Блог: Пара фраз
Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но это было уже в веках, бывших прежде нас.
Екклесиаст 1, 10
Империя добра
Эта сессия будет столкновением добра и зла, правды и кривды... Россия не откажется от своей позиции по Крыму и юго-востоку Украины, потому что она носит взвешенный и продуманный характер, она объективна и легитимна. Если говорить о позиции ПАСЕ, то это позиция механического русофобского большинства, которое держится на преклонении перед Госдепом, Бараком Обамой.
Василий Лихачев, депутат Госдумы, член российской делегации в ПАСЕ, чрезвычайный и полномочный посол
Нет, мы империя добра!
А не империя мы зла,
Как мы тут слышали вчера
От одного тут мы козла...
А если вдруг когда-нибудь
Другой козел захочет вдруг
С пути нас этого свернуть,
Ему мы скажем: "Знаешь, друг,
Вали откудова пришел!",
И он отвалит - тот козел.
Игорь Иртеньев. "Монолог на выдохе"
Люди и насекомые
Суть Аушвица - это дезинсектизация всей Европы, проводимая без всякого ожесточения. Мы же не испытываем никаких сильных чувств, когда травим тараканов. Если можно всех вытравить одним кивком головы - так это вообще предел желаний. Эта бестрепетность и бесстрастность в очистке Европы от вредных насекомых как раз и была той причиной, по которой Аушвиц стал синонимом архизлодейства... а разговоры о воспитании после Аушвица... т.е. о том, что случилось небывало чудовищное и мир никогда уже не станет прежним, стали главенствовать в умственных беседах. Но - дело забывчиво, а тело заплывчиво. Спустя семьдесят лет слова, произносимые над разверзшейся бездной, давно утратили свое былое звучание... Они воспитались после Освенцима - и ничего. Ко всему-то подлец человек привыкает.
Максим Соколов, публицист. 2015 год
Албанские жертвы геноцида - это как саранча. Прилетела, села, все съела и дальше полетела. Встала на крыло, говоря языком специалистов.
(Клип "Саранча")
С какой же радости НАТО спешно преобразуется в общество покровительства саранче?.. если выбирать между миром и стабильностью... и потребностью саранчи в новом корме, мир и стабильность могут показаться предпочтительнее... А когда в результате миротворчества начинает усиленно плодиться саранча, миротворцы попадают в вилку - куда ни кинь, все клин. Можно признать свои ошибки... и принять участие в уничтожении саранчи... Можно сделать вид, что НАТО вообще не имеет к Косово и размножению албанской саранчи никакого отношения - "разбирайтесь, дескать, сами, а мы ни при чем". Можно, но где же тогда искомое миротворчество... нет его. Остается единственное: прикармливать саранчу дальше...
Он же. 2001 год
Добросердечие правителя
Я, может быть, не имею права интерпретировать политику Путина, но я считаю, что он преисполнен того, чтобы принести российскому народу свободу и богатство или процветание, если так можно сказать, но в той степени, насколько это ни разрушает основы страны, ни убивает массы людей.
Игорь Шувалов, первый вице-премьер
1. Всякий градоправитель да будет добросердечен...
7. Да памятует градоправитель, что не от кого иного слава Российской империи украшается, а прибытки казны умножаются, как от обывателя.
8. Посему: казнить, расточать или иным образом уничтожать обывателей надлежит с осмотрительностью, дабы не умалился от таковых расточений Российской империи авантаж и не произошло для казны ущерба...
14. Просвещение внедрять с умеренностью, по возможности избегая кровопролития.
15. В остальном поступать по произволению.
Михаил Салтыков-Щедрин. "История одного города"
О церкви по-партийному
В такой огромной стране, как Россия, немало зависит от конфессий... Позиция конфессий создает необходимый межрелигиозный микроклимат, который придает общественную окраску большинству событий, их трактованию различными группами граждан. Если связи между религиями позитивные и взаимоуважительные, это в значительной мере стабилизирует и межнациональный диалог. Поэтому мы приветствуем работу РПЦ в этом направлении. Кроме того, нельзя не отметить мессианскую (так! - Ред.) деятельность РПЦ в поддержке русского населения на Украине.
