статья Марш свадебных генералов

Владимир Темный, 29.04.2005
Участники офицерского собрания в Москве 19 февраля 2005 года. Фото NEWSRU.Com

Участники офицерского собрания в Москве 19 февраля 2005 года. Фото NEWSRU.Com

Из легально присутствующих на политическом поле России "военных партий" сегодня можно говорить о Движении в поддержку армии, оборонной промышленности и военной науки (председатель Виктор Илюхин), Народно-патриотической партии (Игорь Родионов), Военно-державном союзе (Леонид Ивашов) и Союзе офицеров (Станислав Терехов). Именно эти четыре разновеликие образования вобрали в себя наиболее активные силы из рядов отставников и прочих военно-патриотически настроенных граждан. Рванувшая было в том же направлении Национально-державная партия России быстро погорела на махровом антисемитизме, лишилась регистрации в Минюсте и к сегодняшнему дню растеряла всех своих вождей. Остался там все тот же Терехов, что делает НДП по сути партийным клоном Союза офицеров.

Военная составляющая - обязательная часть всех национал-патриотических программ. А потому в названную компанию тем или иным боком вписываются почти все движения, союзы и партии, начертавшие на своих знаменах призывы к возрождению России. Различия между ними лишь в стилистике проклятий, адресуемых "партии измены, беснующейся на вершине власти". А собственно сама программа действий выражена в заявлении Высшего офицерского совета (ВОС), созданного в феврале этого года Общероссийским офицерским собранием, в котором принимали участие и вышеназванные организации:
"Задача защиты Отечества может быть решена только тогда, когда мы ведем себя на войне как на войне... Необходимо подтянуть резервы - многомиллионную армию офицеров запаса… формировать Народное ополчение, которое будет оперативно и адекватно реагировать... на любую угрозу и опасность, откуда бы она ни исходила".

После создания коалиционного ВОСа лишь однажды в прессе промелькнуло, что в его недрах идет работа над созданием "Военной доктрины" и "Боевого устава Народного ополчения". О практических шагах по созданию самого ополчения пока ничего неизвестно. В этом отношении альтернативный генеральный штаб проявляет себя не бойчее своих предшественников (не впервой объединяются военные патриоты).

Но штаб есть, и его состав впечатляет уровнем представительства. Напомним: среди членов ВОС бывшие министр обороны Игорь Родионов, главком ВВС Анатолий Корнуков, начальник главного управления кадров Минобороны Илья Панин, начальник главного управления внешних связей Леонид Ивашов, командующий армейской авиацией Виталий Павлов, главком внутренних войск Анатолий Шкирко, командующий Кавказским пограничным округом Виктор Земцов, начальник управления военной контрразведки ФСБ Владимир Петрищев, генерал СВР Николай Грибин. Это видимая часть генералитета, еще вчера стоявшего на ключевых постах в военной организации страны, а сегодня очевидно шагнувшего в оппозиционные ряды. Среди поддержавших решения собрания есть и действующие государственные чиновники - генералы Геннадий Трошев и Владимир Шаманов. Но этими именами группа сочувствующих альтернативному генштабу в исполнительной власти и особенно в силовых структурах отнюдь не исчерпывается.

Можно предположить, что ВОС - это вершина айсберга: где-то там, в глубинах, ширится к основанию махина военного братства, скрепленная дисциплиной и офицерским корпоративным духом. Ведь за каждым генералом тянется череда подчиненных ему полковников, за полковником – подполковники, и так далее. И неважно, в запасе ты, в отставке или продолжаешь служить. Поскольку в основе не служебно-пенсионные соображения, а идея - возрождение державы. Так, во всяком случае, утверждается в документах военно-патриотической оппозиции.

Однако есть одно обстоятельство, которое мешает поверить в то, что ВОС - это действительно некое всеармейское, общероссийское объединение, имеющее глубокие корни в действующих рядах силовых структур. Слишком, скажем так, непрезентабельна его идеология - если вообще можно назвать идеологией сумбур из набатных ура-патриотических призывов, коммуно-монархизма, ксенофобии, сталинизма и антиамериканизма. Случись чудо и окажись нынешние спасители отечества завтра в Кремле, более неустойчивый "теремок" власти трудно себе представить. Модель государства, которая вытекает из этих алармистских лозунгов, настолько диковата, что вызовет доверие в лучшем случае, у 1-1,5% населения Российской Федерации – именно столько получили на последних думских выборах партии с такими же заполошными причитаниями. Очевидная непривлекательность такой "идеологии" для дееспособной, вменяемой части электората, отсутствие сколько-нибудь ясных контуров переустройства страны в случае своего прихода к власти делает надстройку "военной оппозиции" президиумом свадебных генералов. Хотя каждый из них по отдельности вполне способен и на нечто большее, чем произносить зажигательные речи а-ля Минин и Пожарский.

