Правозащитники: Милицию должен контролировать новый орган
Для борьбы с милицейским произволом необходимо создать службу общественной безопасности. Такое предложение выдвинули правозащитники на общественных слушаниях по реформе милиции, сообщает корреспондент Граней.Ру ( ВИДЕО). Следует ликвидировать службы собственной безопасности в органах МВД и вместо них создать единый орган, независимый от силовых структур, считает адвокат, полковник милиции в отставке Евгений Черноусов.
В целях борьбы с милицейской коррупцией правозащитники предлагают отнять у МВД все полномочия, не связанные с охраной правопорядка, в том числе по лицензированию оружия и регистрации автомобилей. Представитель Союза солидарности с политзаключенными Сергей Давидис предложил ликвидировать подразделения МВД по борьбе с экстремизмом. По его словам, эти отделы "занимаются чем угодно, но только не борьбой с экстремизмом".
Представитель ассоциации АГОРА Дмитрий Колбасин предложил основные принципы реформирования милиции: кардинальное сокращение и тотальная переаттестация кадрового состава, разделение милиции на федеральную и местную, ликвидация системы "левых" доходов и ребрендинг.
Гражданские активисты свели свои предложения в единый список, который они направят президенту.
На слушаниях присутствовали потерпевшие по "сокольническому делу". Группа гражданских активистов с 1 июня проводит голодовку ( ВИДЕО), добиваясь расследования дела об избиении неформалов в ОВД "Сокольники" 4 апреля 2009 года. Студент Всеволод Остапов, на которого заведено уголовное дело о "нападении на сотрудника милиции", сообщил, что его только один раз вызывали на допрос, уголовное дело постоянно отправляют на доследование, последний озвученный срок – 26 июня. "Вместо того чтобы завести дело на сотрудников милиции, избивавших нас всем отделением, уголовное дело завели на меня, хотя нам известны фамилии милиционеров, есть видеосъемка избиений. Они не занимаются расследованием дела, а следуют указаниям, которые им дает начальство", - сказал Остапов.
На слушания в Сахаровский центр были приглашены руководители МВД России, ГУВД Москвы, центра по борьбе с экстремизмом, но никто из них не пришел. За полчаса до окончания слушаний к Сахаровскому центру подъехали несколько машин УВД по Центральному округу.
Внимание к проблемам милиции было приковано после того, как майор Денис Евсюков 27 апреля расстрелял посетителей московского супермаркета. Перед тем, как войти в магазин, он застрелил водителя, который его подвозил. Внутри магазина он застрелил кассира и покупателя, а также ранил шесть человек.
Со своего поста был уволен глава ГУВД столицы генерал-полковник милиции Владимир Пронин, а также начальник УВД по Южному административному округу Москвы Виктор Агеев, в ведении которого находился ОВД "Царицыно". Кроме того, глава МВД Рашид Нургалиев подписал указ об увольнении трех заместителей начальника УВД и инициировал комплексную проверку личного состава московской милиции.
ГРАНИ-ТВ:
Слушания "Милиция: пора менять"
Милиция,
Сокольническое дело
Справка
5 принципов реформирования российской милиции: предложения Ассоциации АГОРА
1. Милиционеров не должно быть столько. В России по разным оценкам от 1,5 до двух миллионов работников милиции. Пожалуй, само МВД не знает, сколько их точно. Реформа должна в итоге привести к численности полицейских на душу населения, соразмерной с аналогичной цифрой в развитых странах. В России на 1000 человек 13 милиционеров. В среднем в мире - 3 работника полиции. То есть, чтобы довести до среднего показателя, в 4 раза нужно сокращать. При этом необходимо сохранение объемов финансирования. Практика показывает, что состояние преступности зависит не от численности стражей порядка, а от эффективности организации их деятельности. Так при постоянном увеличении численности милиции в России происходил и рост преступности.
2. Милиционеры должны быть другого качества. Необходимо вывести за штат 100% личного состава органов с последующей переаттестацией на соответствие занимаемым должностям. До переаттестации для всего личного состава необходимо провести серию психолого-правовых тренингов по темам "права человека", "межэтнические взаимоотношения" и по другим гражданским темам с участием представителей гражданских организаций, не имеющих отношения к системе МВД.