Есть, правда, некоторые моменты, с которыми нам, коммунистам, сложно согласиться.
Вадим Соловьев, зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству
"Наряду с достижениями есть и недочеты". Это вполне безопасно. Это можно сказать даже о Библии. Наряду с блестящими местами есть идеологические срывы, например, автор призывает читателя верить в бога.
Илья Ильф. Записные книжки
Ужас фильма
Это реакция не на "Левиафан", а реакция на агрессию против России, которую проводят спецслужбы США, заставляют убивать людей в Донбассе, заставляют вводить санкции. Кроме того, это реакция на ту пятую колонну, которая поливает грязью Россию. Я негативно оцениваю этот фильм. Я считаю, что этот фильм - "заказуха" кинофестивальная, чтобы получить призы. Чем мне больше всего фильм не понравился? Всегда есть что-то хорошее, а в этом фильме нет никакой надежды, побеждает зло... В фильме показано, что жизнь русских настолько ужасна, что, получается, и отобрать ее не такой уж большой грех. То есть по сути фильм производит расчеловечивание русских и тем самым является идеологическим обоснованием геноцида русского народа. Я бы на месте Звягинцева этот фильм с проката снял, пришел на Красную площадь, встал на колени и попросил прощения у русского народа.
Сергей Марков, политолог, член Общественной палаты
...Москва. 1958. 1 ноября. Пастернак только что получил Нобелевскую премию по литературе. Писатели исключили его из Союза. На страницы газет хлынули письма трудящихся. "Правильное решение". "Лягушка в болоте". Экскаваторщики, нефтяники, инженеры, учителя, слесаря.
Я - в такси. За рулем нескладный мальчик лет девятнадцати. Узкоплечий, узколицый, малорослый, только руки, крутящие баранку, огромны...
И вдруг, как в дурной мелодраме - или, точнее, так, как бывает только в действительной жизни, - шофер оборачивает ко мне свое узкое лицо:
- Читали, гражданочка? - Он скашивает глаза на "Литературную газету". - Один писатель, Пастер, кажется, фамилие, продался зарубежным врагам и написал такую книгу, что ненавидит советский народ. Миллион долларов получил. Ест наш хлеб, а нам же гадит. Я, вот этими руками... я на комбайне. Для него убирал хлеб. А он, гадина...
Лидия Чуковская. "Гнев народа"
Кто прав, кто виноват
Ох уж эти постоянные упреки либерально настроенной общественности по поводу малого процента оправдательных приговоров по сравнению с американской системой... Так вот я вам скажу: наше следствие так же объективно и независимо... Возвращаясь к нашим уголовным делам, могу сказать, что сегодня мы имеем 0,4% оправдательных приговоров по ним. И это говорит лишь о том, что следствие очень квалифицированно и все дела, которые оно передавало в суд, расследовались тщательно, объективно и беспристрастно.
Владимир Маркин, глава управления взаимодействия со СМИ Следственного комитета
- ...Ну, что, Максимыч, все ли благополучно?
- Все, слава богу, тихо, - отвечал казак, - только капрал Прохоров подрался в бане с Устиньей Негулиной за шайку горячей воды.
- Иван Игнатьич! - сказала капитанша кривому старичку. - Разбери Прохорова с Устиньей, кто прав, кто виноват. Да обоих и накажи.
Александр Пушкин. "Капитанская дочка"
Грозный и православие
Православие же по византийской традиции видит в политике форму обустройства общественной жизни, которая регулируется не только властью, но и религией... Грозный был трагической фигурой поистине библейского масштаба. С одной стороны, Смутное время - это в большой степени результат его политики. Но с другой стороны, по-настоящему отъявленных злодейств за ним относительно немного. И всякий раз они связаны с каким-то действительно драматическим событием. Характерно, что европейцы, говоря о Грозном, всегда очень спокойны. Они сравнивают его с такими фигурами, как султан Селим, Карл V, Генрих XV (так! - Ред.), Филипп II. Да, эпоха колоссальных потрясений и войн. Сотни тысяч, миллионы погибших. В России в правление Грозного погибло четыре-пять тысяч человек. И он перед смертью распорядился, чтобы по всем монастырям, храмам молились о погибших в опричнину.