Отсутствие вразумительной идеологической платформы, похоже, не очень заботит профессиональных патриотов. Они не прочь потрудиться и пристяжными. Это и определяет их отношение к Владимиру Путину. На своих мероприятиях, в частности, на том же офицерском собрании имя президента упоминалось осторожно, можно сказать, бережно. Доставалось правительству, Думе, отдельным политикам, но персональных наскоков на Верховного ни в речах, ни в документах ВОСа не обнаружишь. Лейтмотив один: нехорошие силы хотят поссорить президента с народом, с армией, поэтому Владимир Владимирович должен опереться на патриотов, прежде всего на русское офицерство, и очистить, возродить отечество.

В этих притязаниях на доверительные отношения с президентом просматривается инстинктивное признание Путина за своего. Ведь вроде бы и с Бушем ручкается, и льготы у военнослужащих отобрал, и продолжает сокращать Вооруженные силы, и военных пенсионеров унизил подачкой в 240 рублей, вместо полноценной индексации, а теплеют голоса и Родионова, и Ивашова и прочих, когда они произносят имя президента. Так и слышится: "Призови нас, государь, - и мы тебе послужим не за страх, а за совесть, разгоним под твоим водительством всю эту шатию-братию". Но желающих послужить Путину хватает и среди действующих военачальников. В расположении отставников, пусть и влиятельных, президент не особо заинтересован. Угрозы с этой стороны он не видит - и не ошибается. Хотя бы потому, что он, Путин, для ура-патриотов всех степеней единственная опора, он главный гарант их общественно опасных свобод.

Но послужить президенту Родионов со товарищи, конечно, могут. Уже служат. Самим фактом своего шумного существования. Пусть Запад, прежде чем критиковать нынешнего хозяина Кремля, задумается: а не придут ли ему на смену эти агрессивные генералы, эта хунта, не станет ли Россия без Путина ракетно-ядерным дредноутом – могильщиком цивилизации? Вот ведь уже и первые выстрелы защелкали - едва ли не главного демократа России чуть было не ухлопали элитные пенсионеры Вооруженных сил (кстати, как минимум одного из участников покушения, по мнению следствия, воспитала Национально-державная партия).

Задуматься должен не только Запад, но и те россияне, которые менее всего хотят жить военным лагерем, затягивать пояса и учиться обращению с портянками. Военная оппозиция в лице названных генералов - подходящая страшилка как для внешнего, так и для внутреннего пользования.

Что же касается возможности военного переворота в России, то это уже совсем другая история. Определенно можно сказать: случись нечто подобное - и список заговорщиков не совпадет со списком Высшего офицерского совета. Практической сменой власти займутся не те, кто нынче взвивает шашки на военно-патриотических форумах. Если им и будет отведена какая-то роль в судьбоносных событиях, то в качестве уличной массовки, создающей видимость волеизъявления народа.

Легальные военно-патриотические союзы, движения и партии в своем нынешнем виде вряд ли могут стать самостоятельной силой, политическим локомотивом, способным перетащить Россию на некий новый путь. Но на подхвате у спецслужб или у коммуно-патриотической оппозиции (контакт военных патриотов с демократами возможен только один - кулачный) поработать они смогут.

Однако судить о "военном потенциале" в политической жизни России по названным организациям было бы большим упрощением. Следует помнить, что за последние десять лет силовые структуры вытолкнули на гражданку более 600 тысяч человек. Многие из них чувствуют себя обкраденными и униженными государством. И все это народ не старый (от 35 до 50), тренированный, волевой, с организационными навыками. Другое дело, что многие из них все же охотнее пойдут не за генералами (хватит уже, находились), а просто за теми, чьи посулы социальной справедливости покажутся им более реальными. И, вопреки расхожему мнению о военных отставниках, не так уж много наберется среди них охотников до потрясений и авантюр. Об этом говорят и данные исследований, проведенных Информационно-аналитическим центром МО РФ: из числа бывших военнослужащих на постоянной основе в военно-политических организациях оппозиционного толка состоит не более 30 тысяч человек, причем более половины из них - это отставники от 60 лет и старше. Пока уволенные из армейских рядов куда охотнее вливаются в общественные организации, которые занимаются не столько политикой, сколько экономикой (например, Союз ветеранов Афганистана).

Цифры, добытые военными аналитиками, можно, конечно, подвергнуть сомнению. Но скорее всего они близки к реальности. Просто потому, что по-настоящему привлекательной для отставников партии на российском политическом поле еще не появилось. А гадать о нелегальных офицерских союзах – пустое. Но, можно не сомневаться, "военный фактор" многократно возрастет на волне широкомасштабных общенациональных протестов. Как кадрированый полк, который в условиях военного времени быстро развертывается в полноценную дивизию.

Владимир Темный, 29.04.2005


новость Новости по теме