У квартиры Елены Трегубовой произошел взрыв
Около 14 часов у дверей квартиры известной журналистки, автора политического бестселлера "Байки кремлевского диггера" Елены Трегубовой сработало неустановленное взрывное устройство.
"Взрыв прогремел на лестничной площадке в тот момент, когда я только собиралась покинуть квартиру, – внизу меня ждало такси, заказанное на 13:40", - сообщила по телефону Граням.Ру госпожа Трегубова. Дверь в квартиру выдержала взрыв, и журналистка не пострадала.
Впрочем, в интервью "Эху Москвы" Елена Трегубова не исключила, что это был целенаправленный теракт против нее.
Как передал из Большого Гнездниковского переулка корреспондент Граней.Ру, "в настоящее время (15:00) в доме работают саперы с собаками, не исключено, что еще где-то может быть заложено взрывное устройство". Сотрудник милиции, не назвавший себя, сообщил Граням.Ру, что "взрывное устройство, скорее всего взрывпакет, было прикреплено к двери квартиры, где проживает журналистка".
Милиция квалифицирует это ЧП как хулиганство. Как сказал представитель управления информации ГУВД Кирилл Герасименко, к версии хулиганства "мы склоняемся потому, что в данной квартире, по информации адресного стола, никто не проживает, известно имя собственника, но он здесь не прописан". На вопрос корреспондента Граней.Ру, кто в момент взрыва находился в квартире, Герасименко ответил, что никто - "ни в момент взрыва, ни в настоящее время".
Позднее Граням.Ру Елена Трегубова сообщила, что "взрывное устройство было прикреплено к дверной ручке квартиры, которая находится от меня напротив, по диагонали".
По данным ГУВД, мощность взрывпакета составила около 50 г. тротила. К боезаряду были подключены электрические провода, что говорит о том, что взрыв был осуществлен дистанционно.
Уже ближе к вечеру, когда стал очевиден злоумышленный характер взрыва, Елена Трегубова заявила Граням.Ру, что не исключает, что ее пытаются таким образом запугать. Она связывает этот взрыв с распространенным в СМИ сообщением о начале своей работы над второй книгой - своего рода продолжением "Баек кремлевского диггера".
Поскольку в этом же доме находится опорный пункт милиции, его сотрудники прибыли на место происшествия немедленно. Подъезд оцеплен, подступы к дому (это знаменитый Дом Нирензее в Большом Гнездниковском переулке) были перекрыты.
Комментарий
После того как "Грани" по горячим следам опубликовали новость о взрыве в Большом Гнездниковском, начались звонки "доброжелателей". Основной лейтмотив: девушка просто-напросто организовала себе ловкий пиар - ну кому она нужна, а тем более спецслужбам. И выражение уверенности - следствие разберется.
Что ж, следствие, конечно, разберется. Правда, в наше время следствие нередко больше разбирается с пострадавшим, а не преступником. Особенно если речь идет о политике.
Книга "Байки кремлевского диггера", кто бы и что бы там ни говорил, - явление политическое. Она - о власти. Недавней и сегодняшней. О сегодняшней - с нескрываемой брезгливостью.
Но ведь за это не убивают? Или уже? Или пока только пугают? 50 граммов тротила вполне могут серьезно изувечить человека. Применительно к женщине, молодой, красивой, этот "косметический набор" имеет особый смысл. Как кислота в лицо. Превентивная мера из арсенала, освоенного и уголовщиной, и спецслужбами. Два этих мира умеют находить общие интересы и общий язык. Чтобы стереть человека с лица земли как досадную помарку, вовсе не обязателен подтянутый киллер из спецназа - достаточно загнанного в угол наркомана, "крутого" из блатных, одураченного патриота, просто психа.
Нынче, при разогреве масс криками о благородном и незаменимом президенте, можно приписать "злостное хулиганство" фанату ВВП, искреннему человеку из простого народа, не совладавшему с оскорбленным чувством достоинства и проч.
Но все это технология. Главное - открытость действа. Думается, припугнуть, надавить на своевольного журналиста, писателя, политика спецслужбы могут и без лишней огласки и шума. Вариантов не счесть. Здесь же другое: демонстративность примера, чтобы урок и главному герою, и всем, кто способен учиться на чужом опыте. Незамысловатый такой урок послушания. Без лишних слов. Без выстрела, но пороховым стволом в ноздрю. Чтобы не умом, а обонянием дошел упрямец до понимания простой вещи: ты - уязвим, ты - не защищен. И живешь ты, пока я хочу этого.
