В Орехово-Зуеве без перемен. Натиск огня сдерживают добровольцы
Люди ждут помощи. Пора в дорогу
В прошлую пятницу в очередной раз съездил добровольцем в Московскую область помогать бороться с огнём. В ЖЖ-комьюнити Пожар_Ру, где происходит координация волонтерской помощи, прочитал накануне сообщение: «Орехово-Зуево. Очень, очень нужны люди! Огонь везде! Постоянно не хватает людей! Есть где жить, есть где спать, есть что поесть. Встреча ежедневно в 12:00 на вокзале в Орехово-Зуево у Вечного огня. Звонить 8(925)890-94-38 Александр Бабаев»
Больше сидеть дома я уже не мог. Подходящую одежду я нашел, оставалось решить вопрос экипировки и как добраться. Созвонился с координатором Александром Бабаевым, выяснил, что инструменты для работы у них есть, а заодно он связал меня с Татьяной из Москвы, которая также собиралась наутро ехать туда на своей машине помогать тушить пожар и могла меня захватить.
Большую часть дороги воздух был свежий и прозрачный, но на подъезде к Орехово-Зуеву сразу стало ясно, что цель близка — появились выжженные участки леса по обочинам дороги и все вокруг заволокло дымом. Мы прибыли значительно раньше 12 часов, однако были уже не первыми. У Вечного огня уже сидели пара ребят — супруги Кирилл и Марина, они стали самой колоритной парой в нашей бригаде добровольцев — в одинаковых черных куртках, черных штанах, высоких ботинках на шнуровке, со своими лопатами, респираторами и даже с яркими оранжевыми касками.
Кирилл работает посменно - приехал в свой выходной день. Ребята сетовали, что могли бы приезжать регулярно, но очень дорого стоит добираться на электричке. Этот вопрос мы тут же закрыли, посоветовав ребятам накануне отъезда кооперироваться с теми, кто едет на своих машинах и может взять попутчиков. Такая информация регулярно появляется на интернет-ресурсах, где происходит координация добровольцев (см. ссылки в конце текста)
К 12 часам собралось нас человек 15, большую часть из которых составляли девушки. Меня, с одной стороны, искренне восхитило, что наши девчата, не обладая какими-то выдающимися физическими данными, решительно едут заниматься тяжелым и опасным физическим трудом в дыму и огне. Но с другой стороны, хотелось бы увидеть большую активность со стороны мужчин: махать лопатой — не женское занятие.
Гражданская самоорганизация
Наконец, все новички были в сборе. Подъехал Саша Бабаев на машине с целым ворохом лопат на багажнике, сообщил обстановку, проинструктировал, чем и как мы будем заниматься. Об Александре хочется сказать отдельно. Этот удивительный человек самостоятельно и очень грамотно организовал деятельность добровольцев в своем районе. Наладил сотрудничество с МЧС и местной администрацией, наладил прием, размещение и обеспечение работой прибывающих добровольцев, организовал прием всего необходимого для борьбы с огнем — вещи, еда, инструменты и средства пожаротушения идут из благотворительных центров у доктора Лизы и Синодального отдела.
И такие самодеятельные координационные структуры появились во всех районах бедствия. В условиях наступления природной стихии, когда государственные службы показали свою полную недееспособность, наши граждане сумели не просто предоставить в помощь свои руки, но самостоятельно организовали целую сеть реальной эффективной помощи пострадавшим и борьбы с пожарами. Граждане из своих личных средств собирают солидные суммы денег, на эти деньги сами закупают все необходимое — от еды и одежды до пожарных рукавов, мотопомп, ранцевых огнетушителей и прочей спецтехники.
Граждане сами, на своём транспорте развозят всё необходимое в горячие точки по всем окружающим областям — предварительно создав информационную сеть, оперативно поставляющую информацию, где и что в данный момент требуется пострадавшим от пожаров и добровольным отрядам, воюющим с огнем. И все это сделано абсолютно без какого-либо участия государства, на которое все просто махнули рукой. Государства, которое занято лишь очковтирательством, периодически докладывая о том, что «все в порядке» и «помощь добровольцев не нужна». Такой уровень гражданской самоорганизации поистине впечатляет.
Здесь стоит отметить, что в своих оценках нужно разделять бездарное начальство, развалившее структуру противопожарной защиты лесов, от рядовых сотрудников пожарных и прочих служб. Пожарные в эти недели делают все возможное, но их сил не хватает, у них не хватает техники, за тот день, проведенный в очаге пожара в районе Орехово-Зуево, я лишь дважды видел пожарную машину, остальное делали добровольцы. Александр Бабаев рассказывал о двух офицерах МЧС, которые в свои выходные регулярно приезжают в Орехово-Зуево с ранцевыми огнетушителями и помогают тушить огонь, как рядовые добровольцы, и таких примеров много.
