статья Первый и решительный non

Виталий Портников, 30.05.2005

Конституционный референдум во Франции завершился без каких-либо неожиданностей. Хотя сторонники первой Конституции Евросоюза до последнего дня надеялись на чудо - то есть на тех французов, которые до последнего не могли определиться со своим отношением к документу, - оказалось, что социологи, предрекавшие "французское поражение", были правы. Не помогли ни выступления президента Жака Ширака, ни обращение к французам бывшего кандидата на пост президента, популярного социалистического политика Лионеля Жоспена, ни увещевания руководителей Еврокомиссии. Символические кадры прошедшей недели: бывший президент Франции, "архитектор" Евроконституции Валери Жискар д'Эстен рукоплещет одобрившим документ немецким парламентариям в Берлине. Соотечественники вряд ли удостоятся аплодисментов политика-ветерана.

А между тем Жискар мог бы вспомнить, с каким трудом шла подготовка основного закона Европейского Союза на конституционном конвенте. Полученный в результате документ можно было бы назвать конституцией компромисса, но вернее - конституцией выкрученных рук. Чтобы добиться нужного результата, авторы документа практически проигнорировали права малых стран ЕС, объясняя свои новые решения расширением организации и тем, что в случае сохранения старых норм управляемости она окажется неповоротливой. При этом ЕС отказался даже от тех норм, которые были зафиксированы при достижении договоренностей с новыми членами - на этот раз уже под предлогом необходимости принятия новой Конституции.

Малые страны смирились, о позиции Польши, сопротивлявшейся до последнего, мы узнали только потому, что это отнюдь не самая маленькая страна. Поляков уговорить не удавалось - тогда в ЕС воспользовались правительственным кризисом в стране и добились согласия от уходящего в отставку премьера Лешека Миллера. О готовности Варшавы присоединиться к Конституции было объявлено еще до того, как польскую делегацию сломали - вот еще один благовидный прием, сопровождающий одобрение исторического документа.

И вот когда, казалось бы, все препятствия устранены, начались новые проблемы - проблемы с народом. Можно сколько угодно утверждать, что французы просто не разобрались в замечательном тексте Жискара, что они таким образом высказывают недоверие правительству Раффарена и демонстрируют усталость от Ширака, но ведь французами-то дело не кончится. На очереди - голландцы. От чего устали они?

Может быть, от евробюрократии, стремительно превращающейся в последние годы в касту самодовольных бездельников, оторванных от интересов простых европейцев и забывающих, что эти европейцы очень разные. И что все они живут в своих странах. И собираются в них жить и дальше. Когда подобные напоминания звучали из Лондона, в Брюсселе предпочитали игнорировать мнение "строптивых островитян". Но если не сделать выводов из французского голосования, структуры единой Европы рано или поздно превратятся в этакий брюссельский Кремль горбачевских времен.

Экономическая эффективность сотрудничества стран Европы очевидна, в этом модель ЕС себя давно уже оправдала. Стоит ли, однако, путать экономику и политику.

Виталий Портников, 30.05.2005


новость Новости по теме