Царское это дело
Такое происходит всякий раз, когда в стране случается очередная крупная гадость. Похитят ли Бабицкого, устроят ли погром на НТВ, посадят Гусинского, отключат ТВ-6, зачистят ТВС, украдут дом у "Нового времени" (эдак можно долго писать, остановимся) – сразу умнейшие люди страны, закаленные в ток-шоу эксперты и политологи выскакивают с вопросом: а знает ли президент? Или мягче: понимает ли, что эта акция направлена против него? Или еще нежней: а ну как нехорошие силовики вырвут руль у молодого и неопытного гаранта? А то и в слезы: а вдруг у Путина вообще нет власти в стране? Страшно даже помыслить.
Это вызывает тревогу и тоскливое желание подставить власти плечо. Собираются эксперты, съезжаются на своих длинных машинах промышленники и предприниматели, спешат пешком в прямой эфир экономисты. И у всех на лице озабоченность, на устах подсказки, на ушах лапша. Одерните своих силовиков! Дайте нам знак, что мы еще живы! Действуйте, Владимир Владимирович!
Президент действует. Он звонит генпрокурору, но там неправильно положили трубку не в тот карман. Он собирает у себя в Кремле уникальный журналистский коллектив и три часа впаривает им насчет личного отвращения к телефонному праву. А также вербует их прямо там, в библиотечном зале, не отходя от кассы. Он рассказывает бизнесменам триллер про диктатуру закона со счастливым концом. Он разъясняет отдельным заблудившимся в Кремле политикам основы конституционного права в родной стране. Он шутит, улыбается, хмурит лоб, молча смотрит в глаза многообещаюшим взглядом. И все расходятся чем-то обнадеженные. До новых встреч.
Теперь ему это надоело, как надоели все просители и радетели за его политическую невинность. На очередной встрече с правительством гарант решил наконец показать зубы. Было любо-дорого смотреть: Путин громко шуршал бумажкой, изредка оглядывая собравшихся внимательными злыми глазами, и раздавал всем сестрам по пинку. С промышленниками – никаких встреч и никакой торговли. С политиками – и так встречаемся, утомили уже. Опять заглянув в бумажку, он изрекал приказы типа "прекратить истерику!" и "Касьянов, ни слова про "ЮКОС"!. Это был его день в Кремле. Как и все предыдущие, и много еще последующих.
Вот я и говорю: может, хватит обманывать себя и рассказывать гражданскому обществу на ночь нестрашную сказку про доброго царя и злых бояр – представителей силовых ведомств. Пора бы уже понять, господа, что все свинцовые радости нашей жизни имеют точное имя, адрес, явку. Их можно указать, выдавая государственнную тайну: Кремль, до востребования, ВВП. У Путина имеется власть, кропотливо собранная за профуканные нами четыре года, какой давно уже в России никто не обладал. А в силу специфики прежней профессии он сам лично и занимается всеми этими активными мероприятиями: "обменом" Бабицкого, арестом Гусинского, международной охотой на олигархов, делом Платона Лебедева, судьбой Ходорковского. Пока цены на нефть высоки, он может почти и не отвлекаться на другие, нелюбимые дела. Он и не отвлекается.
Истинные причины ареста главы "ЮКОСа" до сих пор неизвестны, как бы мы сегодня ни изощрялись в эксклюзивных версиях. То ли акция устрашения бизнеса, дабы про политику и думать забыли, то ли, что бы нам ни пел на сей счет президент, все-таки передел собственности в пользу родной конторы, то ли попытка проверить Запад на вшивость в условиях, когда американцам и европейцам явно не до нас, то ли персональная ненависть Путина к Ходорковскому по причинам, о которых мы можем лишь гадать. О чем гадать не надо, так это о том, что процессом уничтожения на Родине демократических свобод, включая неслабые завоевания ельцинского нэпа, управляет Путин. Сам просчитывает плюсы и минусы, отдает распоряжения, следит за их выполнением. Ибо весь силовой блок подчинен ему лично и, как известно, давно уже изнемогает от преданности. Так что именно президент РФ несет прямую ответственность и за обвал рынка, и за бегство капиталов, и за инвестиции, которых мы теперь днем с огнем не сыщем. И он знает что делает: ненависть нищего народа к богатеям по-прежнему сильна, так что накануне выборов очередная зачистка бизнес-элиты обязательно будет воспринята с полезным электоральным злорадством. А считать на много ходов вперед наш царь не умеет. В разведке политике не учат.
...Чем дальше в лес, тем ясней становится, какую чудовищную, немыслимую, непростительную ошибку совершил летом 1999 года Борис Ельцин, разглядев в своем председателе ФСБ будушего президента России. Единственное, что его извиняет: Борис Николаевич был тогда серьезно болен. Мы живем внутри его болезни, и она развивается, захватывая все новые участки в организме несчастной страны. В марте предстоит операция, однако врачи в один голос предрекают очередной летальный исход. Хотя есть отдельные специалисты, надеющиеся, что Путина не изберут.
Статьи по теме
Царское это дело
Из-за известных особенностей воспитания, образования и карьеры президент России не склонен к откровенности. До последнего времени он предпочитал не заявлять публично свою позицию в спорных политических ситуациях. Однако спустя пару дней после ареста Михаила Ходорковского г-н Путин изменил привычной манере и выступил с открытым забралом. Проще говоря, показал зубы.