Наш фронт
Небольшой колонной легковушек мы добрались до деревни Ковригино. Вышли из машин, разобрали лопаты, ведра, респираторы, питьевую воду и углубились в лес. Лес у дороги выглядел совершенно мирным, но шагая по прорытой противопожарной колее, уже вскорости левая сторона леса из зеленой превратилась в черную и дымящуюся. Колея четко отделяла живой еще лес от выжженной земли. А еще через несколько минут быстрого марша мы дошли до места, где огонь прорвался через эту несерьезную преграду, и гарь пошла уже по обе стороны тропы. От деревенских домов нас отделяло не более километра — здесь уже был пожар, который вторую неделю сдерживают добровольцы, не позволяя приблизиться к поселку.
Наша команда присоединилась к тем десяти добровольцам, которые уже были на месте. Мы распределились и стали планомерно подавлять возникающее тут и там открытое пламя, засыпая его песком. Задача «потушить пожар» даже не ставилась - это было невозможно в принципе. Дымящийся, периодически разгорающийся лес простирался вглубь на расстояние, которое оценить было невозможно. Сухой тлеющий слой дерна под ногами имел температуру добротного костра, и погасить всю эту площадь можно было лишь тоннами воды или длительными ливнями. Наша задача-максимум заключалась лишь в том, чтобы не позволять огню расползаться на новые территории, а также бороться с активными очагами пламени, которое могло подняться вверх по высохшим стволам и превратиться в верховой пожар — его уже не остановить ничем.
Нам в тот день очень сильно повезло. Как я потом уже понял, 25 добровольцев на этом фронте — это капля в море. Но накануне ночью прошел чуть ли не первый за это лето дождь, и к тому же весь день практически не было ветра. Лишь это нам позволило справиться с задачей, иначе остановить огонь нам было бы не по силам. На следующий день туда прибыли уже 60 добровольцев, но поднялся сильный ветер, который раздувал огонь, и ребята были просто в отчаянии — не успевали гасить очаги.
«Дружественный огонь», точнее, вода авиации союзников
У нас же было все «спокойно». Пять часов машешь лопатой, таскаешь вёдра, заливаешь, засыпаешь огонь, а он все возникает тут и там бесконечно. Едкий дым режет глаза, пот заливает лицо, респиратор становится черным и снаружи и внутри. Но очаги огня на свободном пространстве под деревьями были лишь цветочками. В какой-то момент раздался клич, и мы рванули к большому открытому огню. Это был край бурелома — запылала одна их упавших сосен, которые дальше были навалены целыми штабелями.
Могучая крона поваленного дерева возвышалась метра на три. Мощное пламя поднималось все выше, облизывая стоящие рядом деревья, подойти вплотную было уже трудно от усиливающегося жара. Мы начали спешно наполнять ведра песком, передавая их вперед, где ребята пытались сбить пламя. Почти сразу стало ясно, что дерево надо срочно распилить и растащить, иначе огонь перекинется дальше. Я бегом рванул на поляну за бензопилой...
И в этот момент нас накрыло. Пожарный вертолет, который постоянно курсировал над головой, таская свое «ведро» на веревочке, заметил наш очаг возгорания и отбомбился со стопроцентным попаданием — на горящую сосну и на голову всем, кто ее тушил :-)) Поскольку я в тот момент успел отбежать в сторону, для меня это выглядело лишь как сильный дождь, внезапно пролившийся с ясного неба. Когда же я с бензопилой вернулся к эпицентру, ребята там были мокрые насквозь. ))
Но хочу заметить, что водосброс с вертолета не стал панацеей. Он лишь серьезно помог нам сбить активное пламя, но не потушил очаг полностью. Все равно пришлось добивать вручную. А потом я пошел осматривать этот бурелом внимательнее, и настроение у меня резко упало. Огромные сосны, сухие, как порох, с мощными кронами сухой хвои сложены аккуратным гигантским костром на раскаленной тлеющей земле. Нижние бревна в глубине уже напоминают печную топку — оттуда идет алый жар, а сверху навалены тонны готовой воспламениться древесины. Процесс запущен и остановить его уже просто невозможно, туда даже подобраться сложно, а уж потушить — нереально. Оглянулся вокруг и с ужасом представил, как не сегодня-завтра весь этот «костерок» запылает — не одинокое дерево, а десятки поваленных бревен одновременно...
Домой
К шести часам вечера, уже совсем выбившись из сил, мы закончили свою смену и отправились в обратный путь к месту стоянки, к деревне. Ребята достали продукты — консервы, колбасу, пряники, молоко, апельсины, чего там только не было, - и устроили пикник на обочине. За день я не особо успел толком познакомиться с ребятами — на знакомства и разговоры было не так много времени, да и сил не было. Но общее у всех добровольцев было видно без всяких слов — это были открытые, доброжелательные, милые люди, настоящие Люди с большой буквы.
