказал насчет Косово. Вот было 20% мусульман, была одна история. Потом их стало 80% и стала другая история. Привет. Это правда. Не только насчет Косово. Насчет Парижа. Изменение этнического состава населения, тем более если пришельцы более пассионарны... Я вынуждена сказать политкорректным ребятам, что это очень серьезная штука. В Красноярский край переселяются армяне, чеченцы, дагестанцы, черкесы. При этом местное русское население пьет и деградирует. Это проблема. Описывать эту проблему в терминах общечеловеческого дискурса - это мы получим на выходе арабские бунты в Париже и недавние бунты в Лондоне.
Юлия Латынина, публицистка
Итак - сначала борьба, а потом может быть и пацифизм… Все великие культуры прошлого погибли только в результате того, что творческий народ вымирал в результате отравления крови... Итак, кто хочет жить, тот должен бороться, а кто в этом мире вечной борьбы не хочет участвовать в драке, тот не заслуживает права на жизнь... В качестве завоевателя ариец подчинял себе завоеванных и заставлял их работать так, как это соответствовало его желанию и его целям... Все развитие культуры целиком зависело от способности завоевателя и от сохранения чистоты его расы. Когда покоренные сами начинали подниматься и, по всей вероятности, начинали сближаться с завоевателями также и в смысле языка, резкое разделение между господином и рабом стало ослабевать. Арийцы постепенно стали терять чистоту своей крови и поэтому потеряли впоследствии также и место в раю, который они сами себе создали... В течение некоторого периода арийцы могли еще пользоваться благами существующей культуры, затем наступал застой, и, наконец, о них терялась память совершенно... Полезной германизацией в ходе истории была та германизация земли, которую провели наши предки с оружием в руках, завоевав определенные земли и заселив их немецкими крестьянами. Но поскольку в результате этого в наш народный организм влилась чуждая кровь, предки наши тоже содействовали нашей будущей раздробленности...
Адольф Гитлер. "Моя борьба"
Враги русской старины
Мы эти ситуации отслеживаем на протяжении последнего десятилетия. Ну, получили монахини... икону Богоматери Боголюбской, да, со всеми возможными напутствиями от хранителей, чего надо делать, чего не надо делать, как там наблюдать, как себя вести с ней, они всё это благополучно выслушали... А с какого-то момента, поскольку они не понимали, что они делают, зачем они делают, каков смысл их действий, они просто перестали это делать. И мы получили с Боголюбской то, что мы получили, то есть икона... Ну, икона находится... в состоянии клинической смерти, в анабиозе, на реставрационном столе, и сколько лет она будет находиться в таком состоянии... ее даже поднять вертикально нельзя, она лежит... Понимаете, это все их на самом деле не интересует. У всех на устах высказывания митрополита Евсевия Псковского, который... когда все эти разговоры о передаче собора велись, он сказал, что все эти ваши руины интересны только вам, а вот когда нам это все достанется, мы тут наведем порядок, все забелим и будет тут все хорошо и правильно... То, что соображения материальной выгоды - это очень часто то, чем руководствуется церковь, требуя себе тот или иной памятник, - это довольно известное дело... если бы мы имели прецеденты, что по этому закону таки вот эти разваленные сельские церкви передавались бы в массовом порядке и поднимались бы из руин, - тогда у нас… было бы больше оснований верить в бескорыстие. Пока у нас оснований не очень много.
Левон Нерсесян, старший научный сотрудник Третьяковской галереи, специалист по древнерусскому искусству
...Во Пскове в настоящее время разрушают древнюю стену, чтобы заменить ее новой в псевдостаринном вкусе. В Изборске древнюю стену всячески стараются изуродовать ненужными пристройками. Древнейшая в России Староладожская церковь, относящаяся к XI веку (!!!), была несколько лет тому назад изувечена усилиями настоятеля, распорядившегося отбить молотком фрески времен Ярослава, сына святого Владимира, чтобы заменить их росписью, соответствующей его вкусу... Когда спрашиваешь у настоятелей, по каким основаниям производятся все эти разрушения и наносятся все эти увечья, они с гордостью отвечают, что возможность сделать все эти прелести им дали доброхотные датели, и с презрением прибавляют: "О прежней нечего жалеть, она была старая!" И все это бессмысленное и непоправимое варварство творится по всей России на глазах и с благословения губернаторов и высшего духовенства. Именно духовенство - отъявленный враг старины, и оно присвоило себе право разрушать то, что ему надлежит охранять, и насколько оно упорно в своем консерватизме и косно по части идей, настолько оно усердствует по части истребления памятников. Что пощадили татары и огонь, оно берется уничтожить.
Алексей Толстой. Письмо императору Александру II, 1860 год
Опричный идеал
Россия на протяжении очень длительного времени, исчисляемого веками, стояла преградой на пути устроения нового мирового порядка, о котором мечтали определенные группы людей на Западе... Россию всегда хотели уничтожить не только как геополитического соперника и конкурента, но и как страну, чуждую, неприемлемую по духу... Им надо, чтобы не было нас – России и русского народа как этнической общности и социума. Им нужны наши необъятные просторы, земля, воды, леса, недра... Относительно демократии... Весь смысл заключается в том, какая это демократия. Она ведь бывает разная... власть, соответствующая представительной демократии, самая спекулятивная, самая лживая и самая гнусная... Что касается власти, то наиболее действенной и в политическом и в моральном отношении является, на мой взгляд, власть, сочетающая личные и коллективные, автократические и демократические начала. Исторической иллюстрацией тут может служить эпоха Ивана Грозного, когда существовала сильная центральная власть, сочетающаяся с эффективным местным самоуправлением и практикой земских соборов. Вот и нам, думается мне, следует к этому стремиться, сообразуясь, конечно, с иными историческими обстоятельствами и условиями. Почаще надо заглядывать в скрижали истории. Она нам многое подскажет.
Игорь Фроянов, историк, бывший декан истфака СПбГУ
"Победы на супротивные даруй..."
Супротивных много, это верно. Как только восстала Россия из пепла Серого, как только осознала себя, как только шестнадцать лет назад заложил Государев батюшка Николай Платонович первый камень в фундамент Западной Стены, как только стали мы отгораживаться от чуждого извне, от бесовского изнутри - так и полезли супротивные из всех щелей, аки сколопендрие зловредное. Истинно - великая идея порождает и великое сопротивление ей. Всегда были враги у государства нашего, внешние и внутренние, но никогда так яростно не обострялась борьба с ними, как в период Возрождения Святой Руси. Не одна голова скатывалась на Лобном месте за эти шестнадцать лет, не один поезд увозил за Урал супостатов и семьи их, не один красный петух кукарекал на заре в столбовых усадьбах, не один воевода пердел на дыбе в Тайном Приказе, не одно подметное письмо упало в ящик Слова и Дела на Лубянке, не одному меняле набивали рот преступно нажитыми ассигнациями, не один дьяк искупался в крутом кипятке, не одного посланника иноземного выпроваживали на трех желтых позорных "меринах" из Москвы, не одного вестника спустили с башни Останкинской с крыльями утиными в жопе, не одного смутьяна борзописца утопили в Москва-реке...
Каждый раз, стоя в Успенском со свечкою в руке, думаю я думу тайную, крамольную об одном: а если б не было нас? Справился бы Государь сам?..
И шепчу себе сам, тихо, под пение хора:
Нет.
Владимир Сорокин. "День опричника"