Неизменная низменность
Голландские власти прессуют судей. Такую точку зрения выразила сегодня официальный представитель МИД РФ. "Мы видим, как Нидерланды и в Нидерландах, в этом государстве, набирает все новые обороты информационная кампания по мере приближения к намеченному на 9 марта началу судебного процесса в окружном суде Гааги по делу о крушении рейса MH17 в небе над восточной Украиной в июле 2014 года", - сообщила Мария Захарова. Сама кампания ведется "с подачи прокуратуры Нидерландов", чтобы должным образом сформировать общественное мнение, полагает дипломатка.
С официальными заявлениями разнообразных российских спикеров постоянно возникает одна и та же проблема. Ясно, почему они произносят те или иные слова, излагая позицию Кремля. Непонятно, что имеют в виду, когда с гневом, сарказмом и как бы неподдельным волнением комментируют происходящее в стране и мире. Чувства понятны. Смысл не просматривается.
Известно, что 9 марта в Гааге должен начаться суд по делу MH17 - пассажирского самолета, сбитого над территорией "ДНР". Событие это, то есть уголовный процесс против подозреваемых в массовом убийстве, весьма огорчительно для российских властей, и надо как-то откликаться. Вот Захарова и реагирует, возвышая свой голос против "манипуляций общественным сознанием" и строго указывая "нашим западным партнерам", какие они все бессовестные. Сколь грубо пренебрегают "теми высокими нормами, на которые ссылались". Тут ничего объяснять не надо. Суд нужно дискредитировать, власти Нидерландов следует ошельмовать, и профессионалка клеймит их позором в ходе брифинга.
Однако подобного рода обвинения должны основываться хоть на каких-то фактах, а с этим прямо беда. Хуже того. Уличая нидерландские власти в давлении на суд, Захарова скорее компрометирует власти российские. Делая свои заявления, она чуть ли не копирует речи наших правозащитников и адвокатов, которые обвиняют в беззакониях тружеников администрации президента, следователей ФСБ, прокуроров, судей. Складывается вообще впечатление, что представитель российского МИДа даже и не намерена вникать в тонкости голландской юриспруденции. Хватает того, что она знает про свою страну и отечественное судопроизводство.
Если же начать всерьез разбираться с нидерландскими делами, то возникает естественный вопрос: а в чем проявляется "давление" местного начальства и силовиков на судей? Что, правда есть подозрения, будто премьер-министр через подконтрольную ему начальницу Гаагсуда, естественный аналог Мосгорсуда, уже диктует приговор? Нидерландский королевский дом делает громкие русофобские заявления? Газетчиков принуждают клеветать на РФ, выплачивая им за это двойные гонорары? У тамошних следователей такая репутация, что их заведомо можно упрекнуть в прессинге судебного корпуса? А что касается прокуроров, которые иногда позволяют себе, общаясь с прессой, поговорить о достигнутых успехах, так что ж в том дурного? Было бы неплохо, если бы и российские силовики хотя бы изредка делились с журналистами своими достижениями. В деле об убийстве Бориса Немцова, например.
Однако получается так, что главная правозащитница у нас и одновременно разоблачитель всех и всяческих злоупотреблений - Мария Захарова. Да и та занята, как и положено по должности, преимущественно делами европейскими и американскими, при том что пользуется словарем российских либералов. Раньше она, вслед за многими "расследователями" трагедии в украинском небе, транслировала лживые версии госпропаганды. Теперь переключилась на суд. Потом, как легко догадаться, в числе многочисленных спикеров будет комментировать приговор. В той же стилистике, бессмысленной и беспощадной, в какой высказывается ныне. Впрочем, откуда взяться другой, если отмалчиваться нельзя, отлаиваться необходимо, а по сути сказать нечего.
Статьи по теме
За избыточностью улик
Международная следственная группа, расследующая атаку на малайзийский Boeing над восточной Украиной, обнародовала новую порцию телефонных переговоров между лидерами боевиков в "Донецкой народной республике" и их кукловодами в Москве. Опубликован, в частности, разговор Владислава Суркова с Александром Бородаем. Упоминается также министр обороны Сергей Шойгу.
Суд над Россией
У Путина и компании за пять лет было немало возможностей избежать этого позора. Никто с самой первой минуты после гибели "Боинга" не сомневался, чьих это рук дело, - все нелепые российские обвинения в адрес Киева только укрепляли осознание этой непреложной истины. Но, вместе с тем, не было и нет уверенности в том, что "кремлевские" сбили самолет намеренно. В этом и состоял их единственный шанс избежать ответственности и осуждения.