Есть только мост между прошлым и будущим
В тени многочисленных юбилеев и дуракаваляния по случаю 1 апреля остался документальный фильм "Как добивали Хрущева", снятый талантливым режиссером-художественником Василием Пичулом. Показали его по "России", а на Первом канале прошла тоже примечательная и тоже документальная лента "Ведущий" - о нашем современнике Владимире Познере. Ее сделал человек, который не понаслышке знает, что такое быть ведущим, - творец "Намедни" Леонид Парфенов. Не сразу и объяснишь, как все эти телеперсоны связаны. Для начала понимаешь, что они так или иначе друг другу обязаны. Познер – Хрущеву, Парфенов – Познеру. Хрущев – Пичулу. Да и мы, телезрители, чувствуем потребность как-то определиться по отношению к этим персонажам.
О ньюсмейкерах ушедшей советской эпохи сейчас делается много фильмов. Только в этом году нам показали внушительную череду былых вождей. Были среди них и Косыгин, и Андропов, и Суслов, и тот же Хрущев, и в который раз товарищ Сталин...
Конечно, можно сказать, что нам на выбор предлагают старые модели авторитарных руководителей - этакое дефиле теней прошлого по телевизионному экрану. С другой стороны, есть в этом, казалось бы, праздном интересе к покойным лидерам и нечто инстинктивное. Общество испытывает какое-то неудобство. Как человек, у которого был сломан позвоночник, а потом он неправильно сросся. И теперь подавай пострадавшему рентгеновский снимок, на котором видна картина искривления. И он всматривается и изучает ее. И решает: исправить или оставить как есть?
Этой проблемой неосознанно "болеет" Владимир Познер, снова и снова пересказывающий свою сложноподчиненную биографию. Ее чует Леонид Парфенов, который не устает варьировать свой самый удачный проект - "Старые песни о главном". По поводу нее рефлексирует и сам Пичул, если иметь в виду его другой документальный фильм - о Сталине.
...О Хрущеве, о том, как он взошел на вершину кремлевского Олимпа, как он на ней укрепился, немножечко посамодурствовал и затем был оттуда убран, снято уже немало документальных лент. Есть и художественная. Пичул, вроде бы делает свой фильм по накатанной схеме: показывает, как с помощью интриги пришел человек к власти, занесся, а потом опять же с помощью интриги был повержен. И свидетели вроде все те же.
Впрочем, что касается свидетелей, это не совсем так. Режиссер, явно отдает предпочтение родным Никиты Сергеевича: сыну Сергею, осевшему в Штатах, дочери Раде, внуку - журналисту Никите. Разумеется, объективности фильму это не прибавляет. Хотя есть некоторые любопытные подробности и детали.
Но зато в картине звучит чувствуется лирическая теплота по отношению к человеку, которого боготворили и на которого злились. На вершине он был нам недоступен, после падения – казался слишком ничтожным и недостойным внимания. А ведь это тот самый человек, который надломил сталинизм в стране и в котором надломился собственный сталинизм. Потом сросся. И последовало то, что последовало: эти кошмарные встречи с интеллигенцией, это шумное посещение манежной выставки...
В отставке надорвались неправильно сросшиеся представления Никиты Сергеевича о былом и настоящем. И как это было больно для него и для семьи, можно только догадываться, когда мы видим одомашненного Хрущева, ступающего по садовой дорожке. За кадром звучит голос Синатры, казалось бы, столь чужеродный для этого исторического деятеля, но сегодня почему-то сообщающий воспоминанию о нем щемящую ностальгическую ноту.
Хрущев - это первая серьезная травма для отечественного тоталитаризма. Второй перелом, который до определенной поры представлялся решающим, произошел, когда в отставку подал сам советский режим. Тогда вслед за ним ушли с наших экранов почти все советские пропагандисты-международники. Среди тех немногих, кто "выжил" и адаптировался к новым политическим реалиям, был Владимир Познер.
Сегодня, когда мы знаем его биографию во всех подробностях, поскольку она уже многократно пересказывалась не только в печати, но и с телеэкрана, в том числе и в фильме Леонида Парфенова, понятна природа не только профессионального, но и политического долголетия Владимира Владимировича.
Как известно, его телевизионная популярность началась с советско-американских телемостов. И это знаменательно. Он сам как бы человек-мост: между Западом и Россией – раз, между тоталитаризмом и демократией – два.
Об этом и фильм "Ведущий", который у Леонида Парфенова получился, в отличие от ежененедельной программы "Намедни", на редкость бесконфликтным. Нам представлен человек с необычной биографией. Были в ней свои сложности, риски, трудности, но сейчас у него все хорошо; он хорошо зарабатывает, он любит свое дело, свою семью, любит путешествовать...
Он любит жить. Его проблема в том, что он знает - жизнь не для всех сахар. И душа его уязвлена. Далее – по тексту Радищева.
Он, в отличие от Хрущева, человек и гражданин, у которого трещины в сознании, в мировоззрении если и были, то срослись. И срослись правильно. Это и подкупило, судя по всему, Леонида Парфенова, который тоже в какой-то степени является человеком-мостом между прошлым и будущим. И для него ведущий Владимир Познер – старо-новая песня о главном.
Может, они и правы: не нужно вправлять суставы, сращивать кости и континенты; лучше наводить мосты. Вот только для житья-бытья мосты не очень приспособлены. А гулять по ним туда-сюда – хорошо, приятно. Особенно когда для гуляющего это и человеческий долг, и профессиональная обязанность.