Павел Кузенков, научный руководитель выставки "Моя история. Рюриковичи"
Ежели древним еллинам и римлянам дозволено было слагать хвалу своим безбожным начальникам и предавать потомству мерзкие их деяния для назидания, ужели же мы, христиане, от Византии свет получившие, окажемся в сем случае менее достойными и благодарными? Ужели во всякой стране найдутся и Нероны преславные, и Калигулы, доблестью сияющие... и только у себя мы таковых не обрящем? Смешно и нелепо даже помыслить таковую нескладицу, а не то чтобы оную вслух проповедывать, как делают некоторые вольнолюбцы, которые потому свои мысли вольными полагают, что они у них в голове, словно мухи без пристанища, там и сям вольно летают.
Михаил Салтыков-Щедрин. "История одного города"
Чудо на сакральной земле
Мы с Борисом Межуевым беседовали с Алексеем Чалым (глава севастопольского заксобрания. - Ред.) почти три часа. К концу беседы возникло ощущение, что стоит приложить еще немного усилий - и Севастополь станет полигоном русского экономического чуда, трансформируется в крымский Сингапур или Силиконовую долину... "ВВП Севастополя реально увеличить в 10 раз", - утверждает Чалый... Самое важное: у Чалого есть комплексное видение будущего Севастополя... Экономическая блокада? Отличный стимул для инфраструктурного развития!.. В конце концов, есть же на свете успешные островные экономики - тот же Сингапур, Гонконг, Тайвань, Ирландия... Хочется верить, что Севастополю предназначено исполнить в русской истории не только роль города бессмертной воинской славы, но и стать ядром процесса новой высокотехнологичной индустриализации страны.
Кирилл Бенедиктов, писатель и политолог. "Крымский мечтатель"
- Высокомысленные и мудрые слова, господин канцлер, - проговорил де
Невилль. - Но как вы мечтаете выполнить сию трудную задачу?
Василий Васильевич, загораясь улыбкой, взял со стола тетрадь в сафьяне,
писанную его рукой... и стал читать из тетради:
- Многие миллионы десятин лежат в пустошах. Те земли надлежало бы вспахать и засеять... Ко всяким промыслам и рудному делу людей приохотить, давая от того им справедливую пользу...
- Мнится - слышу философа древности, - прошептал де Невилль.
- ...Дикий народ превратим в грамотеев, грязные шалаши - в каменные палаты. Трусы сделаются храбрецами. Мы обогатим нищих. (Василий Васильевич покосился на окно, где по улице брел пыльный столб, поднимая пух и солому.) Камнями замостим улицы... Мудрость воссияет над бедной страной.
Не расставаясь с гусиным перышком, он покинул кресло, и ходил по
коврам, и много еще необыкновенных мыслей высказал гостю...
Алексей Толстой. "Петр Первый"
Благодаря бога и барина
Количество жителей России, уверенных, что они живут в развитой, богатой и свободной стране, за три года выросло в среднем на 20% и составляет около 70%. Об этом свидетельствуют данные доклада фонда "Общественное мнение" (ФОМ) "Россия в новой реальности: образ страны и репутация власти"... 68% россиян уверены, что РФ в мире уважают... Еще больше опрошенных уверены, что Россию в мире боятся: так считают 86%... По данным социологов, за последний год резко выросло число граждан, уверенных, что к России в мире относятся необъективно.
Гости почитали обязанностию восхищаться псарнею Кирила Петровича. Один Дубровский молчал и хмурился. "Что же ты хмуришься, брат, - спросил его Кирила Петрович, - или псарня моя тебе не нравится?" - "Нет, - отвечал он сурово, - псарня чудная, вряд людям вашим житье такое ж, как вашим собакам". Один из псарей обиделся. "Мы на свое житье, - сказал он, - благодаря бога и барина не жалуемся, а что правда, то правда, иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку. Ему было б и сытнее и теплее".
