новость Суд смягчил на год приговор Ходорковскому и Лебедеву

24.05.2011
Михаил Ходорковский и Платон Лебедев. Фото с сайта www.dw-world.de

Михаил Ходорковский и Платон Лебедев. Фото с сайта www.dw-world.de

Мосгорсуд смягчил наказание экс-главе нефтяной компании "ЮКОС" Михаилу Ходорковскому и бывшему руководителю МФО "Менатеп" Платону Лебедеву с 14 до 13 лет колонии общего режима, передает РАПСИ. Согласно решению суда, осужденные должны выйти на свободу в 2016 году в том случае, если приговор не удастся обжаловать в Верховном суде.

Из текста кассационного определения следует, что обвинение в хищении нефти и легализации средств от ее продажи было переквалифицировано по тем же статьям в новой, более мягкой редакции. Кроме того, из постановления о прекращении дела в части хищении акций дочерних предприятий ВНК было исключено упоминание о руководстве Ходорковским организованной группой через своих адвокатов. Оно было заменено на упоминание "других лиц".

Судебная коллегия согласилась с доводами прокуроров о необходимости сократить объем нефти, хищении которой вменяла прокуратура, на треть. Окончательная сумма якобы похищенной нефти составила 68 миллиардов 320 миллионов 688 тысяч 945 рублей.

По словам прокурора Гюльчехры Ибрагимовой, третьего дела в отношении Ходорковского и Лебедева сейчас нет. "Если у следствия появятся доказательства совершения каких-либо преступных действий, то в их компетенции возбудить еще одно дело, однако на сегодняшний день таких данных нет", - сказала она.

По словам Ибрагимовой, суд по данному делу испытывал беспрецедентное давление. Она также заявила, что руководство страны не оказывала никакого влияния на процесс. "Высшие должностные лица нашей страны никогда не давали оценку собранным доказательствам, не позволяли себе анализировать показания свидетелей и не говорили о наказании Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву", - заявила Ибрагимова.

По ее мнению, попытки связать высказывания руководителей страны с делом "ЮКОСа" связаны с желанием адвокатов подсудимых придать процессу политический характер. "Когда у оппонентов слабые позиции, они переходят к оскорблениям и тому подобному", - сказала Ибрагимова. По ее словам, прокуратура не исключает привлечения к ответственности адвокатов Ходорковского и Лебедева за некорректное, по ее мнению, поведение защитников во время судебного процесса. "Наше законодательство нуждается в ужесточении наказания по статье УК "Воспрепятствование правосудию". Необходимы жесткие санкции, вплоть до лишения лицензии и возбуждения уголовного дела", – считает Ибрагимова.

Гособвинение просило Мосгорсуд оставить без изменения наказание Ходорковского и Лебедева. Валерий Лахтин просил суд сократить вмененный подсудимым объем похищенной нефти с 347 миллионов тонн до 118, а также учесть вступившие в силу поправки в Уголовный кодекс, предусматривающие вынесение более мягких наказаний, но при этом заявил, что "все это не является основанием для смягчения наказания подсудимым".

Также прокурор потребовал отклонить жалобы на приговор Ходорковскому и Лебедеву. "Доводы Ходорковского и Лебедева и их защитников являются незаконными и необоснованными, в связи с чем подлежат отклонению", - сказал прокурор на заседании Мосгорсуда, где рассматривается жалоба. Ходорковский и Лебедев просили отменить обвинительный приговор, а уголовное дело против них прекратить за отсутствием события и состава преступления.

Во вторник Ходорковский заявил в Мосгорсуде, что считает "абсурдными", а также "откровенно и заведомо ложными" обвинения в хищении 200 миллионов тонн нефти и отмывании выручки с ее продажи. Говоря о вынесшем в отношении него приговор председателе Хамовнического суда Викторе Данилкине, Ходорковский сказал: "Ничего личного я против него не имею. Он в меру порядочный человек, но не умеет держать удар системы".

Также Ходорковский заявил, что уголовное дело в отношении него содержит непреодолимые противоречия, которые "для независимого суда были бы достаточны для прекращения дела о хищении за отсутствием состава преступления". Он также обратил внимание на невозможность хищения доходов компании, которое ему вменяется, вследствие того, что по этим доходам были уплачены налоги.

