Правозащитники потребовали освободить Михаила Трепашкина
На Триумфальной площади в Москве прошел пикет в поддержку Михаила Трепашкина. В нем приняли участие около 15 человек. Об этом сообщил в эфире радиостанции "Эхо Москвы" один из организаторов акции, глава всероссийского движения "За права человека" Лев Пономарев.
По его словам, после пикета его участники отправились смотреть документальный фильм "Недоверие", о взрывах домов в Москве осенью 1999 года, к показу которого в Доме Ханжонкова был приурочен пикет. "После просмотра фильма наша акция будет продолжена, - рассказал Пономарев. – Мы намерены раздать зрителям письма, адресованные в правозащитную организацию "Международная амнистия" и президенту России".
По словам правозащитника, "в письмах высказывается мнение, что Трепашкин является политическим заключенным, при этом от президента мы требуем его освобождения, а от "Международной амнистии" – признания его политзаключенным. Главная цель нашей акции – привлечь к этой проблеме зрителей фильма и собрать подписи под этими письмами", - заключил Пономарев.
Фильм "Недоверие" рассказывает о судьбе сестер Морозовых, потерявших мать при взрыве на улице Гурьянова в сентябре 1999 года. Трепашкин был адвокатом сестер Морозовых. Его арестовали за несколько дней до начала процесса по этому делу. Перед арестом он обнародовал факты, указывающие, по его мнению, на причастность российских спецслужб к терактам 1999 года. В частности, Трепашкин утверждает, что подвал в одном из взорванных домов арендовал агент ФСБ Владимир Романович, впоследствии погибший за границей в автокатастрофе. Как выяснил Трепашкин, свидетель по делу под давлением ФСБ вместо Романовича опознал Ачемеза Гочияева, главного организатора взрывов по версии прокуратуры.
В пятницу в городском суде Дмитрова продолжился допрос свидетелей обвинения на процессе по делу Трепашкина. Был допрошен сотрудник ДПС Александр Черный, который непосредственно присутствовал при обыске машины Трепашкина.
Как и на предыдущем слушании, адвокат Елена Липцер обнаружила несоответствия в показаниях свидетелей. Александр Черный заявил, что понятые стояли сзади машины обвиняемого, что не сходится с показаниями большинства остальных свидетелей, в том числе понятой Анны Вариковой. Адвокат заявила, что Черный вводит суд в заблуждение, на что тот ответил: "Я просто не обращал внимания на них (понятых. - Ред.), это не мое дело. В тот момент я следил за обвиняемым".
Черный путался в показаниях. По его словам, он не видел, как в машине появился пистолет, а лишь слышал глухой звук удара "какого-то предмета". Кроме того, он заявил, что его коллега Николай Курский, который по версии защиты подбросил Трепашкину пистолет, не мог совершить такой поступок. "Я за него ручаюсь так же, как и за себя, – заявил Черный, - ведь он же российский офицер!"
В завершение судебного заседания Михаил Трепашкин подал ходатайство о том, чтобы считать показания свидетеля обвинения Дмитрия Летова показаниями от защиты. На первом слушании, состоявшемся 1 декабря, Летов рассказал, что автомобиль Трепашкина был задержан после анонимного звонка на пост ГАИ.
Следующее слушание состоится 27 декабря.
Справка
Обращение правозащитников в защиту Трепашкина
СВОБОДУ ПОЛИТЗАКЛЮЧЕННОМУ АДВОКАТУ МИХАИЛУ ТРЕПАШКИНУ
Мы требуем немедленного освобождения Михаила Ивановича Трепашкина, который находится в ужасающих условиях в тюрьме (СИЗО г. Волоколамска Московской области) – вначале вообще без решения суда, а затем - на основании решения, вынесенного с нарушением закона.
Мы требуем справедливого суда для московского адвоката Михаила Ивановича Трепашкина, незаконно арестованного 22 октября 2003 г.
Мы поддерживаем обращения в организацию "Международная Амнистия" о признании Михаила Трепашкина политическим заключенным.
Михаил Трепашкин должен был представлять в Московском городском суде интересы сестер Морозовых, пострадавших при взрыве на улице Гурьянова в Москве в сентябре 1999 года. Он был арестован за 9 дней до начала процесса, на котором должен был предъявить доказательства причастности российских спецслужб к организации взрывов жилых домов в сентябре 1999 года. В его деле находится циркуляр ФСБ о необходимости выведения его из процесса.
После ареста Михаил Трепашкин, страдающий бронхиальной астмой, был незаконно помещен в ужасающие условия загаженной камеры ИЗО г. Дмитрова Московской области. После последних показаний 15 декабря в суде свидетелей – сотрудников ДПС - окончательно выяснилось, что обвинение в незаконном хранении оружия было грубо сфабриковано – ему подбросили в машину сумку с пистолетом.
Михаил Трепашкин 19 мая 2004 г. был приговорен Московским окружным военным судом к 4 годам колонии-поселения по абсурдному обвинению в разглашении секретов КГБ.
9 сентября 2004 г. приговор вступил в законную силу. Однако вместо направления Трепашкина М.И. в колонию-поселение его из следственного изолятора 77/1 г. Москвы "Матросская Тишина" перевели в следственный изолятор г. Волоколамска. Сейчас его судят за подброшенный ему пистолет.
Трепашкин сам работал следователем ФСБ, но в 1996 году его уволили из органов после того, как он отказался покрыть случай коррупции среди высших чинов ФСБ. В 1998 году Трепашкин принял участие в знаменитой пресс-конференции, на которой прозвучали обвинения ФСБ в повальной коррупции и организации бессудных казней. Именно адвокат Михаил Трепашкин приводил доказательства того, что за террористами, которых позже обвинили в организации взрывов в Москве, стояли агенты ФСБ, ФСБ также вынудила подменить фоторобот "организатора" взрывов.
Осенью 2002 года Михаил Трепашкин неоднократно обращал внимание руководства ФСБ на появление в Москве известных террористов из Чечни. Его обращения проигнорировали. И грянул "Норд-Ост".
Мы убеждены, что адвокат Михаил Иванович Трепашкин – честный и порядочный человека, мужественный патриот, который стал жертвой преследований за свои гражданские убеждения и за свою профессиональную деятельность в качестве защитника жертв государственного преступления.
Л.А. Пономарев, движение "За права человека"
С.А.Ганнушкина, комитет "Гражданское содействие"
Ю.В.Самодуров, директор Музея и общественного центра имени Андрея Сахарова
Юлий Рыбаков, сопредседатель Санкт-Петербургского антинацистского центра, движение "За права человека"
Вероника Каткова, Дмитрий Краюхин, Институт Общественных Проблем "Единая Европа"
М.М. Богомолов, зам. председателя международного движения "Добро - без границ"
А.П. Ткаченко, Русский ПЕН-центр
И.Б. Шамшев, народный депутат СССР 1989-91 гг., член Межрегиональной депутатской группы
А.В. Яблоков, президент Центра экологической политики России
Э.И.Черный, коалиция "Экология и право", секретарь Общественного комитета в защиту ученых
И.Г. Яковенко, профессор, член Российского Общенационального комитета "За прекращение войны и установление мира в Чеченской Республике"
Любовь Мосеева-Элье, руководитель ВООСМ "Воротынск-переселенец"
о. Г.Якунин, Общественный комитет в защиту свободы совести
Т.М.Котляр, депутат Законодательного cобрания Калужской области
Вячеслав Ферапошкин, правозащитный центр "Выбор совести"