В Европу вступают сорок миллионов
В эти выходные жители Польши выскажутся на тему о том, хотят ли они стать гражданами Европейского союза. В исходе референдума мало кто сомневается – все социологические опросы свидетельствуют, что сторонников интеграции значительно больше, чем противников. Единственная опасность для исхода голосования – это явка, но опыт майского плебисцита в соседней Литве обнадеживает: в конце концов избиратели все-таки осознают свою ответственность и приходят на участки.
Польское "tak" будет означать, что с 1 мая 2004 года в ЕС появится не просто еще один член из числа бывших государств соцлагеря, а крупная (40 миллионов населения) и очень амбициозная страна, которая не будет мириться с ролью действующего лица второго плана.
Европейские гранды уже столкнулись с нелегким нравом Варшавы. Генеральное сражение Еврокомиссии и польского правительства случилось в декабре прошлого года, когда в ходе копенгагенского саммита ЕС, где должны были объявить о грядущем расширении, премьер Лешек Миллер потребовал дополнительных дотаций сельскому хозяйству. Переговоры продолжались двое суток, европейцы пускали вход то угрозы, то посулы, но ничего не помогало. В конце концов Варшава своего добилась – из главного донора Германии выбили лишний миллиард евро.
Неуступчивость польской делегации объяснялась тем, что дома министров ждали крестьяне, донельзя раздраженные предложенным им размером субсидий – 25% от тех, что получают фермеры "старой Европы". И хотя дополнительный миллиард не решает проблему в целом, у правительства появился ответ на упреки евроскептиков: мы сделали, что могли. Действительно, чешским и венгерским крестьянам осталось только облизываться на кусок, который урвали поляки.
У Польши в ЕС грандиозные планы. Варшава активно поддерживает идею проекта "Восточное измерение" – программы взаимодействия Евросоюза с Россией, Украиной, Белоруссией и Молдавией. Более того, Польша готова возглавить весь процесс, став координатором всей восточной политики единой Европы. Помимо престижа это означает возможность распоряжаться фондами, которые выделяются из бюджета Евросоюза на обустройство восточных соседей. В Брюсселе польские идеи пока не вызывают большого энтузиазма – особенности исторических взаимоотношений между Варшавой и Москвой заставляют усомниться в том, что именно Польша станет наилучшим посредником. Однако на саммите в Санкт-Петербурге президент Квасьневский вновь озвучил эту идею, сославшись на то, что его страна имеет большой опыт общения с государствами к востоку от своих границ.
Впрочем, польскому руководству вряд ли стоит рассчитывать на то, что столпы ЕС, Германия и Франция, будут готовы поручить ей какие-нибудь ответственные задания – после иракской коллизии, в которой Варшава не задумываясь поддержала Вашингтон, "старая Европа" новичкам не доверяет. Тем более что уже после войны Польша нанесла ЕС еще один болезненный удар, заключив контракт на закупку 48 военных самолетов для свой армии не с европейскими поставщиками, а с американским "Локхидом". И это в тот момент, когда Европа борется с рецессией и остро нуждается в крупных подрядах для собственной индустрии.
Председатель Еврокомиссии Романо Проди подверг Варшаву резкой критике, а США вручили ей щедрую награду за верность. Польша стала наравне с Америкой и Британией третьей страной, контролирующий сектор в Ираке. Честь неслыханная, учитывая, что военный вклад восточноевропейской страны в иракскую кампанию был весьма скромным. Зато Вашингтон по достоинству оценил политическую поддержку. На этой неделе Совет НАТО в Мадриде благословил военную и финансовую поддержку польских действий в Ираке. Варшава, надо полагать, будет активно пользоваться своими особыми отношениями с США, которые посредством своих восточноевропейских союзников не прочь изнутри контролировать европейскую интеграцию. Европейцам это вряд ли понравится, но считаться с этим придется. Ведь Польша оказывается в положении лидера новых восточноевропейских стран ЕС. Она на порядок больше любого из остальных абитуриентов, и пропорционально населению получает заметное влияние в исполнительных и законодательных органах Евросоюза (например, в Совете министров ЕС у Польши 27 голосов, всего на три меньше, чем у Франции, Германии и Великобритании). Конечно, рычагов влияния на Польшу у Еврокомиссии хватает, вступая в ЕС, страна сознательно отказывается от части суверенитета, и пространство для маневра у нее ограничено. Ясно одно – с Польшей Евросоюзу придется нелегко. А России тоже придется считаться с тем, что полку влияющих на выработку единой европейской политики прибыло.