Стойкое ощущение, что государство по отношению к своим гражданам начинает вести себя как шпана. Кажется, этим словом наградил гэкачепистов Александр Яковлев. И вот снова, когда всматриваешься в окружающие реалии, оно на языке.
А охотников свалить все на пострадавшего в нынешней России хватает. Как всегда хватало шестерок в зоне.
Дословно
Елена Трегубова
Я собиралась на день рождения к своей учительнице. Вызвала такси на 13.40. Уже стояла в прихожей у зеркала, собиралась открыть дверь и тут - грохот. Взрыв прогремел прямо возле моей двери.
Очень хочется верить, что это бытовой взрыв... Иначе страшно жить в такой стране.
Грани.Ру, 2.02.2004
Елена Трегубова
Что касается страха. Я убеждена, что до президентских выборов меня никто пальцем не тронет. А что будет потом - это открытый вопрос. Я думаю, что мне надо позаботиться о безопасности своей семьи. Если я заработаю миллион на своей западной книжке, я потрачу их на то, чтобы у моих родных было гарантированное будущее.
Marie Claire, февраль 2004
(О запрете на показ сюжета о книге "Байки кремлевского диггера" на канале НТВ)
Как смешно сказал один мой друг, литературный критик, теперь мое имя находится за рамками русских словарей. За несколько дней до сегодняшних событий мне пересказывали реакцию министра печати Лесина, который прочел мою книгу. Он сказал: "Надеюсь, Трегубова отдает себе отчет, что она себе выписала волчий билет".
На самом деле книга стала бестселлером, и Парфенов, как профессионал, не мог обойти это вниманием. Меня приятно удивила его смелость, и я с уважением отношусь к выбору Лени, который сказал мне, что заявил своему руководству, что не собирается их покрывать и придумывать, что за несколько минут до эфира пролил Pepsi на кассету. Я уважаю его честную позицию.
Непрофессионализм же цензоров меня удивляет. Я подозреваю, что у меня в Кремле осталась пара тайных, но горячих поклонников, которые таким образом организовали рекламную кампанию моей книги. Я очень сомневаюсь, что Сенкевич сам принял решение о запрете сюжета. Что касается его объяснений, то я уверена, что по части вкуса и чутья на пошлость телезрители больше доверяют Парфенову, известному своим подчеркнутым эстетством, чем безвестному Сенкевичу. Тем, кто читал книжку, не надо ничего объяснять, а для тех, кто не читал, я могу сказать, что с комплиментами по поводу книги мне звонили многие уважаемые люди, например, президент РГГУ Юрий Афанасьев и Егор Яковлев, создатель "Общей газеты". Они говорили спасибо за то, что книжка получилась такой чистой, за то, что даже отрицательные кремлевские персонажи описаны так, что меня нельзя упрекнуть в том, что я опустилась до их уровня.
Я думаю, что еще одним поводом запретить сюжет было то, что я много говорила в интервью о роли Бориса Николаевича Ельцина в установлении свободы СМИ, о том, что Ельцин выбил форточку в помещении, где было нечем дышать, а Путин теперь ее заложил бетонной кладкой. Я думаю, это повлияло. Известно, что был введен негласный запрет от Кремля упоминать Ельцина в контексте гражданских свобод. В частности, известен скандал, произошедший после того, как Немцов съездил к Ельцину, а потом, по наивности своей, рассказал агентствам, что тот возмущался притеснением СМИ и положением со свободой слова. Это сообщение было снято из агентства Интерфакс через несколько минут после того, как оно там появилось, по прямому указанию из Кремля. После этого ввели фактический запрет на упоминание имени Ельцина в любом актуальном политическом контексте. Я думаю, это был второй мотив.
Грани.Ру,16.11.2003
Фарш невозможно провернуть назад. Книга уже вышла. Ее читают. В интервью Парфенову я говорила о Ельцине, о котором нынешняя власть не любит вспоминать, о цензуре, которая царит в Кремле. Непрофессионально и глупо запрещать сюжет, это же, напротив, привлечет еще большее внимание к книге. А на месте Кремля я бы вместо того, чтобы запрещать даже упоминать о моей книге в эфире центральных телеканалов, просто бы не обращала на нее внимания. Но там почему-то решили наоборот. И сами создают вокруг книги дополнительный ажиотаж.
'Коммерсант', 17.11.2003
Статьи по теме
Намедни без свободы слова
Недавно Владимир Путин заявил, что говорить о кризисе свободы слова в России не приходится, поскольку такой свободы у нас никогда не было. Между тем свобода СМИ провозглашена в Конституции, соблюдение которой президент обязан гарантировать. И все же по существу г-н Путин прав. Свидетельство тому - цензура, которой подверглась на днях телепрограмма "Намедни".