Талантливых зеков могут отпустить из колонии
Комитет по безопасности Госдумы в четверг обсуждал проект поправок в Уголовно-исполнительный кодекс, предусматривающих возможность выезда осужденных за пределы колонии для участия в культурно-массовых и спортивных мероприятиях, пишет в пятницу газета "Коммерсант".
По словам автора законопроекта депутата Ивана Саввиди, "в действующем УИК такая норма отсутствует, в то время как такие мероприятия зарекомендовали себя в качестве эффективного средства воздействия на осужденных, способствующего их исправлению".
Сейчас заключенные (кроме особо опасных рецидивистов, осужденных к пожизненному сроку лишения свободы, а также больных туберкулезом, ВИЧ-инфицированных, токсикоманов и т.д.) могут временно покинуть исправительное учреждение только по серьезным личным основаниям.
Например, предусматривается краткосрочный (до семи суток) выезд заключенного в связи "с исключительными личными обстоятельствами" – смертью или тяжелой болезнью родственника, стихийным бедствием, причинившим ущерб семье осужденного. Осужденные женщины, "имеющие детей в домах ребенка исправительных колоний", также имеют право выезжать "для устройства детей у родственников или в детском доме".
Чтобы покинуть пределы колонии, осужденный должен получить разрешение на выезд от начальника исправительного учреждения с указанием законного основания.
В последнее время заключенные все чаще участвуют в различных творческих фестивалях и спортивных соревнованиях за пределами колоний, отмечает газета "Коммерсант". Например, крупнейший всероссийский фестиваль творчества заключенных "Калина красная" проводится уже три года, и у его организаторов постоянно возникают серьезные проблемы с выездом заключенных за пределы своих колоний.
Однако борцы за права заключенных Московской Хельсинкской группы опасаются, что поправки, напротив, могут усложнить процедуру выезда осужденных, указывая на новую норму, обязывающую согласовывать такой выезд с региональным управлением исполнения наказаний.
Законопроект подвергли критике и в Генпрокуратуре. Там считают, что возможность выезда за пределы колонии будет способствовать уклонению части осужденных, обладающих спортивными и артистическими навыками, от отбывания наказания.
Комментарий
У Круга, кажется, есть песня со словами: "Шоферить что воровать: заеб...т менты". Она вспомнилась мне в связи с предложением поправить Уголовно-исполнительной кодекс в части, касающейся "возможности выезда осужденных за пределы колонии для участия в культурно-массовых и спортивных мероприятиях". По мнению депутата Госдумы Ивана Саввиди, внесшего эту поправку, "такие мероприятия (выезды за пределы колонии – Г.П.) зарекомендовали себя в качестве эффективного средства воздействия на осужденных, способствующего их исправлению".
Сразу могу предположить, что Саввиди на зоне не сидел. Иначе он понимал бы, что его поправка абсолютно не актуальна для "зека" и по уровню воздействия на степень исправления осужденных сравнима с припаркой мертвому. Хотя сами по себе выезды за пределы колонии для здоровья заключенных наверняка полезны. А если их, выезды то есть, не смешивать еще и с культурно-массовыми мероприятиями, то вообще здорово будет.
Непонятно одно: почему депутаты не вносят поправок в явно устаревший УИК, например, насчет увеличения числа свиданий с родственниками и телефонных звонков, повышения зарплаты работающим на промзонах, улучшения медицинского обслуживания и бытовых условий, режима содержания ВИЧ-инфицированных и больных туберкулезом, ужесточения наказания для сотрудников администрации, нарушащих правила обращения с осужденными, и т.д.
К слову. Одним из аргументов прокурора против моего условно-досрочного освобождения как раз был упрек в том, что я не участвовал в художественной самодеятельности. Судья спросила прокурора: имел ли осужденный такую возможность, учитывая двенадцатичасовой рабочий день в столярном цеху?
Прокурор молчал. Уж он-то точно знал разницу между буквой инструкции и реальной жизнью.
Григорий Пасько