Саакашвили: В Грузии определяется будущее свободы в Европе
События в Грузии сегодня определяют будущее свободы во всей Европе. С таким заявлением в авторской колонке в Wall Street Journal выступил президент Грузии Михаил Саакашвили. Развитие ситуации, по мнению Саакашвили, напоминает о вводе советских войск в Афганистан в 1979 году. "Конфликт начался из-за права маленьких государств жить свободно и самим определять свое будущее", – написал президент Грузии.
Войну развязала не Грузия, и не Грузия ее выбрала, утверждает Саакашвили. "Мы стремились к дружественным отношениям с Россией, – подчеркивает он. – Мы приложили большие усилия для того, чтобы мирными средствами снова вернуть Абхазию и Южную Осетию в лоно Грузии". Но Россия, фактически контролирующая сепаратистов, по мнению президента Грузии, ответила на эти усилия политикой откровенной аннексии. Вместо того чтобы действовать как честный посредник, Россия стала непосредственной стороной конфликтов, а теперь и перешла к открытой агрессии, утверждает Саакашвили.
Если Грузия падет, это будет означать поражение Запада на всей территории бывшего СССР и за ее пределами, уверен президент Грузии. Лидеры соседних государств – будь то Украина, другие государства Кавказа или Центральной Азии – будут вынуждены задуматься, не слишком ли высока цена свободы и независимости, завершает статью грузинский президент.
Официальной реакции на выступление Саакашвили с российской стороны пока не поступало. Однако в ходе дебатов в Совете Безопасности ООН постоянный представитель России Виталий Чуркин подтвердил, что накануне президент России Дмитрий Медведев отказался от телефонного разговора с президентом Грузии. "Какой приличный человек будет сейчас разговаривать с президентом Грузии? – заявил Чуркин на заседании СБ. – До последнего момента Саакашвили уверял нас, что у него в мыслях нет использовать силу против собственного народа".
Ранее премьер-министр России Владимир Путин назвал операцию Грузии в Южной Осетии геноцидом. "Это геноцид - то, что там происходит, – подчеркнул он. – Нанесен смертельный удар территориальной целостности самой Грузии, а значит, огромный ущерб ее государственности: трудно себе представить, как можно после всего случившегося и после того, что еще происходит, убедить Южную Осетию войти в состав грузинского государства. Действия грузинских властей в Южной Осетии – это, конечно, преступление, и прежде всего это преступление против своего собственного народа".
Дословно
Михаил Саакашвили
(Из телеобращения к нации)
Хочу выразить соболезнования семьям, близким людей, погибших в результате варварского нападения на нашу страну. Как президент Грузии, я всем сердцем переживаю и оплакиваю все эти потери. Речь идет и о мирных жителях, и о героях армии, пожертвовавших своей жизнью за нашу страну.
Все, что сегодня происходит, рассчитано на инициацию вашей паники, на то, чтобы посеять чувство страха. Но мы не поддались и не должны этому поддаваться. Я уверен, что в конце концов все закончится хорошо.
...Ни у кого в грузинском руководстве не было никакого желания устраивать конфликт, и грузинскую сторону вынудили в него втянуться.
Сегодняшние события на самом деле касаются не только Цхинвали, но и будущего всей Грузии. Сегодня решается наше будущее, будущее грузинского государства.
ИА REGNUM, 10.08.2008
Владимир Путин
Это геноцид - то, что там происходит...
Нанесен смертельный удар территориальной целостности самой Грузии, а значит, огромный ущерб ее государственности: трудно себе представить, как можно после всего случившегося и после того, что еще происходит, убедить Южную Осетию войти в состав грузинского государства. Действия грузинских властей в Южной Осетии - это, конечно, преступление, и прежде всего это преступление против своего собственного народа.
...С юридической точки зрения наши действия являются абсолютно обоснованными и легитимными... Они являются необходимыми. В соответствии с действующими международными соглашениями, в том числе соглашением 1999 года, Россия не только выполняет функции миротворческого характера, но и обязана в случае нарушения одной из сторон соглашения о прекращении огня взять под защиту другую сторону, что мы и сделали - в данном случае применительно к Южной Осетии.
"Вести 24" // Газета.Ру, 09.08.2008