в блоге Москва: худшее впереди

Vip Михаил Блинкин (в блоге Свободное место) 11.08.2010

251

По поводу оперативной реакции городских властей на экокатастрофу ничего не могу сказать: это точно не мой вопрос, что они должны были делать. А вот по поводу стратегической - очень интересная тема.

Много-много лет назад выдающийся урбанист Георгий Владимирович Шелиховский написал книгу "Задымление городов". Она была издана после войны, а написал он ее перед войной. Там у него были вполне актуальные соображения о том, какая должна быть высотная конфигурация пространства города для того, чтобы город нормально продувался. Что я могу сказать совершенно определенно о Москве - город продувается плохо. Потому что при благополучной планировке - высотный центр и малоэтажная периферийная застройка - возможностей для продувания гораздо больше, чем при московской застройке, которая жутко высотная на периферии. Я считал, что по транспорту решение плохое в Москве, а оно, оказывается, и по экологии плохое. Для меня это была теория, теперь практика.

Я думаю, что этот вопрос - как город продувается, как долго остается задымленным - это серьезный научный вопрос, который должен быть учтен при планировке, хотя бы на уровне городского Генплана. Потому что это не поправишь ни за год, ни за два, это стратегия. И похоже, что этим вопросом в Москве никто и никогда не был озабочен. Я искал слово "задымление" в текстах Генплана, вот у меня лежат эти тома Генплана, нет там такого слова. Про задымление один раз упоминается в контексте выбросов с предприятий. Похоже, что явления такого рода на уровне стратегического планирования вообще не рассматривались. Это первый вопрос.

Вопрос второй. Так совпало, что когда Москва стояла в этой жуткой мгле, смоге, одновременно бравые ребята рубили Химкинский лес. Я всегда относился к этому проекту довольно негативно, писал на эту тему. А теперь мы стали совсем похожи на северного человека из старого анекдота, которому геолог, проходя мимо, говорит: "Не пили сук - свалишься!", - а он пилит. Сваливается и говорит: "А ты, геолог, оказывается, шаман!". Анекдот неприличный, потому как задевает национальные вещи, но по существу он верен. Мы пилим сук, на котором сидим. Потому что это ситуация экологической катастрофы - смертность в Москве зашкаливает. Я не знаю, почему ее скрывают, ведь статистика вызовов похоронных катафалков абсолютно открытая, чего скрывать-то?

Совершенно понятно, что эти леса и болотные угодья, входящие в черту города и ближнего Подмосковья, - это защитный пояс Москвы, который нельзя терять никоим образом, потому что иначе просто сдохнем.

Сейчас потеря лесов и болотных угодий в ближнем Подмосковье - это просто смертельная угроза для города. Если для кого-то это раньше была теория, как для меня, то теперь я понимаю, что терять это защиту смертельно опасно. И люди, которые этого не понимают, - они либо в Москве жить не собираются, либо устроили себе в Москве такую жизнь, что им эта экология по барабану. У них, наверное, и в кабинете климат-контроль с чистым воздухом, и в машине, и дома - они и не знают, что в Москве происходит. Для всего прочего населения все эти проблемы должны быть резко подняты, это проблема не одной Жени Чириковой и ее друзей.

Эти болотца, рощицы, леса - наша естественная защита, мы просто теряем ее. Уровень озабоченности у профессиональных экологов, у местных жителей пока очень-очень маленький, если не сказать нулевой. А эти дни показали, что это очень серьезная проблема.

Есть еще транспортная проблема - продолжение эксплуатации в России ведер с гайками. Вот у нас смог, дышать нечем, на улицу я вышел и вижу: едут мимо меня замечательные произведения советского автопрома 80-90-х годов - ведра с гайками. Ну если вы готовы лес рубить, то вы готовы и этим тоже дышать. И отношение людей - они скорее будут сочувствовать нищему владельцу старого жигуленка, чем сотне прохожих, которые этой гадостью будут дышать. Вот здесь фокус общественного внимания: сочувствие бедному автовладельцу или собственное выживание. Это очень серьезно, потому что сохранение в городе огромного парка старых, никаким параметрам не отвечающих автомобилей опасно. От них надо избавляться, и чем быстрее, тем лучше.

