статья 14 мая будут запущены в космос "Гершель" и "Планк"

Максим Борисов, 13.05.2009
"Гершель" и "Планк". Изображение ESA с сайта http://infuture.ru/

Сразу две новейшие европейские космические обсерватории - "Гершель" (Herschel) и "Планк" (Planck) - будут запущены 14 мая на борту ракетоносителя "Ариан-5" (Ariane 5 ECA) Европейского космического агентства (ESA) из Французской Гвианы (если, конечно, запуск в очередной раз не отменят). Их приборы займутся исследованием невидимой человеческому взгляду Вселенной. При этом "Гершель" сосредоточится на инфракрасном излучении, а "Планк" будет изучать реликтовый микроволновый фон, оставшийся со времен, близких к моменту Большого взрыва.

"Гершель" назван так в честь астронома Уильяма Гершеля (William Herschel), который открыл инфракрасное излучение 200 лет назад. Он оборудован телескопом с 3,5-метровым зеркалом - крупнейшим из всех, когда-либо запускаемых в космос. Это зеркало почти в 1,5 раза превосходит то, что установлено на знаменитом космическом телескопе "Хаббл" (Hubble). Благодаря этому инструменту "Гершель" сможет заглянуть дальше, чем любая другая миссия, и детальнейшим образом изучить как объекты, принадлежащие к нашей собственной Галактике, так те, что находятся вне ее. "Гершель" будет собирать почти в 20 раз больше света, чем любой другой предыдущий космический инфракрасный телескоп и сможет улавливать свет от объектов, температура которых опускается до -263°С (или 10К, т.е. на 10° выше абсолютного нуля).

После того, как "Гершель" достигнет своего конечного пункта назначения в точке Лагранжа L2 на расстоянии примерно в 1,5 миллиона километров от Земли в противоположном от Солнца направлении (это в 4 раза дальше от Земли, чем Луна), ему потребуется еще пара месяцев на то, чтобы подготовиться к работе (прежде всего охладиться). Затем ему предстоит три с половиной года запланированных исследований.

Небесные тела с температурой поверхности около 2000 градусов Цельсия - то есть те, что гораздо холоднее Солнца с его поверхностной температурой порядка 5500°C, - большую часть своей энергии излучают в инфракрасном (тепловом) диапазоне. К таким объектам относят стареющие звезды, планеты и пылевые облака. Возможности наземных телескопов, к сожалению, во многом уступают возможностям космических телескопов, поскольку инфракрасное излучение частично блокируется земной атмосферой.

Макс Планк (Max Plank, 1858-1947). Фото с сайта www.cattolica.info/cultura/fisica/biblioteca/personaggi/plank.htm В нашей Солнечной системе "Гершель" будет изучать астероиды, объекты пояса Койпера и кометы, которые содержат в себе информацию о начальном периоде существования Солнечной системы, о тех ингредиентах, из которых сформировались все планеты, включая Землю. Одним из таких ингредиентов, представляющих особый интерес, ученые считают воду. Некоторые астрономы полагают, что кометы могли бы поставлять воду на Землю. Когда кометы, обращаясь по вытянутым эллиптическим орбитам, оказываются вблизи Солнца, то их ледяной покров тает, и "Гершель" может обнаружить водяную "подпись". Следы воды "Гершель" будет также искать и в межзвездных облаках, сравнивая ее с водой в нашей собственной Солнечной системе. Среди звезд Млечного пути свое особое внимание "Гершель" обратит на регионы звездообразования. Астрономы также надеются использовать эту обсерваторию для того, чтобы изучить протопланетные диски, которыми окружены юные звезды и из которых затем будут рождаться планеты.

В свою очередь "Планку", получившему свое имя в честь выдающегося немецкого физика Макса Планка (Max Karl Ernst Ludwig Planck, 1858–1947), после вывода в точку Лагранжа предстоит, по планам ESA, в течение 15 месяцев изучать реликтовое излучение и мельчайшие вариации в его распределении, несущие информацию о самой ранней Вселенной.

Максим Борисов, 13.05.2009