"Обвинение в хищении всей нефти, добытой за шесть лет, очевидно маразматично, так как вся нефть сдавалась государственной компании, она не исчезала ни фактически, ни по документам", - пояснил Ходорковский. По его словам, именно "ЮКОС", а не организованная группа, как говорится в приговоре, получал доходы от продажи нефти. По мнению бывшего главы компании, эти деньги использовались для выплаты дивидендов акционерам и развития производственных мощностей. Ходорковский подчеркнул, что "ЮКОС" и его акционеры получали прибыль от продажи нефти, в то время как в случае хищения такое было бы невозможно.

"У потерпевшего не может быть прибыли от продажи похищенного, а выручка от похищенного образует преступный доход похитителя, а не облагаемый налогами доход потерпевших", - заявил Ходорковский. Он высказал уверенность, что вынесение в отношении него и Платона Лебедева "абсурдного приговора" ставит под сомнение реализацию задач модернизации страны и привлечения иностранных инвестиций. Полный текст выступления экс-главы "ЮКОСа" размещен на сайте адвокатов Ходорковского и Лебедева.

"Никому не приходит в голову обвинять москвичей, покупающих в магазине сигареты в несколько раз дешевле, чем в Лондоне, в хищении путем покупки по заниженной цене, называть при этом получение чека в кассе сокрытием хищения, а сам чек - подложным. Это я изложил кратко фабулу нашего обвинения", - привел, в свою очередь, довод в пользу неправомерности обвинения Лебедев.

30 декабря 2010 года судья Хамовнического суда Москвы Виктор Данилкин приговорил Михаила Ходорковского и Платона Лебедева к 13,5 года лишения свободы, признав их виновными в хищении нефти и отмывании выручки компании. Поскольку они не отбыли полгода наказания по первому приговору, то окончательно суд приговорил их к 14 годам. Зачитывая приговор, Данилкин заявил, в частности, что исправление Ходорковского и Лебедева возможно только в условиях изоляции от общества. Ходорковский, Лебедев и их защита обжаловали приговор, в законную силу он пока не вступил.

14 февраля помощница судьи Хамовнического суда Наталья Васильева дала сенсационное интервью Газете.Ру и телеканалу "Дождь" ( Видео видеоверсия интервью). По ее словам, в ходе процесса по второму "делу Ходорковского" на судью оказывалось давление из Мосгорсуда, а приговор писал вовсе не он. Данилкин назвал высказывания своей помощницы клеветой, однако иска против нее подавать не стал. Позже Васильева уволилась, а ее слова подтвердил еще один бывший сотрудник суда.

17 мая Ходорковский и Лебедев направили в Следственный комитет заявление с требованием возбудить уголовное дело в отношении судьи Данилкина и привлечь к ответственности участвовавших в процессе прокуроров Валерия Лахтина, Дмитрия Шохина и Гюльчехру Ибрагимову, а также следователей Валерия Алышева и Салавата Каримова. По мнению осужденных, Данилкин, приговоривший их к 14 годам лишения свободы, вынес заведомо неправосудный приговор. Защита Ходорковского и Лебедева считает, что допущенные в приговоре искажения фактов и выводы, противоречащие исследованным доказательствам, демонстрируют правовую и экономическую безграмотность авторов приговора. Защита также обосновывает свое требование публикациями в СМИ, в которых речь шла о том, что судья Данилкин писал приговор под диктовку руководства Мосгорсуда.

Мосгорсуд в ответ на заявление подсудимых выразил надежду, что СК выявит лиц, распространяющих "заведомо ложные сведения" о том, что приговор Лебедеву и Ходорковскому был написан под давлением. "Московский городской суд также заинтересован в том, чтобы следственные органы провели соответствующую проверку и установили лиц, распространяющих заведомо ложные сведения в адрес судей. Мы неоднократно высказывали свою позицию по сообщениям о якобы имевшем место давлении на судью Виктора Данилкина", - сказала пресс-секретарь Мосгорсуда Усачева. При этом она не уточнила, было ли судом подано соответствующее заявление в СК.

Видео Грани-ТВ: Видео МБХ, политзеки

24.05.2011


в блоге Блоги

новость Новости по теме