Насчет метрополитена. В рамках действующих экономических условий нельзя сделать в московском метро кондиционированный воздух. Вот если бы билетик в метро стоил не доллар, а два с половиной, тогда через какое-то время это было бы возможно. Бесплатно не получится.

Когда-то метрополитен обладал мобилизационными ресурсами. Теперь же он может работать либо как бомбоубежище, либо как транспортная система. Если он действует как бомбоубежище, закрываются порталы на станциях (там, куда поезда проходят). Представить себе, что метрополитен будет и пассажиров возить, и граждан от газовой атаки защищать, невозможно.

В целом же у меня впечатление от всего этого чисто эмоциональное: люди, принимающие решения на федеральном и московском уровнях, искренне не понимают, что происходит с горожанами. Потому что вот я сейчас сижу в хорошем автомобиле, у меня великолепный климат-контроль, и когда у человека это есть на работе, дома, на даче и в автомобиле, он искренне не понимает, чего это московский обыватель переживает.

Имущественный разрыв существует в любом богатом городе. Но там, где городское начальство ходит на выборы, используя пассивное избирательное право, оно понимает, что за него будут голосовать и против него будут голосовать люди, которые экологическую или любую другую катастрофу на своей шкуре испытали, и оно, начальство, будет относиться к проблемам граждан внимательнее. А вот нашему городскому начальству до этого дела нет.

Многие выводы делать рано, потому что наши неприятности еще совсем не кончились, потому что пожары продолжаются, торфяники горят. И рано утверждать, что мы все пережили, нам еще многое предстоит пережить.


Материалы по теме
06.08.2010 статья Дмитрий Шушарин: Пожар холодных числ →
05.08.2010 статья Илья Мильштейн: Играем в рынду →
07.08.2010 в блоге Марк Фейгин: Чих-пых →
05.08.2010 в блоге Евгения Чирикова: Мы будем действовать по закону →
02.08.2010 в блоге Лев Рубинштейн: Я знаю: дождик будет →

Комментарии
User chokolivskyi, 11.08.2010 17:41 (#)

Очень толково и правильно написано.

Полностью поддерживаю автора.

User nanoscience, 12.08.2010 00:54 (#)
3460

согласен. Толково. Но почему-то ни слова о том, что эта ситуация уже была недавно, в 2002-м. Вся Москва в сентябре была в дыму продолжительное время, из-за торфянников. И после этого нашлось асимметричное решение, озвученное Латыниной. Причем здесь климат-контроль, если речь идет о месяцах. И, я согласен, конца этому пока не очень видно, разве что есть видео о героических победах, с пририсованным дымом. Про рубку леса -это, конечно, критинизм, но. Уже многие бывали в западной Германии и знают, что там, в городах, и дикие утки, и кролики, и птичек видимо-невидимо, и олени вокруг городов ходют свободно. Я уж не говорю о том, что везде парки, в смысле почти дикая природа, ботсады, дорожки для велосипедистов со специальными сфетофорами, дорожки для гуляния на природе и бега, и везде цветы, цветы, цветы.

User debaterage, 11.08.2010 18:13 (#)

Но ведь ничего же, ничего не меняется. Вот на эту статью будет 5-8 комментариев. И все. У власти нет желания что-либо изменить, у населения нет понимания ситуации и требовательности к властям.

User versado, 12.08.2010 01:42 (#)

Вот на эту статью будет 5-8 комментариев

И коменты не москвичей. Кажется москвичи выродилмсь в стадо баранов для стрижки, заклания и шашлыка.
Проснитесь люди! На вас вся Россия смотрит! Когда-то звучало как набат: ЗА НАМИ МОСКВА. а сейчас другой смысл этих слов. Писец Москве, конец России.

