Переговоры в Стамбуле: Россия обещает сократить военную активность
Минобороны России решило по итогам первого дня переговоров с Украиной в Стамбуле "в целях повышения взаимного доверия и создания условий для дальнейшего ведения переговоров" "кардинально, в разы сократить военную активность на киевском и черниговском направлениях", заявил замглавы ведомства Александр Фомин.
Он добавил, что Москва исходит из того, что в Киеве будут приняты "соответствующие основные решения и должны быть созданы условия для дальнейшей нормальной работы".
Фомин заявил, что Украина должна соблюдать Женевскую конвенцию, в том числе касательно гуманного обращения с военнопленными. "Мы призываем исключить вообще практику пыток, применяемых к нашим военнопленным", - сказал замминистра.
Глава российской делегации Владимир Мединский назвал переговоры конструктивными. По его словам, россиянам удалось получить от украинской делегации понятно сформулированную позицию - Россия рассмотрит эти предложения, о них будет доложено Владимиру Путину, и "будет дан соответствующий наш ответ". По словам Мединского, встреча президента Украины Владимира Зеленского и Путина для подписания договора возможна после того, как его парафируют МИДы двух стран. Украинская сторона предлагает зафиксировать в договоре, что Россия не возражает против вступления Украины в ЕС.
Как сообщает Би-Би-Си со ссылкой на члена украинской делегации, главу фракции правящей партии "Слуга народа" в Верховной раде Давида Арахамию, и Украина, и Россия согласились обсуждать вопросы Донбасса и Крыма отдельно. Согласно украинским предложениям, переговоры о статусе Крыма будут идти в течение 15 лет, стороны при этом отказываются от решения проблемы военным путем; вопрос о статусе "ДНР" и "ЛНР" вынесен в отдельный пункт, лидеры России и Украины смогут обсудить его при личной встрече; Украина готова согласиться на внеблоковый статус при наличии четких гарантий безопасности от ряда стран, закрепленных документально; Украина обязуется не размещать на своей территории иностранные военные базы и контингенты, не вступать ни в какие военно-политические союзы; проводить на территории Украины международные военные учения можно будет только с согласия стран-гарантов.
Как заявил советник главы Офиса президента Украины Михаил Подоляк, для имплементации договора о гарантиях безопасности сначала будет проведен референдум, затем предстоит его ратификация парламентом Украины и парламентами стран-гарантов. Другой участник киевской делегации, Александр Чалый, уточнил, что подписание договора возможно только после прекращения огня.
Арахамия назвал страны, которые Украина хочет видеть гарантами безопасности: помимо России это Великобритания, Китай, США, Франция, Турция, Германия, Канада, Италия, Польша, Израиль. "Мы предлагаем свободное присоединение к договору гарантий: если другие страны хотят присоединиться, мы дадим им такое юридическое право", - добавил Арахамия.
"Хотим, чтобы это был работающий международный механизм с конкретными гарантиями безопасности для Украины, где страны-гаранты будут по аналогу 5-й статьи НАТО, но даже жестче, потому что есть механизм мотивации", - отметил Арахамия. Он указал, что страны-гаранты будут обязаны предоставить Украине "военную помощь вооруженными силами, вооружением, закрытым небом - всем тем, что нам сейчас так необходимо и что мы не можем получить".
При этом, по словам Арахамии, в Крыму и неподконтрольных Киеву районах Донецкой и Луганской областей гарантии временно работать не будут. "Если есть конфликтная зона, то ни один международный гарант, если он подпишет гарантию на зону, в которой сейчас конфликт, то это фактически он через три дня, согласно договору, должен вступить в этот конфликт. Поэтому это не сработает", - указал лидер фракции "Слуги народа".
Лидер крымских татар Мустафа Джемилев, комментируя предложение не проводить в течение 15 лет военных действий в отношении Крыма, отметил, что украинская концепция по освобождению оккупированных территорий и так не предусматривает применения силы. "Там будет указано 5 лет или 15 лет - не имеет особого значения", - считает Джемилев.