Психологические и профессиональные требования переаттестации должны быть настолько высокими, чтобы до 50% нынешнего личного состава органов внутренних дел могли пройти ее с трудом. Открывшиеся вакансии, при необходимости, должны заполняться новыми сотрудниками, к которым изначально предъявляются повышенные психологические и профессиональные требования, соответствующие мировым стандартам отбора кадров в полицию.
3. Очевидно, нужно кардинальным образом изменить организационную структуру управления путем разделения всей милиции на две неравные части: федеральную полицию и местную милицию с постепенной передачей в обозримом будущем функции местной милиции на откуп местного самоуправления с обеспечением выборности начальника местной милиции.
Федеральная полиция должна противодействовать организованной преступности, коррупции в федеральных ведомствах, терроризму и экстремизму, незаконному обороту наркотиков, преступлениям в сфере высоких технологий, массовым беспорядкам, преступлениям в отношении федеральных чиновников, общественных деятелей и бизнесменов федерального уровня.
Местная милиция действует на территории административных единиц - районов и городов. Ее основная задача - охрана общественного порядка на подведомственной территории, профилактика и раскрытие преступлений, безопасность дорожного движения, содействие федеральной полиции. Начальник местной милиции не подчиняется никому, кроме суда и жителей своего района (города). Финансирование местной милиции осуществляется из средств субъекта федерации и средств местного бюджета.
4. Необходим подрыв экономических основ небюджетного финансирования милиции (серые, коррупционные, криминальные доходы). По данным Высшей школы экономики, к 2005 году "левые" доходы российской милиции составляли два годовых бюджета ведомства.
5. Необходим ребрендинг российской полиции. Изменить название "милиции" на "полицию", как это сделано в большинстве бывших социалистических стран. Одновременно изменить всю символику и внешний вид обмундирования. Только полная смена внешних атрибутов и отказ от негативно окрашенного термина "милиция" одновременно с жестким реформированием организационно-управленческой системы может создать новый позитивный имидж стража порядка. Изменение названия - дорогостоящий проект, однако никакой реформой внутри ведомства не создать в органах правопорядка положительного имиджа, если ему не будет уделяться должного внимания. Стоит напомнить, что только изменение названия КГБ на ФСБ в начале 90-х годов позволило тогда изменить восприятие спецслужб и общественностью, и международным сообществом. Это наиболее спорное положение, но ни в коем случае нельзя переоценивать роль этого шага, как нельзя и недооценивать его. У этого аспекта четкая ограниченная функция - важно не только делать или не делать, архиважное значение имеет - в какой момент необходимо провести ребрендинг.
Дословно
Евгений Черноусов
Представьте врача, прописывающего пациенту таблетки, принимая которые, тот гарантированно умрет через какое-то время. Или адвоката, который представляет суду факты, порочащие его подзащитного. С милицией то же самое. То, что стражи порядка сами совершают преступления и остаются при этом безнаказанными, до сих пор не укладывается в голове.
Если бы после дела в Сокольниках-2008 была произведена глобальная проверка во всех отделениях милиции, случая с майором Евсюковым удалось бы избежать.
Нургалиев должен в каждое ОВД посылать своих людей, пусть дежурят там с палатками. Они на местах должны быть, чтобы милиция чувствовала контроль, чтобы боялась.
Наши милиционеры, когда едут задерживать распространителя наркотиков, фотоаппарат, конечно, с собой не берут. Просто приносят потом начальству "коробок" и говорят: вот, у него обнаружены наркотики. А кто это видел? А кто снимал отпечатки пальцев? А кто должен это контролировать? Я думаю, тот, кто получает деньги. Если он не в состоянии работать как надо – он должен быть уволен.
Общественные слушания "Милиция: пора менять", 23.06.2009
Статьи по теме
Пора менять
На Триумфальной площади в Москве прошел митинг против милицейского произвола. Правозащитники требуют провести коренную реформу МВД. С трибуны они призвали граждан участвовать в обсуждении реформы и активно пропагандировать эту идею. Смотрите наш фоторепортаж и видео.
Я не люблю
Так что я не люблю ни армию, ни флот, ни ФСБ, ни милицию. И другим не советую. Умрите, но не давайте поцелуя без любви. Майор Евсюков вам уже адресовал свое любовное письмо. А Ульман с Будановым и Дзержинский с Ежовым успели еще раньше него. Фигули вам на рогуле. Я лучше пойду полюблю американского копа, ФБР, ЦРУ и НАТО.