User kafa, 12.08.2010 09:46 (#)

Уныло подтверждаю: Выродились!
К тому же КОРЕННЫХ москвичей - кот наплакал. Основная масса - вновь поселившиеся, которые, по идее, должны быть сверхактивными. Ан нет! А сторожилы пассивные до крайности.
Так что, Россия, надейся сама на себя.

User dayfed, 12.08.2010 06:52 (#)

Как благоустроить ЗАГОНЫ ДЛЯ СКОТА...

Это - уже не первое ПРОВОКАЦИОННОЕ приглашение к обсуждению ВТОРИЧНЫХ проблем. К счастью, все меньше откликающихся... Милый автор, впереди - не худшее! НЕИЗБЕЖНОЕ...

User aartiikkll, 12.08.2010 07:33 (#)

Российский Greenpeace обвиняет руководство страны в планомерном уничтожении государственного контроля над лесной отраслью хозяйства, ставшем результатом принятия "чудовищного лесного законодательства". Директор Greenpeace России Сергей Цыпленков заявил, что "сваливание всего на аномальные природные условия – самая большая ошибка, которую только можно совершить".

User mocker, 12.08.2010 09:44 (#)

Михаил Блинкин пишет:

"... Думаю, что этот вопрос - как город продувается, как долго остается задымленным - это серьезный научный вопрос, который должен быть учтен при планировке, хотя бы на уровне городского Генплана. Потому что это не поправишь ни за год, ни за два, это стратегия. И похоже, что ЭТИМ ВОПРОСОМ В МОСКВЕ НИКТО И НИКОГДА НЕ БЫЛ ОЗАБОЧЕН..."

Это неверно.

В Москве, в конце 60-х годов, занимались созданием компьютерных моделей планировок городов. Строилисьь модели продувок городских территорий в зависимости от целого списка факторов...

В работах участвовали значительные силы того времени. Участвовал, например, в этом академик Семенихин, ряд служб его института НИИ АА...

Это было очень давно. Но было...
Если об этом не помнят современная элита служб развития городского хозяйства - не забудут ли и их через 30-40 лет ?...

User 2BtX3b0... [me.yahoo.com], 12.08.2010 11:50 (#)

В Москве, в конце 60-х годов, занимались созданием компьютерных моделей планировок городов - врешь ведь поди ...

ссылки есть на первоисточник?

Судьба инженеров-урбанистов в СССР сложилась трагически. В 1931 г. Совет народных комиссаров СССР одобрил проведение в Москве Международного конгресса урбанистов. Но вскоре въезд в страну иностранных делегатов был запрещен. В 1933 г. СССР и Германия вышли из состава Международного союза городов, основанного в Гааге в 1913 г. по их же инициативе. В 1934 г. после социально-экономической дискуссии в Коммунистической академии между урбанистами и дезурбанистами, развитие профессионального градостроительства по международным образцам было осуждено Пленумом ЦК ВКП(б). Общество урбанистов было объединено в единый Союз с архитекторами. Многие муниципальные планировщики и инженеры-урбанисты были репрессированы, в т.ч. руководитель проекта генерального плана Большой Москвы инженер и муниципальный планировщик А.Шестаков. Лидер дезурбанизма и сторонник внеархитектурной подготовки планировщик М. Охитович был расстрелян в период репрессий 30-х гг. Старинный ремесленнический цех архитекторов вытеснил европейски образованных муниципальных инженеров из сферы руководства планировкой городов, чтобы обрести новую общественную роль в условиях господства общегосударственной собственности на недвижимость и землю. Отрицание достижений теории планирования городов, ее экономической, социальной, транспортной и технической подсистем, имели примерно те же отрицательные последствия для России, как осуждение ЦК ВКП(б) в 1940 и 1950 годы достижений генетики, социологии и кибернетики. В стране возник тотальный дефицит профессионалов в области развития городов....

