На Франкфуртской ярмарке представлены "Байки кремлевского диггера"
На Франкфуртской книжной ярмарке издательство Ad Marginem представляет книгу Елены Трегубовой "Байки кремлевского диггера". Журналистка, работавшая в 1997-2001 г.г. кремлевским обозревателем "Русского телеграфа", "Известий" и "Коммерсанта", раскрывает секреты президентской администрации времен позднего Ельцина и раннего Путина.
Трегубова рассказывает о своем близком знакомстве с Владимиром Путиным в пору его работы в кремлевской администрации и на посту директора ФСБ, о неформальном общении с Александром Волошиным, Валентином Юмашевым, Борисом Немцовым, Анатолием Чубайсом и другими влиятельными политиками. Приведенные в книге разговоры "не для печати" раскрывают подоплеку важнейших политических событий последних лет. Это война за "Связьинвест", разгром "младореформаторов", кризис 1998 года, приход Путина к власти в результате развязывания второй чеченской войны, уничтожение негосударственных СМИ и фактическое введение цензуры.
Трегубова подробно излагает историю своего конфликта с президентской пресс-службой, пишет о нравах и обычаях "кремлевского пула".
По словам издателя Александра Иванова, в книге передано ощущение "закрытого, тайного, затхлого византийского подземелья" и при этом впервые создан необычный образ Путина, увиденного глазами "не влюбленной в него женщины". "Байки кремлевского диггера" вышли в серии "Трэш-коллекция".
Информация о выходе книги до последнего момента держалась в секрете и стала главным сюрпризом российской программы на Франкфуртской ярмарке.
Мы публикуем отрывки из книги с любезного согласия автора.
ЕЛЕНА ТРЕГУБОВА. "БАЙКИ КРЕМЛЕВСКОГО ДИГГЕРА" (отрывки из книги)
Дословно
Елена Трегубова
Теперь, когда среди кремлевских журналистов о президенте Путине уже принято писать почти как о покойнике – или хорошо, или никак, – я и решила рассекретить свои диггерские файлы и рассказать то, что раньше оставалось в сейфе "не для печати". И попробовать разобраться: как могло случиться, что молодая властная элита, медиа-магнаты и даже сами российские журналисты так легко согласились расстаться со свободой СМИ. А вместо воплощения великих надежд на великие преобразования моя страна вдруг опять незаметно очутилась на пороге авторитаризма.
"Байки кремлевского диггера"
Александр Иванов
(О книге Елены Трегубовой "Байки кремлевского диггера")
Я бы отметил один очень важный момент - эта книга написана женщиной. Это для меня оказалось предельно важным в принятии решения о публикации, потому что довольно много выходило изданий, где политическая злободневность была проанализирована мужским взглядом, а оказалось, что есть огромное преимущество женского взгляда. Что меня особенно поразило в этой книге - это детали, которые образуют всю картину, какие-то детали мимики скорее. Не того, что говорят политики, а того, как они говорят, как они действуют, как они одеваются. То есть какая-то правда или неправда политических действий располагается - и автор это доказывает - не только в сфере рациональной, но и в сфере иррациональной, и это показалось мне интересным.
Я думаю, что поскольку 70 % читателей в мире женщины, книга будет интересна прежде всего им. То, что происходит с мужчинами на пирамиде власти и как сами же мужчины эти изменения оценивают, - это более или менее известно, довольно много книг такого рода выходило, а вот такой женский, очень неожиданный, очень микроскопический иногда взгляд на происходящее - он очень интересен будет именно женской аудитории.
У этой книги есть еще одно преимущество, скажем, по сравнению с книжкой Шендеровича про НТВ - это книга гораздо более широка по своему предмету. Я бы сказал, что какие-то общие перемены, происшедшие со страной в последние 5-7 лет, получают в этой книжке очень подробную и очень литературно качественную характеристику. А что касается скандальности, то скандал - вещь довольно сложная. Возможно, там есть какой-то момент, который будет прочитан как скандальность. Возможно, он будет связан с образом Путина. Я бы сказал, что это первый, достаточно необычный образ Путина в документальной, "нон-фикшн" литературе. Я бы сказал, что это Путин, увиденный глазами не влюбленной в него женщины (потому что Путин у нас воспринимается как символ, в том числе сексуальный). А такой довольно точный и, в общем, уничтожающий взгляд женщины - это довольно сильное оружие.
Эта книга входит в "Трэш-коллекцию". Последнее время нас интересует все, что связано с такими низовыми жанрами, и "Трэш-коллекция" - это попытка из каких-то низовых жанров составить нечто вроде коллекции. В ней у нас пока вышла еще книга Проханова "Последний солдат империи", и мы ее тоже рассматриваем как работу с очень низовым материалом - а что может быть более низовым материалом, чем кремлевские характеры? Ну только разве что бомжи у Павелецкого вокзала. Я как раз рассматриваю этот предмет как очень низкий. Не потому, что я плохо отношусь ко всем кремлевским политикам, а потому что в качестве политиков они люди, которые занимаются довольно неспиритуальными вещами. Они же не читают в качестве политиков книги, не говорят о прекрасном, о любви, они занимаются какими-то странными своими терками, какими-то странными масками владеют при этом, и мне кажется, что вот это ощущение какого-то затхлого кремлевского подземелья удалось передать в этой книге. Это закрытое, тайное, затхлое византийское подземелье - так бы я это описал.
Грани.Ру, 06.10.2003