Елена Трегубова: Я понимаю, что приводит в ярость Кремль
Каждая новая книга Елены Трегубовой подвергает испытанию независимость российских СМИ. Кажется, только намедни Леониду Парфенову не позволили рассказать в эфире о "Байках кремлевского диггера". И вот новое начальство НТВ вознамерилось запретить сюжет о "Прощании кремлевского диггера" - правда, вскоре передумало.
В интервью Граням.Ру известная журналистка и автор как минимум одного бестселлера оценивает свое место в литературной и общественной жизни страны.
В.М.: Ваша новая книга вызвала новый скандал на отечественном телевидении...
Е.Т.: Я уже поняла, что не делаю книги, а устраиваю бесплатный аттракцион по проверке на вшивость. Вчера, когда ко мне приехала съемочная группа с НТВ, я, помня прошлогоднюю историю с Сенкевичем и снятием сюжета о "Байках кремлевского диггера", сказала: "Готова спорить, что вам не дадут показать интервью". И действительно, через два часа мне позвонили и сообщили, что сюжет не пойдет. У меня возникло ощущение дежа вю, я не могла понять, зачем они вообще приезжали.
Мои друзья меня иногда в шутку спрашивают: "У тебя что – бесплатный абонемент на рекламу?". В смысле годичный абонемент на бесплатную рекламу на НТВ. Но оказывается, все не так безнадежно. Сегодня мои друзья и коллеги с "Эха Москвы" и радио "Свобода", а также ваш сайт дали сообщение о запрете показа очередного моего интервью. И после этого те люди, которые запретили показ сюжета, сообразили, что не хотят повторения прошлогоднего скандала, когда во всей Европе писали о цензуре на российском телевидении. И я поняла, что если бы журналисты всегда были столь же настойчивы и сплоченны, с цензурой можно было бы справиться.
Раньше мне, как и многим у нас, казалось, что для тех, кто вводит цензуру в СМИ, реакция Запада не имеет значения. Но сейчас я понимаю, что это их тревожит. И, вероятно, так происходит из-за того, что Запад наконец перестал закрывать глаза на происходящее в России – во многом благодаря настойчивости тех немногих журналистов, которые еще не замолчали.
В.М.: Чем вы объясняете такую болезненную реакцию власти на вас и на то, что вы делаете?
Е.Т.: Я прекрасно понимаю, что приводит в ярость моих "друзей" в Кремле. Они не могут смириться с тем, что я, возможно, единственный человек сегодня, который пишет не по заказу. Для них это кажется дикостью – как это возможно, что человек, не "ложащийся" под кого-то, имеет такую огромную аудиторию: моя первая книга вышла тиражом 200 тысяч экземпляров, у новой, я надеюсь, будет полмиллиона, если, конечно, вновь не возникнут проблемы с распространением. Кстати, один книготорговец сказал мне, что администрация президента закупила 500 экземпляров.
В Кремле уже успели убедить народ в том, что каждый, кто критикует Путина, пособник террористов. Недавно выяснилось даже, что и Ходорковский террористов финансировал. Поэтому прилагают все усилия, чтобы не допустить моего появления на ТВ. Летом была история, аналогичная прошлогодней на НТВ. Ко мне приехали с телеканала "Московия", взяли небольшое интервью о политической мемуаристике. В нем не было никакой острой критики по адресу Кремля, оно было довольно нейтральным. Однако за пять минут до эфира интервью сняли. Вместо него был показан сюжет о московском зоопарке.
В.М.: Правда ли, что, попрощавшись с образом кремлевского диггера, вы собираетесь писать художественную прозу?
Е.Т.: Я не хотела бы об этом говорить. Знаете, это как беременная женщина не хочет говорить о будущем ребенке, чтобы не сглазить.
Статьи по теме
Елена Трегубова: Я понимаю, что приводит в ярость Кремль
Каждая новая книга Елены Трегубовой подвергает испытанию независимость российских СМИ. Кажется, только намедни Леониду Парфенову не позволили рассказать в эфире о "Байках кремлевского диггера". И вот новое начальство НТВ вознамерилось запретить сюжет о "Прощании кремлевского диггера" - правда, вскоре передумало.
Намедни без свободы слова
Недавно Владимир Путин заявил, что говорить о кризисе свободы слова в России не приходится, поскольку такой свободы у нас никогда не было. Между тем свобода СМИ провозглашена в Конституции, соблюдение которой президент обязан гарантировать. И все же по существу г-н Путин прав. Свидетельство тому - цензура, которой подверглась на днях телепрограмма "Намедни".