User 2BtX3b0... [me.yahoo.com], 12.08.2010 11:52 (#)

Почти весь прошлый век СССР прожил практически в изоляции от остального мира.

При кажущейся радикальности перемен, уровень интегрированности России в глобальные процессы относительно невысок. По индексу глобализации, ежегодно публикуемому в журнале Foreign Policy, в 2006 году Россия оказалась на 47-м месте из 62, включенных в список. Следовательно, наша вовлеченность в современный мир значительна лишь относительно недавнего советского прошлого, но на общемировом фоне невелика, а значит, главные трудности вхождения в глобализированный мир городов России еще впереди. В настоящее время выпуск архитекторов-планировщиков ничтожно мал...

Отсутствие четкой программы развития регионов и поселений России привело к случайному размещению застройки, что еще больше усугубило и без того тяжелую ситуацию в жилищной сфере страны. По данным Ассоциации строителей России, более 60% из 19 млн. жилых зданий старше 30 лет. Ветхий и аварийный фонд (по данным Госстроя) к началу 2007 года составил 93,5 млн. м2, а ведь именно к этой категории застройки относятся жилые здания исторической части большинства городов России. Износ основных фондов жилищно-коммунальной инфраструктуры и энергетики практически перешагнул критический порог - 70%. Дополнительная нагрузка на инженерную инфраструктуру, создаваемая новым уплотнительным жилищным строительством, приводит к сбоям с подачей электроэнергии, горячей и холодной воды и в старую застройку, и в новую2. Если добавить территориальные, социокультурные, демографические, экологические, транспортные проблемы то ситуация выглядит критической....

User mocker, 12.08.2010 12:19 (#)

Научись вежливо задавать вопросы - тогда может получишь ответ...

User vladlar2044, 12.08.2010 12:03 (#)

Худщее впереди- заройся и жди..

Генплан Москвы давно принят и подписан Лужковым. У мэра- имение за пределами города, в экологически чистом районе Подмосковья и возможность установить самые современные сплит- системы в своих кабинетах,на дачах,в лимузинах. И, даже, его пчёлы уже переведены из лучших районов в самые благополучные и обеспечены термоульями.Вы говорите о "продувании" Москвы,а в это время люди гибнут в роддомах,больницах, квартирах из- за отсутствия обычных вентиляторов и кондиционеров.И даже умершим не хватает мест в моргах.У мэра есть средства на строительство пресловутых колец и циклопических туннелей через центр земли,но нет средств на охлаждение воздуха в метро и наземном транспорте. У нас есть средства на воздушную пушку,охлаждающую милиционера у входа в злание мэрии,но нет средств установить, хотя бы на время, такие устройства для вентиляции на станциях метро.Пора задуматься об активной гражданской позиции наших учёных, архитекторов и градостроителей.Самым смелым оказались Жириновский,Гельман,Шевчук,Митрохин. Люди,весьма далёкие от науки, которые, хотя бы публично, определили своё отношение к действительности и существующей власти.А что думает об этом начальник транспортного цеха.

Это было очень давно. Но было...

А еще "давнее" жил в Древнем Риме архитектор, изучавший продуваемость городов. Забавно, что звали его Витрувий.

User mocker, 13.08.2010 16:51 (#)

Что ж, очень приятно вспомнить великого
Марка Витрувия Поллиона. В главе 6, в главах 1 и 2 своей великой энциклопедии, он говорит о связи пространства города с положением и пропорциях здания.

