статья Безвыходное предложение

Софья Болотина, 22.04.2009
Светлана Бахмина. Фото с сайта ''Газеты''

Светлана Бахмина. Фото с сайта ''Газеты''

Светлана Бахмина после освобождения будет находиться под надзором как важный свидетель по делу "ЮКОСа", сообщил источник в силовых структурах. Значит ли это, что Бахминой будет предложено дать разоблачительные показания против Ходорковского? Мнения Юлии Латыниной, Дмитрия Орешкина, Светланы Сорокиной, Георгия Сатарова.

Юлия Латынина, журналистка:

Не надо демонизировать идиотов. Сомневаюсь, что власть в существующих условиях будет желать, чтобы имя Бахминой опять трепалось, чтобы она выступала на процессе Ходорковского как свидетель, чтобы каждая Латынина, каждый Каспаров и каждый Лимонов кричали: вот, посмотрите, в обмен на свободу от нее потребовали донос.

Власть вляпалась в неприятную историю с Бахминой, подождала некоторое время, потом нормальные, неангажированные люди стали говорить, что неплохо бы Бахмину освободить, раз уж у нас принято освобождать то Буданова, то депутата-педофила Пастухова. Но поскольку власть не прислушивалась к этому, было такое ощущение, что они подождут, пока сойдет на нет этот переполох, потом обеспечат ей, что очень важно, человеческие условия жизни в течение этих нескольких месяцев и постараются забыть об этом деле как о дурном сне. Может быть, я ошибаюсь, но я с трудом себе представляю появление Бахминой на процессе Ходорковского, для этого им надо быть совсем дебилами.

Дмитрий Орешкин, политолог:

Все что угодно может быть, но сейчас ничему не следует верить. "Источник" говорит, что за Бахминой будет надзор, при этом хмуря брови, - это абсолютно ничего не значит, просто потому что по закону над ней должен быть надзор. Ее не выпустили безоговорочно, ее выпустили условно-досрочно, до революции это называлось "под гласный надзор полиции". Она не на свободе, она в выпущенном состоянии, но при этом под контролем.

Что ее могут заставить что-то сделать - это абсолютно возможный вариант. И тем более ей будет трудно: человек, которого выпустили на свободу после нескольких лет тюрьмы, гораздо болезненнее осознает ужас возвращения назад. Если через две недели жизни на свободе к ней придет человек и скажет: или давай показания, или пойдем назад, - он перед Бахминой поставит гораздо более мучительную и чудовищную задачу, чем если бы ее продолжали держать в тюрьме и говорили: дашь показания - выпустим. Представьте себе - мать, которая увиделась с детьми, слышит: ну все, повидалась и давай назад еще на несколько лет - или давай показания.

Исключать вероятность такого сюжета не следует, если знаешь манеры поведения нынешней власти. В то же время, если бы этот сценарий действительно сидел в реальных планах высшего начальства, этой утечки бы не было. Это бы сделали тихо и негласно, и никакой бы источник об этом не чирикал. Так что я ни в коей мере не хочу сказать, что это невозможно, - возможно все. Но я хочу сказать, что сам по себе этот слив выглядит скорее как манипулирование и попытка показать, что эта ситуация не есть поражение силовиков, что силовики по-прежнему сильны, влиятельны и так далее. В некотором смысле это контрудар в информационной кампании.

Светлана Сорокина, журналистка:

Я подозреваю, что ее могли заставить давать показания и не выпуская. Думаю, это гораздо удобнее сделать, пока человек в заключении. У меня было ощущение, что ее и держат так долго именно потому, что выколачивают из нее какие-то показания. На свободе, мне кажется, это делать сложнее. Если что и хотели получить, то, наверное, уже пытались. Не знаю, поддалась она или нет, но даже если поддалась, вряд ли кто-то ее осудит в этой ситуации. Все это было похоже на известную сцену пытки радистки Кэт - ради ребенка все можно отдать. Но мне кажется, Светлана Бахмина - человек стойкий и порядочный, и дай Бог ей уже быть на свободе и чтобы все у нее было хорошо.

Георгий Сатаров, президент общественного фонда "ИНДЕМ":

Когда в наше время такая информация исходит от ФСБ, то первое, что приходит в голову, - что это попытка Бахмину скомпрометировать. Помните, как бывший президент России Путин сказал, что разведчику речь дана для того, чтобы скрывать свои мысли? То есть, грубо говоря, чтобы дезинформировать. А что Светлана Бахмина, сама осужденная по делу "ЮКОСа", может давать показания на процессе Ходорковского - такое вполне возможно, потому как у нас это обычная практика.

Видео Грани-ТВ: Бахмина, политзеки

Софья Болотина, 22.04.2009


новость Новости по теме