Александр Пушкин. "Дубровский"
Против безыдейности
Вижу ли я в героях фильма некую русскую особость? Не вижу. Сколько бы авторы ни заставляли их материться и пить литрами водку из горла, настоящими русскими это их не делает. Себя, своих коллег, знакомых и даже знакомых знакомых в персонажах "Левиафана" я не увидел. Странно, но среди героев фильма вообще нет ни одного положительного героя. То есть что и кого ненавидит Звягинцев, более-менее ясно. А кого он любит? Славу, красные дорожки и статуэтки - это понятно. А любит ли кого-то из своих героев? В этом большие сомнения... Надеюсь, что в будущем Андрей Звягинцев, человек очень одаренный, при поддержке Министерства культуры снимет кино, в котором не будет этой экзистенциальной безнадеги. Кино, после которого захочется встать, выйти на улицу и сделать что-то хорошее, правильное, не откладывая - прямо здесь и прямо сейчас. После "Левиафана", увы, такого чувства не возникает.
Владимир Мединский, министр культуры
Выбор тем г-на Чехова поражает своею случайностью. Везут по железной дороге быков в столицу на убой. Г-н Чехов заинтересовывается этим и пишет рассказ под названием "Холодная кровь"... Почту везут, по дороге тарантас встряхивает, почтальон вываливается и сердится. Это - рассказ "Почта". Зачем он мне?.. И рядом вдруг "Спать хочется" - рассказ о том, как тринадцатилетняя девчонка Варька... убивает порученного ей грудного ребенка потому, что именно он мешает ей спать. И рассказывается это тем же тоном... с тою же "холодною кровью", как и про быков или про почту... Нет, не "хмурых людей" надо бы поставить в заглавие всего этого сборника, а вот разве "холодную кровь": г-н Чехов с холодною кровью пописывает, а читатель с холодною кровью почитывает... При всей своей талантливости г-н Чехов не писатель, самостоятельно разбирающийся в своем материале и сортирующий его с точки зрения какой-нибудь общей идеи, а какой-то почти механический аппарат. Кругом него "действительность, в которой ему суждено жить и которую он поэтому признал" всю целиком, с быками и самоубийцами, колокольчиками и бубенчиками. Что попадется на глаза, то он и изобразит с одинаково "холодною кровью".
Николай Михайловский (1842-1904), русский критик и публицист. "Об отцах и детях и о г-не Чехове"
Грех людоедства
На новогодние праздники в одном из киевских баров было устроено креативное мероприятие... В качестве вкусной еды предлагались такие кушанья, как "Печень ополченца"... "Распятый мальчик"... Банкет завершился разделкой и поеданием торта, исполненного в виде русскоязычного младенца... конечно, ХХ век знал примеры бесчеловечной жестокости, но веселая символическая антропофагия была, например, неведома Третьему рейху... Ведь табу на поедание себе подобных является довольно древним. Уже в греческой архаике мы встречаем судьбу Тантала, накормившего небожителей мясом своего сына Пелопа и обреченного за то на вечные муки, равно как и историю про внука Тантала, Атрея, который убил сыновей своего брата Фиеста и накормил их мясом Фиеста на пире. Если считать, как это принято, что именно с древнегреческой культуры ведет начало так любезный украинцам европейский шлях, то пир Атрея, как безусловно отрицательный образец, который сжимает грудь и возмущает чувства, а также вызывает спазмы в пищеводе, тоже в эту культуру входит. Закатившие в Киеве новогодний банкет Атрея идут каким-то другим шляхом, которым даже эсэсовцы не хаживали.
Максим Соколов, публицист. "Банкет Атрея"
Дознание
...На поставленный же мною прямо вопрос, с предупреждением, что закон строго карает за упорство в несознании: ел ли он, Семипудов, также пирог с околоточным надзирателем? - честно сознался: "Ел"...
Из газеты "Новое время", выдержка из статьи под названием "Письма к ближним" г-на Меньшикова.
