Кондолиза Райс: США добились более свободного доступа на российские ядерные склады
Доступ американских инспекторов к арсеналам ядерного оружия России был улучшен после переговоров с министром обороны РФ Сергеем Ивановым. Об этом в прямом эфире "Эха Москвы" заявила госсекретарь США Кондолиза Райс. "Остается еще работа, которую необходимо сделать, в частности, есть вопросы юридической ответственности", - заметила она. Райс выразила надежду, что на встрече президентов США и России удастся "сделать больше для этой работы".
"Всем нам нужно быть обеспокоенным, что произойдет по мере того, как мы будем демонтировать старые арсеналы ядерного оружия, - сказала г-жа Райс, - Никто не хочет, чтобы материалы или оружие попали в руки плохих людей".
Госсекретарь США отметила высокий уровень сотрудничества между военными США и России: "Сотрудничество между нашими военным структурами наилучшее за все время, мы проводим совместные учения, о чем несколько лет назад нельзя было и думать".
Комментарий
Речь, надо полагать, идет главным образом о доступе на территорию 20 ядерных арсеналов Российской Федерации. На этих складах хранятся ядерные боеголовки стратегических ракет, а также боезаряды тактического ядерного оружия. Американцев не устраивает ограничение контроля за российскими ЯБЗ мониторингом, основанном на данных, предоставленной российской стороной. Им бы хотелось все увидеть своими глазами, пощупать своими руками. Такой контроль Москве кажется чрезмерным, ущемляющий интересы России в области национальной безопасности.
Но в Москве есть понимание того, что выделение обещанных США 5 млрд долларов на реализацию программ разоружения находится в прямой зависимости от степени доверительности отношений между двумя странами. Поэтому на военно-политическом уровне никаких категорических "нет" в ответ на просьбы американцев расширить доступ к российским ядерным складам не звучало и не звучит. Наоборот, изыскиваются способы расположить к себе мнительных и настойчивых партнеров по разоружению. Наиболее громкая акция в этом направлении состоялась в августе прошлого года, когда в рамках учений "Авария-2004" один из самых секретных объектов Стратегических ядерных сил РФ под Оленегорском (Кольский полуостров) посетили почти полсотни натовских военспецов. Гостей через все КПП провел сам министр обороны Сергей Иванов, а обо всех секретах объекта и системе его охраны рассказал начальник 12-ого Главного управления МО РФ генерал-полковник Игорь Валынкин, отвечающий за сохранность арсеналов с ядерными боеприпасами.
Очевидно, что США заинтересованы в системе мер контроля за ядерными арсеналами России, разовые акции их не удовлетворяют. Для беспокойства у них есть свои резоны: прежде всего экономическое слабосилие страны, остающейся и по сей день ядерной державой. Растет и социально-политическая напряженность в обществе. Россия сегодня - отнюдь не оплот стабильности. Контроль за ее ядерными погребами, считают в Вашингтоне, лишним не будет.
Позиция Москвы определяется тремя основными факторами, не позволяющими ей быть последовательным партнером Соединенных Штатов. Во-первых, Кремль страшно боится, как бы отечественные патриоты не заподозрили президента в предательстве национальных интересов. Путину в его сегодняшней шаткой ситуации не хватало только предстать в глазах любимого большинства американским наймитом. С другой стороны, очень не хочется утратить в глазах Запада тот имидж открытого лидера европейского типа, над которым так трудится кремлевский агитпроп. Ну и третья забота - как бы не упустить инвестиции, без малого равные годовому бюджету Минобороны.
Путин угодил в ситуацию, которую сам и породил. Когда нет внятной внешней политики с осмысленными целями, а есть лишь метание от одного популистского лозунга к другому, тупик неизбежен. И надвигающаяся встреча президентов России и США скорее всего будет еще одним шагом в сторону этого тупика.
Справка
Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с вопросом СМИ относительно сообщений о якобы планируемом подписании договора о контроле над объектами российского ядерно-оружейного комплекса
Спекуляции относительного того, что готовится какой-то договор, предусматривающий, среди прочего, международный контроль над объектами ядерного комплекса России, абсолютно беспочвенны. Ничего подобного в проработке между Россией и США не находится и находиться не может.
Это не означает, что у России и США нет диалога и взаимодействия в сфере ядерной безопасности. Они есть и развиваются. Ссылки в той же самой прессе на то, что такая тема обсуждалась и в ходе визита Министра обороны России С.Б. Иванова в Вашингтон, соответствуют действительности, потому что тематика нераспространения ядерного, как, впрочем, и любого другого оружия массового уничтожения, постоянно находится в фокусе наших дискуссий, в том числе и по линии военных ведомств.
Как подчеркивал С.Б. Иванов, "борьба с такой реальной угрозой, как распространение оружия массового уничтожения - это одно из наименее конфликтных, ясных и очевидных направлений российско-американского сотрудничества. Здесь у нас нет никаких разногласий".
Подчеркнем, что у России и США много совпадающих целей в том, что касается предотвращения расползания оружия массового уничтожения по планете, включая недопущение его попадания в руки террористов. Мы рассчитываем, что этот диалог будет развиваться и впредь.
Статьи по теме
Звонок от друга
Путинская дипломатия долго заигрывала с Северной Кореей - в Кремле похвалялись, что Россия умеет оказывать влияние на одиозный режим Ким Чен Ира, удерживая его от совсем уж безумных шагов во внешней политике. И вот "умиротворение" по типу мюнхенского приносит свои плоды: Пхеньян объявил, что обладает ядерным оружием и собирается использовать его для устрашения Америки.
Будем бомбу беречь - до свиданья, до новых встреч
Казалось бы, пекинская встреча шестерки закончилась провалом. Но один результат у переговоров есть – эмоциональное напряжение вокруг Корейского полуострова снизилось. Читайте комментарий Федора Лукьянова.
Многоцелевая установка
Если президенты России и США души друг в друге не чают, значит ли это, что между нашими двумя странами невозможна гонка вооружений? Не значит. В ответ на американскую систему противоракетной обороны Россия создает свою систему ракетного нападения. Этот дорогостоящий проект требует от россиян того же, что требовалось и от советских граждан, - "звериного напряжения сил". А это полезно по политическим соображениям.