Статьи по теме
Лешек Миллер - не Алеша Миллер
В стране существует консенсус относительно интеграции Польши в европейские и евроатлантические структуры, и разногласия связаны скорее с тем, как эта интеграция будет проходить. Стоит вспомнить, что польские левые правительства активно участвовали в процессе принятия Польши в НАТО. А Лешек Миллер, которого, как и президента Александра Квасьневского, ветераны российской дипломатии называют просто "Алешей", важнейшей задачей своего будущего правительства назвал возобновление переговоров Польши и Евросоюза о вступлении страны в эту организацию.
В Европу вступают сорок миллионов
Польское "tak" будет означать, что с 1 мая 2004 года в ЕС появится не просто еще один член из числа бывших государств соцлагеря, а крупная и очень амбициозная страна, которая не будет мириться с ролью действующего лица второго плана.
Бронепоезд идет на восток
В восточноевропейских столицах усиленно муссируются слухи о предстоящем переводе американских баз в Польшу, Болгарию и Румынию. Гостей ждут с распростертыми объятиями: никакие инвестиции не дадут экономике этих стран такого импульса, как масштабное американское военное присутствие. Выгода взаимная: содержать войска в Германии стало не только дорого, но и географически неудобно.
Подробности в статье Владимира Абаринова (Вашингтон).
Чтобы НАТО взошло на востоке
Твердые тела от нагревания расширяются. От глобального политического потепления расширяется НАТО - блок демократических государств Запада: скоро к нему присоединятся еще семь стран бывшей коммунистической Восточной Европы. Россия долго пыталась оспорить эту неумолимую закономерность, но эти усилия не имели успеха. Сейчас, кажется, и в Москве осознают, что расширение НАТО никак не угрожает российским национальным интересам. Однако инерция риторики примаковских времен сохраняется.
Чуда на Висле не произошло
Заявление Путина ясно демонстрирует, что новая эпоха в российско-польском диалоге все же не началась. Эпоха отличается от атмосферы. Нельзя сказать, что польское руководство будет очень разочаровано. Скорее всего поляки поймут, что не следует ожидать несбыточного, лучше сосредоточиться на конкретных вопросах.
Опасное качание маятника
Таким образом, на этот раз польский маятник качнулся слишком сильно - в сторону маргинализации правого политического лагеря страны, в сторону выбора немалой части избирателей в пользу популистов, националистов и клерикалов. Поэтому уже сегодня ответственным польским политикам и левых, и правых убеждений стоит задуматься: какие же правые будут править Польшей в следующий раз?
Польское предисловие Буша
Там, где после Второй мировой войны был подписан пресловутый Варшавский договор, президент Соединенных Штатов находит едва ли не большее понимание и поддержку, чем в традиционных странах-союзницах Америки. Получился неплохой месседж Путину.
Ярузельского судят не по-коммунистически
На сей раз правосудие добралось до генерала, а заодно и до семи его сослуживцев - вице-премьера, министра внутренних дел, заместителя министра обороны, командующих 8-й и 16-й дивизиями, генералов и старших офицеров армии. 78-летний Войцех Ярузельский не взят под стражу. Польское правосудие не в пример гуманнее самого подсудимого.
Несварение Восточной Пруссии
Вскоре окружающие область Польша и Литва станут частью Европейского союза. Членство в нем накладывает определенные обязательства - в частности, насчет единых правил пересечения границ. Президент Литвы Валдас Адамкус, правда, во время недавнего визита в Москву пообещал, что условия проезда для жителей Калининградской области через его страну не изменятся. Но как будет на практике, неизвестно. Польша пока вообще молчит, а в Евросоюзе без восторга смотрят на возможность появления дырки в своих границах.
Прогулки с Квасьневским
Квасьневский, и ранее стремившийся быть посредником между Кучмой и оппозиционерами, с этим предложением согласился и предлагал украинскому президенту вступить в диалог - по крайней мере, на глазах прессы. Но журналисты заметили, что украинский президент несколько скептически относится к пожеланиям польского коллеги.
Бедные богатые поляки
Дело о "световоде" выходит на первые полосы газет, и у польских политиков появляется сильнейший козырь в переговорах с Западом: речь идет о стратегической западне, в которую хотят заманить недавно вступившую в НАТО страну, ее территория может использоваться для беззастенчивого информационного шпионажа.