Братие! Ближние мои! Что зрим? Чего очевидцами содеялись? Се зрим, с сокрушенным сердцем, околоточна в пирозе запечена и торговцем Семипудовым во граде Завихряйске съедена. Поразмыслим. Не об околоточном, в пирозе погребение себе нашедшем, восплачем, ибо что есть околоточный с философской точки зрения? Коль скоро околоточный может быть в пирозе запечен, толь скоро другой околоточный может быть вновь испечен. И не на сем пути может быть побеждено наше мудрое министерство революционерами, в лютой злобе невинный доселе пирог в орудие адской злобы превратившими... Вот что ужасно, братие. Поста забвение. Купец, заветов прошлого держительство, вместо того чтобы съесть, как полагается, пирожка с тешечкой, пирожка с визигою, с осетровой щекой, с налимьей печенкою, блинчика с творогом, блинчика со сметаною, блинчика с вареньем, - околоточного вкусил. Тьфу!
Влас Дорошевич (1865-1922), русский фельетонист. "Дело о людоедстве"
Хозяин земли русской
Доверие к властным органам, прежде всего к главе государства, у граждан очень велико. Президента считают (нравится это кому-то или нет) главным гарантом стабильности и устойчивости, авторитет у него колоссальный... в целом наши граждане все-таки уверены, что живут в государстве, у которого, образно говоря, "есть хозяин". И он не стесняется на своей пресс-конференции заявить: "Я отвечаю за все"... Понимаете, здесь все как в строительстве... чтобы все не просело и не рухнуло, нельзя замахиваться на несущие конструкции. А их роль в нашей ментальности выполняет именно доверие граждан к власти, все прочее - штукатурка с облицовкой.
Михаил Горшков, академик РАН, директор Института социологии РАН
Государственная власть при таких началах, при невмешательстве в нее народа, должна быть неограниченная. Какую же именно форму должно иметь такое неограниченное правительство? Ответ не труден: форму монархическую. Всякая другая форма: демократическая, аристократическая, допускает участие народа... Поэтому здесь необходим Государь, Монарх. Только власть Монарха есть власть неограниченная. Только при неограниченной власти монархической народ может отделить от себя государство и избавить себя от всякого участия в правительстве, от всякого политического значения... Такое монархическое правительство и поставил себе народ русский.
Константин Аксаков. "Записка о внутреннем состоянии России"
Чувствительный Левиафан
Вручение "Левиафану" премии "Золотой глобус" полностью проясняет отношение западных стран к России. Запад хочет видеть нашу страну именно такой, какой показал ее Звягинцев, - маргинальной, пьяной и непотребной. Я видел этот фильм - главный герой там буквально в каждом кадре пьет водку из горла, а его блудящая жена топится в море. Кроме того, фильм сильно бьет по Русской православной церкви. Мне очень жаль, что Андрей пошел таким путем... Я не знаю, диктуют ему продюсеры или западные спонсоры, но он выполняет заказ по дискредитации нашей страны... Я бы не стал активно показывать "Левиафана" в прокате и по телевидению.
Николай Бурляев, президент международного кинофорума "Золотой витязь", народный артист РФ
...И изложил он (секретарь ЦК КПСС Петр Демичев. - Ред.) мне, чего не надо и чего не хочет партия в произведениях (это очень четко, уже готовое было у него в голове):
1) пессимизма;
2) очернительства;
3) тайных стрел...
"Тайные стрелы" я замял, а "очернительство" хотел термин уточнить. Вот, например, богучаровские мужики, которые княжну Марью не отпускают эвакуироваться (а уж сами-то верно ждут Наполеона), - это очернительство патриотической войны или нет?
Но, видно, не читал Демичев той книги, не вышло спора.
Александр Солженицын. "Бодался теленок с дубом. Очерки литературной жизни"
На власть не обижаются
Еще вот такой вопрос - как вы лично пережили... то, что с вами произошло, - вплоть до домашнего ареста?
