Также: Война | Персоны: Владимир Темный

статья Управление светлых образов

Владимир Темный, 01.12.2004

1 декабря приказала долго жить пресс-служба Министерства обороны. В этот день завершилось приведение структуры военного ведомства в соответствие с президентским указом. На месте пресс-службы возведена величавая конструкция под названием "Управление информации и общественных связей МО РФ".

Пресс-служба отныне будет одним из пяти подразделений УИОС. Помимо нее созданы служба информационной безопасности, аналитический отдел, отдел референтов и отдел по организации информационных мероприятий. Из чего ясно, что новая структура – не просто расширенная версия пресс-службы, а некая новая индустрия со своим самобытным продуктом. Что же это будет за продукт? Завесу тайны приоткрыл, как и положено, руководитель новообразования полковник Сергей Рыбаков в своей тронной речи. Как передали Граням.Ру информированные источники, одна из генеральных задач УИОСа - создание позитивного образа Вооруженных сил в глазах россиян, а также мирового сообщества. Понятно, что решить эту задачу без превращения пресс-службы в полноценный агитпроп нереально. Таким образом, что Минобороны обзавелось своим "министерством пропаганды".

Собственно, к тому все и шло. Подобные заведения создаются тогда, когда реальность входит в непримиримое противоречие с официальной идеологией. Официально у России есть мощная, хорошо организованная, мобильная армия. В этой армии служится легко и радостно, если и есть случаи дедовщины, то всего лишь в каждой десятой воинской части. Если и не взлетают ракеты, то потому только, что так и было задумано. Короче, все образцово и духоподьемно, а кто говорит другое, тот типичная "солдатская мать" - главный враг Министерства обороны и наймит иностранных спецслужб.

Имея на руках такой агитпроповский подстрочник, полковник Рыбаков безусловно с курса не собьется. И подчиненным сбиться не даст. Впрочем, этот относительно молодой, а для генерал-лейтенантской должности, которую он занял, так и вовсе юный человек (36 лет от роду), по отзывам из ближнего окружения, не из тех, кому нужны подстрочники: он сам балуется идеологическим строительством - недаром доктор философских наук. Утверждают, что именно под него и создано было новое управление.

Кто еще не догадался - г-н Рыбаков учился в Питере, служил в ФСБ, работал кадровиком в администрации президента. Сегодня именно такой трудовой путь приводит замполита стройбата (так Рыбаков начинал свою карьеру) в главные идеологи военного ведомства.

Из всех новшеств, привнесенных полковником Рыбаковым на то место, где раньше была скромная пресс-служба из девяти человек, особого внимания заслуживает переподчинение группы военных цензоров из 8-го генштабовского управления по охране гостайны непосредственно начальнику УИОС. Примечательно, что военные цензоры на флотах и военных округах также переходят под начало местных пресс-служб. Кто-то может посчитать такую рокировку броском в сторону свободы слова: как же, теперь последнее слово будет не за цензором, а за начальником-журналистом (как правило, пресс-службы возглавляют бывшие военкоры). Однако, учитывая задумки выходца из президентской администрации, можно не сомневаться, что корпус охранителей тайны отныне станет еще ревностней служить делу обеления образа российского военнослужащего, создания позитива и искоренения негатива, что к информационной открытости и прочим демократическим химерам никакого отношения не имеет.

В светлое будущее без пяти минут генерала Рыбакова верится охотно. Обладая навыками каменщика, он быстро и качественно поднимет на новую высоту стену между военным ведомством и обществом. И даже если эффективность его усилий будет близка к нулю – все-таки люди больше склонны верить своим глазам и ушам, - то и тогда спрос на агрессивный агитпроп не пропадет. И на каждого сбежавшего от побоев и унижений солдата, показанного в новостях, придется тьма сериалов с победно шествующими российскими "рэмбо". На каждое заявление Союза комитетов солдатских матерей - потоки "правдивых" заметок из образцовых казарм. На каждое ЧП в Чечне - десятки молодцеватых репортажей о том, как солдаты сажают деревья вместе с местным населением. Это действительно целая индустрия. В смысле не деревья сажать, а кроить из блохи голенище.

Владимир Темный, 01.12.2004


новость Новости по теме