Статьи по теме
Есть только мост между прошлым и будущим
Минувшая теленеделя прошла под знаком 70-летия ведущего отечественного телеведущего Владимира Познера. Не раз вспоминалось (в том числе и в юбилейном фильме Леонида Парфенова), что известность Владимира Владимировича в нашей стране началась с раннеперестроечных советско-американских телевизионных мостов. Как считает телекритик Юрий Богомолов, образ моста между эпохами и мирами дает довольно точное представление об идейной эволюции г-на Познера и о его нынешнем мировоззрении.
Порок умственной бедности
В стране, и в первую очередь на федеральных телеканалах, успешно прошла неделя борьбы с бедностью. Президент на глазах у зрителей ставил перед собою в позу подчиненности членов правительства, отчитывающихся об успехах их ведомств в борьбе за народное благосостояние. Некоторые популярные деятели искусства с благодарной тоской вспоминали о позднесоветских временах и жалели о том, что не удалось нам реформировать державу в условиях развитого социализма. Другие благожелательно говорили о богатых, но сурово отзывались о деньгах. До борьбы с интеллектуальной бедностью на нашем ТВ, видно, дойдет еще нескоро.
Заплывы слепых наперегонки со зрячими
Миновала неделя после выборов, а предвыборная кампания на наших телеэкранах все еще продолжается. Президент демонстрирует хозяйственную активность, встречаясь под телекамеры то с одним правительственным функционером, то с другим, а то и с коллективом функционеров. Лидеры проигравших партий не устают рассказывать о том, почему они проиграли и почему не могли выиграть. Между тем на одном из телеканалов завершается посвященный новейшей российской истории проект под выразительным названием "Заплыв слепых".
Война полов в эпоху их мирного сосуществования
После страшно милитаризированного праздника "День Защитника Отечества" настала очередь очень партикулярного торжества – "Международного Женского Дня". Телеэкран по этому поводу сразу расцвел красочными заставками и феминизировался. Рекой во всех цикловых программах от "Большой стирки" до "Кулинарного поединка" полились поздравления, уверения, приветствия, напутствия, признания. Итоги минувшей теленедели специально для Граней.Ру подводит обозреватель газеты "Известия" Юрий Богомолов.
За удовольствие остаться в дураках приходится платить
На Первом канале только что возобновилось увлекательное шоу под названием "Розыгрыш". По-видимому, это знамение времени: с прошлого вторника и по нынешний понедельник на всех каналах длился грандиозный розыгрыш, постановщиком которого выступил гарант Конституции, а объектами - премьер-министр, члены правительства, политики, политологи и все граждане страны. Бывает, что люди совсем не прочь остаться в дураках. Однако и такое сомнительное удовольствие обходится дорого.
Армия как национальная идея
"Видимо, происходит следующее. Отчаявшись сочинить общенациональную идею, умные головы из агитпроповского отдела администрации президента решили обзавестись общенациональной идеологией. На эту должность назначен государственный патриотизм. Но это не все. Те же ребята совместно с первым и вторым федеральными каналами трудятся над единой и неделимой историей России для массового потребления – такой историей, которая бы органично включала бы в себя все режимы и все идеологии".
Слипшиеся страницы
"Всей правды мы не знаем и, может быть, так до конца и не узнаем". Эту фразу нередко произносят с экрана, говоря о политических интригах современности, например, о загадочном исчезновении кандидата в президенты России Ивана Рыбкина. Еще чаще она бывает уместной в телевизионных рассказах о драматических событиях нашего недалекого прошлого, где славные страницы неразрывно слиплись с рассказами о жестокости, трусости и подлости.
Тоска по смерти
"Можно себе представить, как продюсеры политических ток-шоу и ведущие информационно-аналитических программ, предлагаемых телезрителям на уикенд, составляя меню, маялись в предчувствии низких рейтингов. Ну что: ну, футбол – раз, продление срока президентского правления – два, выпущенный на свободу Шахновский – три, кандидаты в президенты – четыре. И это, пожалуй, все. Сплошная рутина. И вдруг: не было ни гроша..."
Догоняющее нас Прошлое
По телевизору показали фильм "Убить дракона", снятый в 1988 году по знаменитой пьесе Евгения Шварца. В перестроечные времена казалось, что экранизация, сделанная Марком Захаровым, рисует навеки уходящую социально-писихологическую натуру. Однако, по мнению Юрия Богомолова, сейчас в пьесе и фильме обнаруживается острая злободневность. Эту мысль критик доказывает на примере ряда событий прошедшей телевизионной недели.
Из жизни замечательных покойников
Значительная часть теленедели была посвящена "дежурной" январской теме: закопать в конце концов Ильича или оставить мумию на месте в качестве историко-культурной ценности и в назидание потомкам. Известный российский кино- и телекритик, открыто относящий себя к сторонникам "закопать", приводит в пользу своей точки зрения еще один аргумент. Мистический.
Обратное сальто
Если правда, что политика есть концентрированное отражение экономики, то телевидение следует считать сверхконцентрированным отражением и политики, и экономики, и общественно-культурной жизни. Как бы ТВ ни было скверно, поверхностно, пошло, сколь бы оно ни раздражало сегодня, назавтра ему суждено стать историей общественного самоопознания. Так считает известный российский кино- и телекритик Юрий Богомолов. С этой недели на Гранях.Ру будут регулярно помещаться его обзоры важнейших телевизионных событий.