Глупо было бы отрицать, что это не является каким-то предметом для переживания. Конечно, является. Но пережил нормально. Вы понимаете, жить прошлым нельзя, нужно жить будущим. Я и живу будущим, а прошлое осталось в прошлом.
Но обиды на власть у вас нет, как я понял?
Ну что вы, смеетесь, что ли? Я плоть от плоти этой страны - какая обида?
Владимир Евтушенков, глава АФК "Система"
Говорят, Константина Рокоссовского, будущего маршала, в 1939 году дважды вывозили в лес на мнимый ночной расстрел, наводили на него стволы, потом опускали и везли в тюрьму. Это тоже - высшая мера, примененная как следовательский прием. И ничего же, обошлось, жив-здоров, и не обижается.
Александр Солженицын. "Архипелаг ГУЛАГ"
Положение с прибором
Политизированным и экономически необоснованным считают в Москве понижение экономического рейтинга России агентством Fitch. Правительственный эксперт назвал такой шаг агентства не партнерским и экономически абсолютно немотивированным.
"Эхо Москвы"
Нос. У герцогини на плите ничего не варится, а только разогревается...
Первая придворная дама. Ты врешь, нахальный нос!
Нос. Не для чего мне врать. Я точный прибор.
Евгений Шварц. "Голый король"
Опровержение права
Я в суд не подаю, я вообще не сужусь у государственных органов никогда. Это моя принципиальная позиция... Да что вы как городовой - законы, законы. Я в человеческом смысле говорю... Да мне наплевать как закон, Карина... Поэтому, Карина, я всегда против либералов, потому что это вы устроили эту тюрьму из нашей страны. Это вы создали тысячи законов, это вы создали тюремные сроки пожизненные и 30-летние. Это вы, либералы. Это делать нельзя было. Это противоречит принципам, на которых всегда пытались как-то строить наше общество. Это вы сюда принесли эту западную тюрьму... Эту азиатскую страну, вы ее опять одели. Петр одел в мундир голландский. А вы ее одели в западную тюрьму американскую. С пожизненными сроками, со всем этим чудовищным вашим крючкотворством. Я это ненавижу органически... Я не хочу крючкотворства, я не хочу этой власти либерального фашизма… Ну конечно, вы, естественно, постараетесь, вы же крючкотворы, и для вас параграф важнее как бы содержания. Естественно, вы, либералы, еще раз говорю, принесли в нашу страну такие тюрьмы, которых она никогда не видела. Со времен ГУЛАГа... Потому что это было либеральное устройство. ГУЛАГ и большевистский террор в России устроили люди, которые хотели свободы, равенства, братства. Ли-бе-ра-лы.
Максим Шевченко, журналист, член Совета по правам человека
Русская интеллигенция состоит из людей, которые ни индивидуально, ни социально не дисциплинированы. И это находится в связи с тем, что русская интеллигенция никогда не уважала права, никогда не видела в нем ценности; из всех культурных ценностей право находилось у нее в наибольшем загоне. При таких условиях у нашей интеллигенции не могло создаться и прочного правосознания, напротив, последнее стоит на крайне низком уровне развития... Притупленность правосознания русской интеллигенции и отсутствие интереса к правовым идеям являются результатом застарелого зла - отсутствия какого бы то ни было правового порядка в повседневной жизни русского народа. По поводу этого Герцен еще в начале пятидесятых годов прошлого века писал: "Правовая необеспеченность, искони тяготевшая над народом, была для него своего рода школою. Вопиющая несправедливость одной половины его законов научила его ненавидеть и другую; он подчиняется им как силе. Полное неравенство перед судом убило в нем всякое уважение к законности. Русский, какого бы он звания ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; и совершенно так же поступает правительство".