В отличие от прокремлевских югендов, мои нынешние собратья-огнеборцы иногда поражали какой-то уж чрезмерной скромностью. Все ругались на журналистов, что лезут со своими интервью под руку — народ категорически отказывался давать интервью. Татьяна, которая меня подвозила из Москвы, оказалось, сама работает на телевидении. Так увидев съемочную бригаду знакомых репортеров, она всячески пыталась спрятаться, чтоб не только в кадр не попасть, но вообще не попасть им на глаза. «Начнут потом обсуждать... Не хочу чтоб кто-то знал, что я ездила на пожары», — ответила Татьяна на мои удивленные вопросы: мол, чего стыдиться-то?
Вышла тетенька из соседнего дома. Как же она нас благодарила, как просила приезжать еще, предлагала и ночлег, и еду, готова была все для нас сделать — ведь мы защищали ее дом, и надеяться ей больше не на кого. А лес вторую неделю горит всего в километре...
Гражданская война с огнем
Я в тот день понял одно. Ничего «на спад» не идет. Никаким заявлениям начальников о том, что «добровольцы больше не нужны», верить нельзя. Огонь сдержать мы можем лишь собственными силами, и сотни добровольцев ежедневно ведут бой с огнем во всех районах и областях, охваченных пожарами — и реально не дают огню пройти дальше.
Не надеясь на государство, добровольцы сами ведут оперативный мониторинг обстановки, осуществляют закупки и подвоз всего необходимого в горячие точки, держат фронт там, где не хватает сил профессиональных пожарных. Им нужна помощь, им ОЧЕНЬ нужна ваша помощь! Присоединяйтесь, пожалуйста.
Информацию можно получить здесь:
community.livejournal.com/pozar_ru — сообщество координации действий добровольцев.
scer.net.ru — сводная база данных текущей ситуации в горячих точках.
i-cherski.livejournal.com — информация для добровольцев.
community.livejournal.com/orehovo_fire — сообщество добровольцев Орехово-Зуево.
Комментарии
мирная гражданская акция протеста в защиту своих прав и свобод....-да кто отдаст праваа и свободы мирно?
Переворот — путь к путинизму
Август-91 — самый наглядный пример. А так примеров в истории не счесть.
Самое главное, что вооружённый переворот вообще нахрен не нужен. Вооружённый переворот приводит к власти нелегитимным образом группу случайных отчаянных ребят. На следующий же день этим ребятам придётся защищать свою власть от обвинений в незаконности и нелегитимности, а значит им тут же придётся начать:
1. Ограничивать свободу слова
2. Ограничивать свободу собраний
3. Вводить полицейский режим подавления недовольных
Иначе говоря — строить очередной путинизм. Вам нравится путинизм? Мне не нравится абсолютно.
Так что все лихие ребята, мечтающие о штурме Кремля, меня не интересуют в принципе.
Взрослый человек,а в сказки верите.
Сказки, что группа, захватившая власть силой, будет её силой же и удерживать? По-моему, это как раз вполне очевидная перспектива.
...- группа, захватившая власть силой, будет её силой же и удерживать.....--------------------------------------в данный момент в России нет силы ,которая смогла это сделать,а игра в демократию,просто способ заработать(или отработать)денеги,всего лишь.
Чет попер самопиар. Теперь каждый, так сказать, член, так сказать, "Солидарности" будет рапортовать об успехах. Никагого различия с "Нашими".
Я не являюсь членом Солидарности. Я вообще не участвую ни в одной из политических организаций.
Какая разница? Тусня все та же. Кого еще печатают на гранях, кроме как рукопожатых.
Не знал, что нужно стыдиться быть рукопожатным и стремиться стать нерукопожатным.
Я, как гражданин своей страны, как гражданский активист, выступаю за то, чтобы власть строго соблюдала Закон и Конституцию РФ, соблюдала и защищала мои законные права гражданина.
Если вы подразумеваете под «той же туснёй» всех граждан, которые придерживаются того же мнения на этот счёт, то, наверно, да — одна тусня.
А вы — из другой тусни? Которая за беспредел, феодализм и мракобесие?
Как же скучно общаться с демократическими Гаврошами. Повторяют как попугаи прокисшие агитки конца 80-ых. Скучно. Никак не могут найти нужных слов.
А вы водки выпейте.
Сразу и перестанете скучать. Прописные истины для таких как вы приходится, к сожалению, повторять...
Анонимные комментарии не принимаются.
Войти | Зарегистрироваться | Войти через:
Комментарии от анонимных пользователей не принимаются
Войти | Зарегистрироваться | Войти через: