Для Гиркина и остальных фигурантов дела MH17 запрошены пожизненные сроки
Обвиняемые по делу MH17. Кадр видео
Прокуратура Нидерландов попросила приговорить к пожизненным срокам четверых обвиняемых по делу MH17 - Игоря Гиркина, Сергея Дубинского, Олега Пулатова и Леонида Харченко, сообщается на сайте ведомства. Всех их судят заочно.
Как заявили в прокуратуре, преступления, совершенные обвиняемыми, настолько серьезны, а их последствия настолько велики, что с точки зрения возмездия уместен только максимальный тюремный срок. "Действия обвиняемых не только лишили жизни 298 человек, они оставили глубокие шрамы в душах живущих - родственников погибших и жителей населенных пунктов, близ которых произошло крушение МН17. Никакое наказание для обвиняемых не будет соразмерным", - считает представитель прокуратуры.
На этой неделе прокуроры представили в суде обобщенные доказательства обвинения: материалы экспертиз обломков самолета и тел жертв, сотни записей телефонных разговоров и других телекоммуникационных данных, показания свидетелей, информацию из открытых источников - фотографии и видеозаписи с установкой "Бук", сбившей лайнер, сообщения в соцсетях, в том числе написанные обвиняемыми.
По словам прокурора, Гиркин, Дубинский, Харченко и Пулатов "сами не нажали кнопку, но запросили, получили и применили "Бук" в собственных военных целях и при этом сбили MH17". В прокуратуре считают, что то, что боевики, по всей видимости, намеревались сбить украинский военный самолет, нисколько не умаляет их вины: после развертывания "Бука" гражданские самолеты оказались близко к его радиусу поражения, опасность для гражданской авиации была "предсказуема для обвиняемых". Среди боевиков было широко известно, что над зоной конфликта не закрыто воздушное пространство и летают гражданские самолеты, отмечают в прокуратуре.
Также, указывают в прокуратуре, нельзя принять во внимание в пользу обвиняемых и то, что малайзийский Boeing был сбит во время вооруженного конфликта: они не были кадровыми военными и, по мнению прокуроров, не демонстрировали уважения к международному гуманитарному праву.
Как заявил Интерфаксу Гиркин, он считает запрошенное для него в Нидерландах наказание признанием заслуг со стороны врага. "Было бы удивительно, если бы объявили о том, что я невиновен: я для них враг, считаю, что я заслужил то, что они настолько яростно преследуют меня за то, чего я не делал. Это нормально: от врагов ждать признания своих заслуг - это мне вместо ордена, что называется, - сказал Гиркин. - Это обычная, нормальная ситуация для так называемого европейского суда: нисколько не удивлен, если бы у них была смертная казнь, они бы меня к ней приговорили - никаких сомнений". Террорист еще раз заявил, что "ополчение Boeing не сбивало".
Как пишет "Настоящее время", прокуратура также обвинила Россию в ведении дезинформационной кампании о деле MH17 и сообщила также, что голландским властям пришлось скрыть личности ряда свидетелей, в том числе из опасений за их безопасность, связанных с деятельностью российских спецслужб. Тем не менее к материалам дела приобщили ответы российских властей на запросы, показания производителей вооружения и свидетелей, в том числе и не совпадающие с выводами следствия.
Слушания приостановили до 7 марта следующего года: на следующем заседании должна выступить защита Пулатова - единственного подсудимого, которого защищают адвокаты. Затем состоятся прения. В зависимости от того, насколько они затянутся, суд может огласить решение 22 сентября, 17 ноября или 15 декабря 2022 года.
При уничтожении Boeing-777 17 июля 2014 года погибли 298 человек. Из них 192 подданных Нидерландов, 44 подданных Малайзии, 27 подданных Австралии, 12 граждан Индонезии, 10 подданных Британии, по четверо бельгийцев и германцев, трое граждан Филиппин, по одному подданному Канады и Новой Зеландии. Среди погибших было 80 детей.
Процесс идет с марта 2020 года. В уничтожении самолета обвиняются гражданин Украины Харченко (позывной "Крот") - бывший "комендант" Константиновки и экс-начальник "второго отдела разведуправления республиканской гвардии ДНР", а также трое россиян - экс-"министр обороны ДНР", отставной офицер ФСБ Гиркин (Стрелков), бывший командующий 2-м отделом "ГРУ ДНР", отставной офицер российских ВДВ Пулатов и экс-командир всего "ГРУ ДНР", старший офицер российского ГРУ Дубинский. Обвиняемым инкриминированы статьи 168 и 289 Уголовного кодекса Нидерландов - преднамеренное уничтожение самолета и умышленное убийство. Обе статьи предусматривают наказание вплоть до пожизненного заключения. Обвинение в ходе нескольких заседаний подробно описало, почему отвергло все версии катастрофы, кроме уничтожения самолета выстрелом из зенитного ракетного комплекса "Бук", а также рассказало о маршруте, которым установку перевезли из России на Украину и обратно. Следствие при этом заявило, что расследование и поиск причастных к уничтожению самолета продолжаются.
Статьи по теме
"Спрятать красавицу"
В суде Гааги заслушали телефонные переговоры обвиняемых в уничтожении самолета рейса MH17. Террористы обсуждали транспортировку "Бука" и результат стрельбы - они посчитали, что сбили украинский штурмовик.
Неизменная низменность
Перед началом процесса по делу MH17 Мария Захарова обвинила власти Нидерландов в давлении на суд и "манипуляции общественным сознанием". Раньше представитель российского МИДа транслировала лживые версии госпропаганды по поводу гибели "Боинга" в Донбассе. Теперь она переключилась на нидерландскую систему правосудия. Комментарий Ильи Мильштейна.
За избыточностью улик
Международная следственная группа, расследующая атаку на малайзийский Boeing над восточной Украиной, обнародовала новую порцию телефонных переговоров между лидерами боевиков в "Донецкой народной республике" и их кукловодами в Москве. Опубликован, в частности, разговор Владислава Суркова с Александром Бородаем. Упоминается также министр обороны Сергей Шойгу.
Суд над Россией
У Путина и компании за пять лет было немало возможностей избежать этого позора. Никто с самой первой минуты после гибели "Боинга" не сомневался, чьих это рук дело, - все нелепые российские обвинения в адрес Киева только укрепляли осознание этой непреложной истины. Но, вместе с тем, не было и нет уверенности в том, что "кремлевские" сбили самолет намеренно. В этом и состоял их единственный шанс избежать ответственности и осуждения.