Богдан Кистяковский (1868-1920), русский правовед. "В защиту права. (Интеллигенция и правосознание)" (статья в сборнике "Вехи")
Мечта славянофила
Российская телеповестка этих рождественских дней производит впечатление странного дежавю в стиле "два мира - две системы". Переполненные храмы в Москве и Воронеже, роскошь византийского богослужения, радостные лица встречающих Богомладенца православных христиан - это "у нас". И "у них" - новости об истреблении палачей ИГИЛ на Ближнем Востоке, демонстрации за и против исламизации в Германии и, как финальная точка в споре, - кровавая, демонстративная, откровенно провоцирующая бойня в Париже. Трудно придумать более наглядный контрапункт между картиной мира, с большей или меньшей погрешностью выбравшего традиционные ценности, и картиной мира, от них отказавшегося и мечущегося между истеричной "толерантностью" и осатанелым варварским фанатизмом, порывающего и с традицией, и со здравым смыслом.
Егор Холмогоров, публицист
О, грустно, грустно мне! Ложится тьма густая
На дальнем Западе, стране святых чудес:
Светила прежние бледнеют, догорая,
И звезды лучшие срываются с небес...
Но горе! век прошел, и мертвенным покровом
Задернут Запад весь. Там будет мрак глубок...
Услышь же глас судьбы, воспрянь в сияньи новом,
Проснися, дремлющий Восток!
Алексей Хомяков (1804-1860), русский поэт и мыслитель. "Мечта"
Трели о пятилетках
Вот пускай, это, может быть, для кого-то прозвучит как постмодернистский флэшбэк к советскому времени, но я считаю, что пятилетки... нам, конечно, нужно вернуть. То есть государство должно обещать, что к такому-то сроку будут построены такие-то мосты, такие-то дороги... Это означает то, что государство должно давать прямые обязательства. Это вопрос, кстати говоря, и топографии: вот здесь, в конкретном населенном пункте, по всей стране будет создано то, то и то. Это конкретные рабочие места, это реальные достижения, а не просто обещания и важные драматургические фразы. И я на этом настаиваю.
Сергей Шаргунов, писатель и журналист
А мы... А мы поем! Дыханье нам не сперло,
От Родины своей нам незачем лететь.
Во все бесхитростное наше птичье горло
Мы будем радостно, мы будем звонко петь!
Мы - птицы русские. Мы петь не можем в клетке,
И не о чем нам петь в чужом краю.
Зато свои родные пятилетки
Мы будем петь, как молодость свою!
Александр Вертинский. "Птицы певчие"
Патриархальная экономика
Мы привыкли жить за счет прибавочной стоимости, которая весьма условно создается в торговой сфере. Пора перейти к экономике реальной, производить ценности и получать добавочную стоимость, которая и будет вкладываться в реальное укрепление экономического могущества нашего государства.
Кирилл, патриарх Московский и всея Руси
...Зато читал Адама Смита
И был глубокой эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет.
Александр Пушкин. "Евгений Онегин"
Крещение без насилия
...И, повторяю, историки - Голубинский, из знаменитых историков церкви, который так считал... Если сравнить, как проходило крещение Руси и крещение западноевропейских стран, - какой силой? Тут даже сравнивать нечего. И даже вариант, который Владимир, согласно летописи, предлагает своим: кто не придет, тот не друг мне. Он просто объясняет, что у меня произошел такой мировоззренческий выбор. Вы хотите быть со мной, приходите. Не хотите - не приходите. Я выбрал эту жизнь, он честно предупреждает.
Владимир Легойда, председатель Синодального информационного отдела Московского патриархата
В самом Киеве... полицейский надзор, как нужно предполагать, был настолько силен и действителен, что эти не желавшие не могли укрыться и должны были - или креститься неволей, или спасаться бегством, или же, может быть, подвергнуться казням... Таким образом, это дело о крещении Руси Владимиром должно понимать так, что было крещено большее или меньшее большинство жителей, что язычество было объявлено верою запрещенною и преследуемою… совершенная покорность русских в деле перемены веры воле князя и так называемое мирное распространение христианства на Руси есть не что иное, как невозможная выдумка наших неумеренных патриотов, хотящих приносить здравый смысл в жертву своему патриотизму... О крещении новгородцев сохранилась пословица, что "Путята крестил их мечом, а Добрыня огнем".
Евгений Голубинский (1834-1912), русский историк. "История Русской церкви"