Дело Сычева: свидетель признался, что его били, но "несильно и за дело"
"Меня били, но несильно. Никакого унижения я не испытал". Такое заявление сделал на суде по делу рядового Андрея Сычева его сослуживец и земляк рядовой Александр Сатушкин, сообщает Газета.Ру.
Во вторник в Челябинском гарнизонном суде продолжились слушания по делу об издевательствах в танковом училище. В частности, разбирался эпизод избиения военнослужащих в сушилке казармы. По этому эпизоду пострадавшими были признаны рядовые Александр Сатушкин и Александр Ахмедов. По данным следствия, над рядовыми издевались Александр Сивяков, Геннадий Билимович и Павел Кузьменко. Сатушкин, призванный как и Сычев, из Краснотурьинска, факт избиения признал, но заявил, что побои были "правильными, полученными за дело". Из материалов дела следовало, что Сатушкина и Ахмедова завели в сушилку и заставили отжиматься, а затем посадили их в позу "думающего солдата", после чего рядовых избивали Билимович и Сивяков, обмотав кулаки полотенцами. Однако на суде Сатушкин подчеркнул, что Сивяков его бил "несильно, без полотенца".
Материальный ущерб пострадавшего от неуставных взаимоотношений в Челябинском танковом училище рядового Александра Сатушкина был оценен в две тысячи рублей. О том, что именно такую сумму он принял от подсудимого рядового Павла Кузьменко вместе с извинениями, Сатушкин заявил 25 июля на судебном процессе. Кузьменко, по словам потерпевшего, принес извинения. Вероятно, уголовное дело против Кузьменко будет прекращено в связи с примирением сторон (статья УК РФ 76). На вопрос суда, зачем он взял деньги, Сатушкин ответил: "Мне предложили - я взял". Кроме того, потерпевший заявил, что каждое предложение в его показаниях об инциденте в сушилке ремонтной роты в середине декабря 2005 года, когда пострадали он и его сослуживец рядовой Александр Ахмедов, ему диктовали в прокуратуре. Однако, по его словам, давления как такового на него не оказывалось.
Комментарий
Упрекать рядового Сатушкина за изменение показаний нельзя. Ему еще до дембеля надо дослужить и вернуться домой живым и здоровым. А что униженным, так это уж бог с ним - зато на двух ногах.
Судя по тому, что Сатушкин - уже не первый свидетель, меняющий свои показания в ходе процесса, командировка в Челябинск генерала Сергея Рыбакова удалась. Именно он, один из архитекторов нового позитивного образа армии в средствах массовой информации, шеф управления информации и общественных связей Минобороны, встречался с военнослужащими танкового училища, которым предстояло давать показания на процессе. В частности, об этом сообщили суду рядовые Сергей Горлов и Олег Макаркин. По их словам, 25 июня 2006 года в войсковую часть, куда они были откомандированы из Челябинского танкового института по программе защиты свидетелей, приезжал "человек в штатском, представившийся генералом". Он, а затем и исполняющий обязанности командира училища генерал Анатолий Чучваго, другие офицеры убеждали солдат отказаться от показаний, данных на следствии, угрожая в противном случае уголовной карой за клевету.
Пример с Сатушкиным говорит и о том, насколько в армейских условиях дырява программа защиты свидетелей. Во всяком случае, для московского генерала это не преграда. Да и для военной системы в целом не проблема заставить одного из "винтиков" сидеть и не высовываться. А высунется - показательная экзекуция. Есть тысячи способов заставить рядового горько пожалеть о своей откровенности. И поза "думающего солдата" - не самый из них страшный.
А что касается наказания за попытку давления на свидетеля, то здесь высокопоставленному чиновнику из Москвы ничего не грозит. Тем более сейчас, когда новый главный военный прокурор ищет дружбы министра обороны.
Владимир Темный
Дословно
Марина Муфферт
Андрей с мамой смотрят (судебный процесс. - Ред.) по телевизору. Все, что можно, они смотрят днем, а вечером мы созваниваемся после процесса, и я им рассказываю, что там происходит. Очень огорчает тот факт, что свидетели начинают отказываться от показаний. Тем не менее, я надеюсь, что суд даст адекватную оценку тому, что там происходит. Мальчики отказываются от показаний, делают это очень неумело, теряются, на некоторые вопросы даже не знают, что ответить.
"Эхо Москвы" - Екатеринбург, 25.07.2006