Дело Политковской вернут в Следственный комитет
Уголовное дело об убийстве журналистки Анны Политковской будет возвращено в Следственный комитет при прокуратуре, передает РИА "Новости". "Поскольку присяжные вынесли оправдательный вердикт, а я вынесу оправдательный приговор, то в этом случае уголовное дело подлежит возвращению в следствие со всеми доказательствами", - сказал судья Евгений Зубов.
Накануне присяжные единогласно оправдали братьев Ибрагима и Джабраила Махмудовых, экс-сотрудника МВД Сергея Хаджикурбанова и экс-сотрудника ФСБ Павла Рягузова. Коллегия сочла, что следствию не удалось доказать их причастность к совершению преступления.
Гособвинитель заявила, что Генпрокуратура обжалует оправдательный приговор "в связи с нарушениями, допущенными в ходе разбирательства".
Обвинение считало, что бывший сотрудник МВД Сергей Хаджикурбанов, которого за две недели до убийства журналистки освободили из Бутырской тюрьмы, организовал преступную группу, в которую вошли Джабраил и Ибрагим Махмудовы. Их обвиняли в слежке за журналистской. По версии прокуратуры, Джабраил Махмудов привез на место преступления убийцу - своего брата Рустама.
Обозреватель "Новой газеты" Анна Политковская была застрелена в подъезде своего дома в Москве в октябре 2006 года. На скамье подсудимых по делу об убийстве журналистки в настоящее время находятся четыре человека – кроме Хаджикурданова это братья Джабраил и Ибрагим Махмудовы и сотрудник ФСБ Павел Рягузов. Исполнителем убийства следствие называет Рустама Махмудова, который находится в розыске.
Справка
Заявление правозащитного центра "Мемориал" об оправдании обвиняемых в убийстве Анны Политковской
Вчера коллегия присяжных вынесла оправдательный вердикт в отношении обвиняемых по делу об убийстве Анны Политковской.
Мы рассматриваем это решение как провал следствия и прокуратуры – как неспособность или даже нежелание стороны обвинения провести серьезную работу по сбору и представлению доказательств.
Некоторые судебные заседания проходили в закрытом режиме, поэтому нам трудно оценить весь объем представленных суду данных. Ясно лишь одно – позиция обвинения была столь слаба, что оказалась неубедительна.
Складывается впечатление, что следствие, а затем и суд сознательно ограничивали себя, не желая исследовать факты, которые могли привести к заказчикам убийства. Вопрос об исполнителе убийства также не получил на стадии предварительного следствия четкого ответа. В результате на скамье подсудимых оказались только обвиняемые в пособничестве совершению преступления при? слабой доказательной базе их вины.
Важные доказательства, собранные потерпевшей стороной, не были приняты к рассмотрению в суде, несмотря на многочисленные ходатайства, заявленные адвокатами семьи Анны Политковской.
Убийство Анны Политковской было, по сути, террористическим актом. Однако власти, как законодательная, так и исполнительная, не квалифицируют таким образом посягательства на жизнь общественных деятелей. Те же действия в отношении представителей государства, любого ранга, рассматриваются как террористические преступления. Очевидно, представители государства считают, что политические убийства общественных деятелей, которые все чаще происходят в последние годы, не представляют угрозы для нашей страны.
Мы требуем тщательного расследования, в результате которого заказчики и исполнители этого циничного убийства сядут на скамью подсудимых.
Дословно
Никола Дакворт
Мы призываем соответствующие российские органы этим не ограничиться, а продолжить следствие по факту убийства и привлечь к ответственности всех причастных к нему лиц, включая исполнителя и заказчиков. Тот факт, что судебное разбирательство завершилось, не снимает с властей обязанности установить личность убийцы и его заказчиков. Восстановив справедливость в деле об убийстве Анны Политковской, российские власти наглядно продемонстрируют политическую волю к тому, чтобы раз и навсегда отказаться от подавления правозащитников.
Грани.Ру, 20.02.2009
Статьи по теме
Где причина, а где следствие?
Скандал вокруг следствия по делу об убийстве Политковской разгорается. Чем вызваны перестановки в следственной бригаде - тем, что она провалила работу, или, наоборот, тем, что она подошла к раскрытию преступления? Читайте мнения Юлии Латыниной, Григория Шведова, Владимира Рыжкова и Людмилы Алексеевой.
Отрясли ее прах
Прах Политковской частью оказался съеден равнодушием, которое осмелилось не заметить ее смерти, осмелилось согласиться с ложью, что она была "не из нашей стаи", "с кем путалась - те и порвали". Частью же пошел на удобрение "Новой России", в которой принято считать, что то, о чем она писала, - это вчерашний день.