По мнению Джемилева, если Россия будет вести переговоры о статусе территорий, это будет означать, что она признает оккупацию: "Согласно Женевской конвенции 1949 года "О статусе оккупированных территорий", на территории оккупированного Крыма должно действовать украинское законодательство... Значит, и будут демократические права, которые были до оккупации. И процесс освобождения Крыма от оккупации будет значительно легче". Джемилев подчеркнул, что в российско-украинском договоре обязательно должно быть указано, что Крым - оккупированная территория.
Двухдневные переговоры проходят во дворце Долмабахче, резиденции турецкого президента. Они начались со вступительной речи Реджепа Тайипа Эрдогана. Офис президента Украины сообщил, что следующий раунд переговоров может состояться уже вечером в понедельник.
В последние недели переговоры проходили по видеосвязи. До этого очные переговоры проводились в Беларуси 28 февраля, 3 марта и 7 марта.
Олигарх Роман Абрамович присутствовал на переговорах - судя по видеозаписи вступительной части, он сидел не за общим столом, а за отдельным приставным столиком. Источник "Украинской правды" рассказал, что Абрамович участвует как нейтральный переговорщик: его главная задача, по словам источника, - "передавать их начальнику понятным и человеческим языком нашу (украинскую. - Ред.) позицию". В понедельник стало известно, что 3 марта в Киеве Абрамович и двое членов украинской переговорной группы были отравлены.
Как писала в понедельник Financial Times, Россия отказалась от части своих изначальных требований к Украине - а именно от "денафицикации", демилитаризации и юридических гарантий защиты русского языка. Как отмечает FT, Украина и ее западные союзники по-прежнему подозревают, что Путин использует переговоры как "дымовую завесу" для перегруппировки сил и переброски подкрепления.
21 марта президент Украины Владимир Зеленский заявил, что любые договоренности с Россией будут вынесены на референдум. "Я объяснял всем переговорным группам: когда вы говорите обо всех этих изменениях, и они могут быть историческими, мы никуда не денемся, мы придем к референдуму. Народ должен будет сказать и ответить на те или иные форматы компромиссов, - сазал он. - А вот какими они будут - это уже вопрос нашего разговора и понимания между Украиной и Россией. Поэтому в любом случае я готов пойти на все, если это мое шествие будет с нашим народом". В интервью российским журналистам Зеленский уточнил, что провести референдум будет невозможно без вывода из Украины иностранных войск. По его словам, на организацию и проведение референдума понадобится несколько месяцев, а внесение изменений в украинскую Конституцию займет минимум год.
Игорь Эйдман, социолог, публицист
Смысл "мирных" переговоров для Путина предельно прост. Для него они - продолжение войны на уничтожение Украины другими средствами. Не получилось силой - пытается коварством.
Расчет в том, чтобы с помощью имитации мирного процесса демобилизовать и расколоть противников. А потом вновь ударить с усилившихся позиций.
Мирный договор с Путиным невозможен. Это патологический лжец, который в любой момент может отказаться от своих обязательств. Невозможно договариваться о правилах честной игры с шулером или о гарантиях безопасности с рэкетиром-беспредельщиком. Любой договор с Путиным будет стоить дешевле бумаги, на которой написан. Он никогда не откажется от своей идеи-фикс - вернуть Украину в имперское стойло.
Мир в Украине возможен только через победу над путинской Россией. Иного не дано.
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=5172234022839535&id=100001589654713
Гарри Каспаров, шахматист, политик
...Я очень скептически отношусь к переговорам, которые ведутся сейчас. Украина, возможно, была бы готова на возврат к демаркационным линиям на 24 февраля, естественно, не признавая никаких аннексий. Но проблема в том, что Путина это не устраивает. Он не может отказаться от цели политической победы, выраженной в том числе в территориальных приобретениях. Мы и Путин говорим с разных логик, для нас человеческая жизнь бесценна, потеря каждой жизни мирного жителя или солдата - это трагедия. Для Путина это просто статистика.
Именно поэтому я говорю, что пока Путин находится у власти, мира не будет. Для него перемирие - это возможность перегруппироваться. Он видит Украину как препятствие на пути своих захватнических геополитических планов, поэтому если он не добьется успеха в данный конкретный момент - он будет пытаться использовать другие возможности. С учетом всего этого я считаю, что единственной разумной позицией для свободного мира является стратегия, направленная на крах путинского режима. А путь к краху путинского режима лежит через победу Украины в этой войне и поднятие украинского флага в Севастополе.