Адвокаты: ФСБ помогла убийце Политковской покинуть Россию
Рустам Махмудов, предполагаемый убийца обозревателя "Новой газеты" Анны Политковской, выехал за рубеж по заграничному паспорту, который был выдан ему Федеральной службой безопасности. Также в ФСБ ему было выдано водительское удостоверение, сообщает "Коммерсант". Об этом в ходе слушаний в Московском окружном военном суде заявили адвокаты подсудимых.
Гособвинители Юлия Сафина и Вера Пашковская во вторник представили суду два водительских удостоверения на имя Рустама Махмудова и Наиля Загидуллина, которые были выданы в 1993 и 2003 годах соответственно. По словам представителей прокуратуры, "эксперты пришли к выводу, что на фотографиях изображено одно и то же лицо".
По данным следствия, в 1997 году Махмудов принял активное участие в похищении в Москве некоего предпринимателя с целью вымогательства. В 1998 году почти все лица, принимавшие участие в этом преступлении, были арестованы и осуждены, кроме Махмудова, который стал скрываться под вымышленными именами.
Последний документ, которым, по версии следствия, пользовался Рустам Махмудов, был оформлен на имя уроженца Татарстана Наиля Загидуллина. Этот человек рассказал, что в 1994 году, уходя служить в армию, оставил свой паспорт в военкомате, а, вернувшись, так и не забрал его.
Следствие полагает, что Махмудов каким-то образом получил паспорт Загидуллина, а затем с его помощью получил водительское удостоверение и загранпаспорт, по которому уехал за границу.
Адвокаты подсудимых утверждают, что Махмудов являлся осведомителем ФСБ, которая и выдала ему так называемые документы прикрытия. Эту версию, косвенно подтверждают показания шеф-редактора "Новой газеты" Сергея Соколова. Ранее коллега Политковской показал в суде, что в 2005 или 2006 году Махмудов вместе с бывшим сотрудником ФСБ Павлом Рягузовым ездил в Ростов-на-Дону, где опознавал задержанных там наркоторговцев и контрабандистов.
Ранее адвокаты подсудимых заявляли, что Махмудов, находящийся в розыске и скрывающийся за границей, готов приехать в Россию для участия в процессе. Также сообщалось, что подозреваемый был готов сотрудничать с правоохранительными органами еще на этапе предварительного следствия, однако тогда ему не предоставили требуемых гарантий.
Политковская была убита 6 октября 2006 года в подъезде своего дома на Лесной улице в Москве. Следствие установило личности предполагаемых исполнителей убийства, однако имя заказчика преступления до сих пор остается неизвестным.
На скамье подсудимых по обвинению в убийстве журналистки оказались братья Джабраил и Ибрагим Махмудовы, а также Сергей Хаджикурбанов. Еще один фигурант дела, сотрудник ФСБ Павел Рягузов, подозревается в превышении служебных полномочий. Он, по версии следствия, он передал убийцам информацию о том, где живет журналистка.
Непосредственный исполнитель убийства, которым следствие считает Махмудова, скрывается от правосудия и объявлен в международный розыск. 24 ноября глава Следственного комитета при прокуратуре Александр Бастрыкин заявил, что правоохранительным органам "приблизительно известна" страна, где скрывается убийца журналистки, и что уже ведутся переговоры по его экстрадиции.
Дословно
Дмитрий Муратов
Убийцы Холодова на свободе, и убийцы Ани, и заказчик этого убийства тоже на свободе. Дело в суде, а убийцы и заказчики на свободе. Это несмотря на блестяще проведенное расследование, без иронии.
Мы не дадим себя обмануть. Пока убийца и заказчик на свободе, дело Ани не закончено. Дело Ани - это вообще не только дело о ее страшной смерти. Дело Ани - это 500 репортажей в "Новой газете", где она боролась с двумя омерзительными чертами сегодняшней власти - со склонностью к насилию и с алчностью.
Радио "Свобода", 07.10.2008
Статьи по теме
Отрясли ее прах
Прах Политковской частью оказался съеден равнодушием, которое осмелилось не заметить ее смерти, осмелилось согласиться с ложью, что она была "не из нашей стаи", "с кем путалась - те и порвали". Частью же пошел на удобрение "Новой России", в которой принято считать, что то, о чем она писала, - это вчерашний день.
Двенадцать независимых?
Власть приспосабливает суд присяжных к своей вертикали, но процесс дает сбои: примером тому "бунт" присяжных на суде по делу об убийстве Анны Политковской. Насколько эффективен суд присяжных в России сегодня? Говорят видные отечественные юристы: Генри Резник, Тамара Морщакова, Сергей Пашин, Юрий Шмидт и другие.
Где причина, а где следствие?
Скандал вокруг следствия по делу об убийстве Политковской разгорается. Чем вызваны перестановки в следственной бригаде - тем, что она провалила работу, или, наоборот, тем, что она подошла к раскрытию преступления? Читайте мнения Юлии Латыниной, Григория Шведова, Владимира Рыжкова и Людмилы Алексеевой.