В России создан Общественный совет по анализу законодательных актов, ограничивающих права и свободы граждан. Об этом сообщается в пресс-релизе, опубликованном на сайте проекта "Санация права".
"Последние годы ознаменовались принятием российским парламентом множества законодательных актов, имеющих откровенно репрессивный характер, наносящих значительный вред гражданскому обществу, всем жителям России. В общественном сознании за Государственной думой даже закрепился ярлык "бешеный принтер". В связи с этим перед обществом стоит задача анализа законодательства с целью идентификации и выработки рекомендаций по отмене данных актов, что станет актуальным, когда произойдет либерализация политической системы, и новая власть возьмет курс на демонтаж авторитарного режима", - говорится в пресс-релизе.
Проект "Санация права" начат по инициативе члена центрального совета Партии прогресса Владимира Ашуркова. Он начал работу с небольшой группой экспертов несколько месяцев назад.
В Общественный совет, который будет работать на постоянной основе, помимо Ашкурова вошли предприниматель Борис Зимин, писатель Григорий Чхартишвили (Борис Акунин), вице-президент Transparency International Елена Панфилова, адвокат Владимир Пастухов, правозащитники Павел Чиков и Ирина Ясина. В работе совета принимал участие экономист Сергей Гуриев. Он приостановил участие в совете после того, как принял предложение стать Главным экономистом Европейского банка реконструкции и развития. Помимо членов совета над проектом работает группа экспертов в области права, общественных наук, экономики.
Совет рассмотрел 10 нормативно-правовых актов и рекомендовал их к отмене. Это законы об "иностранных агентах" и "нежелательных организациях", о криминализации клеветы и "оскорбления религиозных убеждений и чувств", об ответственности за "пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений", о внесудебной блокировке интернет-сайтов, законы о митингах и о выборах, "закон Димы Яковлева", а также указ президента и постановление правительства о продовольственных контрсанкциях.
Все эти законы, принятые в последние четыре года, вызвали осуждение как в России, так и за границей. Часть из них была оспорена в Конституционном суде, однако ни один не был отменен. При этом даже представители российских властей, в том числе президент Владимир Путин, признают, что эти нормативные акты нуждаются в переработке.
Ползучая отмена личных свобод и прав граждан в России имеет форму не декрета, откровенно приостанавливающего действие конституции, а серии "плохо" написанных законов, но от того, что эти законы дурно симулируют право, сущность их не меняется. Сегодня мы имеем дело с ограниченной диктатурой и половинчатым чрезвычайным положением.
По общему мнению, государство проигрывает производителям и провайдерам в публичной борьбе. Американские компании в целом ответственно относятся к защите конфиденциальности и свободы слова своих пользователей и готовы, если требуется, отстаивать свою позицию в суде.
Комитет "Гражданское содействие" пытался оспорить в суде статус "иностранного агента". Представители Минюста и прокуратуры объяснили, что против Светланы Ганнушкиной ничего не имеют - ее организацию внесли в реестр, "чтобы государству было удобно осуществлять контроль и надзор". Мы публикуем особо яркие фрагменты судебного заседания.