новость ЕСПЧ обязал выплатить свыше 3 миллионов евро потерпевшим при теракте в Беслане

13.04.2017
Акция матерей Беслана, 01.09.2016. Фото Елены Костюченко

Акция матерей Беслана, 01.09.2016. Фото Елены Костюченко

ЕСПЧ обязал Россию выплатить 409 потерпевшим при теракте в Беслане компенсации на общую сумму 2 миллиона 955 тысяч евро, а также возместить им 88 тысяч евро судебных издержек. Постановление, вынесенное в четверг, опубликовано на сайте Страсбургского суда.

В одно производство были объединены семь исков, поданных потерпевшими. Россия признана виновной в том, что нарушила в отношении заявителей статьи 2 (право на жизнь) и 13 (право на эффективное средство правовой защиты) Европейской конвенции.

Как говорится в решении, власти при штурме бесланской школы № 1, захваченной чеченскими сепаратистами, не приняли мер, чтобы минимизировать риски для заложников. В дальнейшем же не были расследованы обстоятельства теракта и причины гибели людей.

Также ЕСПЧ признал доказанным, что российские силовики располагали информацией о теракте еще на стадии его подготовки.

Как передает ТАСС, пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков раскритиковал вывод Страсбургского суда о том, что Россия не приняла достаточных мер для предотвращения террористической атаки. "Нам невозможно согласиться с такой формулировкой - стране, которая неоднократно подвергалась атакам террористов", - заявил чиновник.

Позже Минюст сообщил, что обжалует принятое решение. "Ряд выводов Европейского суда необоснован, а использованная аргументация неубедительна и не соответствует доказательствам, представленным российскими властями", - заявили в ведомстве.

Указание ЕСПЧ на "отсутствие письменного оформления приказов и распоряжений оперативного штаба", по словам чиновников, "свидетельствует о явном недопонимании судьями... всей тяжести сложившейся после захвата заложников ситуации в Беслане, а также специфики, особенностей и рисков самого процесса проведения правоохранительными органами спасательной операции".

Вывод о применении силовиками тяжелых вооружений в Минюсте назвали "абсолютно беспочвенным". При этом в ведомстве сослались на "результаты тщательной работы следственных органов, достоверно установивших отсутствие пострадавших от применения оружия специальными службами".

Утром 1 сентября 2004 года более 30 чеченских сепаратистов под командованием Расула Хачбарова (Полковника) захватили бесланскую школу № 1 во время линейки по случаю начала учебного года. Вооруженные люди, приехавшие на покрытом тентом грузовике, открыли автоматную стрельбу поверх голов собравшихся и почти всех загнали в здание школы - большей частью в спортзал. После этого спортзал они заминировали. В последующие два дня почти все заложники-мужчины были расстреляны.

3 сентября около полудня к зданию подъехал автомобиль с четырьмя сотрудниками МЧС, которые должны были забрать тела убитых заложников. В этот момент в школе раздались взрывы, после чего с обеих сторон началась беспорядочная стрельба, а из окон и образовавшегося в стене спортзала пролома стали выпрыгивать дети и женщины.

Жертвами теракта стали 334 человека, в том числе 318 заложников, из которых 186 - дети. Кроме того, погибли 10 спецназовцев ФСБ, двое сотрудников МЧС и 15 милиционеров. Ранения получили 810 заложников, а также спецназовцев ФСБ, милиционеров и военных.

Почти все участники захвата в ходе штурма были убиты. В живых остался только один - Нурпаши Кулаев. Его осудили к пожизненному сроку.

Жалобы в ЕСПЧ пострадавшие подали в июне 2007 - мае 2011 года. 2 июля 2015-го бóльшую часть жалоб суд признал обоснованными. При этом, однако, судьи отклонили предъявленные России обвинения по статьям 3 (запрещение пыток), 6 (право на справедливое судебное разбирательство), 8 (право на уважение частной и семейной жизни) и 10 (свобода выражения мнения) Европейской конвенции.

1 сентября 2016 года в школе № 1 были задержаны пятеро активисток комитета "Голос Беслана" - местных жительниц, чьи дети погибли либо были ранены в ходе штурма школы. Они пришли в спортзал в футболках с надписью "Путин - палач Беслана". Всем участницам акции суды назначили штрафы или обязательные работы.

Елена Милашина, журналистка "Новой газеты"

Основные моменты решения ЕСПЧ по делу Беслана.

Предотвращение теракта.

Пункт 491 решения: Суд пришел к выводу, что по крайней мере за несколько дней до захвата бесланской школы власти располагали информацией о подготовке террористами, базирующимися на территории Малгобекского района Ингушетии, террористической атаки на образовательные учреждения 1 сентября. Власти имели достаточный уровень контроля над ситуацией и могли принять меры для снижения террористической угрозы. Однако, меры, которые были приняты, были явно недостаточны и несоразмерны этой угрозе и не способствовали ее предотвращению. Российские власти не сделали все возможное для предотвращения теракта в Беслане и тем самым нарушили право на жизнь своих граждан (статья 2 Европейской конвенции).

Расследование обстоятельств штурма и причин гибели заложников.

Пункт 516: Следствие не смогло собрать и зафиксировать достаточные данные об обстоятельствах штурма 1-й школы, что привело к фатальной (невосстановимой) неполноте официальных данных об обстоятельствах трагедии. Это в свою очередь способствовало необъективному и неполному расследованию трагедии, что является серьезным нарушением обязательств государства в соответствии со статьей 2 конвенции (право на жизнь).

О подготовке контртеррористической операции и функционировании оперативного штаба.

Пункт 574: Суд пришел к выводу, что российские власти не смогли обеспечить должный эффективный уровень руководства оперативным штабом, ответственным за планирование и организацию спасения заложников. Таким образом, российское государство нарушило право на жизнь своих граждан.

О применении гранатометов, огнеметов, танков (оружия неизбирательного поражения) в ходе штурма школы.

Пункт 527: Суд пришел к выводу, что официальное следствие не смогло адекватно расследовать необходимость и последствия применения оружия неизбирательного поражения в ходе штурма школы, а также убедительно доказать, что это оружие использовалось только для уничтожения террористов и ни один заложник не погиб от его применения.

Пункт 599: Суд пришел к выводу, что российское государство не смогло законодательно четко обеспечить приоритет права на жизнь своих граждан при силовом реагировании в ходе контртеррористических операций. Это выразилось в безнаказанности (отсутствии юридических последствий) для тех, чьи решения и действия по применению силы были не обоснованы или неадекватны с точки зрения фундаментального обязательства государства соблюдать и гарантировать право на жизнь своим гражданам.

Пункт 608: Суд пришел к выводу, что силы специального назначения ФСБ РФ широко и неизбирательно применяли в ходе штурма школы оружие массового поражения: огнеметы, гранатометы, танки, - а также огромное количество стрелкового оружия.

Пункт 609: Суд пришел к выводу, что спасение заложников - главная цель контртеррористической операции. Массовое применение оружия неизбирательного поражения государственными спецподразделениями прямо противоречит достижению этой цели и в данном случае никак не может считаться "мерой крайней необходимости".

13.04.2017


в блоге Блоги

новость Новости по теме