M. VITRVVIVS POLLIO

Haec autem ita erunt recte disposita, si primo animadversum fuerit, quibus regionibus aut quibus inclinationibus mundi constituantur. Namque aliter Aegypto, aliter Hispania, non eodem modo Ponto, dissimiliter Romae, item ceteris terrarum et regionum proprietatibus oportere videntur constitui genera aedificiorum quod alia parte solis cursu premitur tellus, alia longe ab eo distat, alia per medium temperatur. Igitur, uti constitutio mundi ad terrae spatium in inclinatione signiferi circuli et solis cursu disparibus qualitatibus naturaliter est conlocata, ad eundem modum etiam ad regionum rationes caelique varietates videntur aedificiorum debere dirigi conlocationes. [2] Sub septentrione aedificia testudinata et maxime conclusa et non patentia, sed conversa ad calidas partes oportere fieri videntur. Contra autem sub inpetu solis meridianis regionibus, quod premuntur a calore, patentiora conversaque ad septentrionem et aquilonem sunt faciunda. Ita, quod ultra natura laedit, arte erit emendandum. Item reliquis regionibus ad eundem modum temperari, quemadmodum caelum est ad inclinationem mundi conlocatum.

Mocker, снимаю шляпу. Никогда неождал увидеть латынь да еще Витрувия на Гранях!

User wldmr, 13.08.2010 13:43 (#)
2911

М.Блинкин - ...смертность в Москве зашкаливает.

Года, примерно с 2001-го, просто из любопытства, несколько раз проделывал такой опыт, - брал произвольно на трех московских кладбищах в местах, где активно ведутся новые захоронения, участок-захватку в 20-25 могилок и подсчитывал среднюю продолжительность жизни умерших людей; И каждый раз несколько таких подсчетов давали средню продолжительность жизни, - мужчин - 48-50 лет, женщин - 60-63 года! Это значительно расходится с официальной статистикой.
На такой подсчет меня сподвигло наблюдение, что очень уж много захороненно молодых людей в 20, 30, 40-летнем возрасте, а также детей в 2-5 летнем возрасте. Они-то и дают такую низкую среднюю продолжительность жизни. Очевидно, что официальная статистика, как-то лукавит с цифрами и дает неверные результаты.

Также вспомнил, что когда проводилась последняя перепись населения, общая численность нашего народа была увеличена на 10%, эту информацию я слышал из разных источников! То-есть нас на самом деле на 12-15 миллионов меньше! Прямо поэма Н.В.Гоголя "Мертвые души"! А потом меланхолически подумалось, а почему нет, - ведь мертвые души это самая точная метафора-описание всей российской жизни за последние столетия, лучшего символа России, чем мертвые души, пока никто ещё не придумал.

Мне понравился пассаж автора о поднятия цены проезда в метро с доллара до 2 с половиной и тогда мол появится кондиционер в метро. О, святая простота! Ничего там не появится, просто эти полтора доллара потекут Кепке в карман.

User nn2357, 15.08.2010 18:29 (#)

Меня аргументы автора не убеждают:
- Согласен, что Москва продувается слабо. Не согласен что это плохо. Ведь кроме жаркого лета случается и холодная зима. Однажды в Ленинграде (не знаю как сейчас, в те времена он продувался отлично) я чуть не застыл навсегда посреди Литейного моста после порыва ледяного ветра.
- Я крайне отрицательно отношусь к вырубке реликтовых деревьев в Химкинском лесу (как и вообще прокладке новых автомобильных дорог в России - все равно столь протяженную автомобильную сеть нет возможности поддерживать в нормальном состоянии). Но где у автора логика? Казалось бы прямая просека должна способствовать продувке города...
- Относительно демократии, либерализма и погоды:
В периоды тоталитаризма мы наблюдаем суровые зимы, в периоды политической оттепели аномальную жару. (А может наооборот? Ударит мороз под 40, полопаются водопроводные трубы, тут уж не до либеральных реформ)

Анонимные комментарии не принимаются.

Войти | Зарегистрироваться | Войти через:

Комментарии от анонимных пользователей не принимаются

Войти | Зарегистрироваться | Войти через: