Продление ареста Карпюку и Клыху оставлено в силе
Верховный суд Чечни оставил в силе продление подсудимым по делу УНА-УНСО Николаю Карпюку и Станиславу Клыху срока содержания в СИЗО до 27 мая. Такую информацию сообщает из здания суда корреспондент "Граней". Апелляция адвокатов политзеков на решение, вынесенное 20 февраля судьей этого же суда Вахитом Исмаиловым, который ведет процесс Карпюка - Клыха, была отклонена.
На заседании присутствовали оба обвиняемых. Кроме них в зал допустили только консула Украины, а также Валентина Карпюка, одного из двух прибывших в Грозный братьев политзека, и Тамару Клых, мать второго подсудимого. Ни журналистам, ни правозащитникам на слушания попасть не удалось, поскольку зал оказался забит некими молодыми людьми, которые представились студентами и представителями общественных организаций, пояснив, что присутствовать на разбирательстве их пригласил судья.
Карпюк выглядел спокойным. Он сообщил, что не имеет претензий к условиям содержания в СИЗО и отношению конвоя.
В своей речи политзек заявил: "Следствию, как и обвинению, прекрасно известно, что я не принимал участие в войне на территории Чеченской Республики. Я задержан и в неволе только из-за того, что я украинец. Всю свою сознательную жизнь я стремился что-то сделать для укрепления украинской государственности. Видимо, в Москве считают, что это очень большое преступление".
Адвокат Карпюка Докка Ицлаев, выступая на заседании, подтвердил, что судья Исмаилов не представил доказательств причастности подсудимых ко вмененным им преступлениям.
Между тем Клых обнаруживал признаки психического расстройства. Увидев мать, он повис в клетке и начал кричать: "Я никогда не был в Чечне! Отпустите меня!" Тамаре Клых дважды за время заседания вызывали скорую помощь. Самого политзека в итоге вывели из зала.
Как писал в Фейсбуке журналист Радио Свобода Антон Наумлюк, перед началом заседания с улицы у суда было слышно, как в здании кто-то, предположительно Клых, кричит. "Очень негромко, матом и нечленораздельно", - заметил журналист.
Ранее адвокат Клыха Марина Дубровина заявляла, что после ареста в результате пыток и издевательств у ее доверителя начались нервные срывы. Тем не менее психэкспертиза, проведенная в январе, признала политзека здоровым. При этом на днях стало известно, что Клыха в СИЗО заставляют пить некие лекарства и соглашаться на уколы. О каких препаратах идет речь, адвокату не известно. Карпюку никаких таблеток не дают и уколы не делают.
Родственники подсудимых прибыли в Грозный, чтобы выступить с показаниями как свидетели защиты. Однако 14 марта внезапно стало известно, что назначенное на этот день заседание отложено, якобы из-за болезни Исмаилова. Таким образом, отмечали правозащитники, судья решил сорвать выступление родственников Карпюка и Клыха перед присяжными.
Съемка Ольги Решетиловой и Ивана Любыша-Кирдея:
Предполагалось, что судье Исмаилову назначен месячный курс лечения. Однако в четверг стало известно, что ближайшее заседание процесса назначено уже на 24 марта. Адвокаты просили отложить слушания до 5 апреля, поясняя, что родственники подсудимых не смогут раньше этого срока приехать в Грозный повторно, однако этот аргумент был проигнорирован.
Адвокат Ицлаев заметил "Граням", что, по его предположению, Исмаилов намеревается уже в начале апреля вынести приговор. Осталось три стадии судебного разбирательства, пояснил юрист, - это допросы свидетелей защиты, прения сторон и выступления подсудимых с последним словом. Затем присяжные должны будут вынести вердикт. Далее стороны обсудят последствия вердикта, после чего Исмаилов огласит приговор.
Члену руководства УНА-УНСО Карпюку вменяется часть 1 статьи 209 УК РФ (организация банды), а киевскому преподавателю и журналисту Клыху - часть 2 этой же статьи (участие в банде). Кроме того, обоим инкриминированы пункты "в", "з", "н" статьи 102 УК РСФСР (умышленное убийство двух или более лиц в связи с выполнением ими служебного долга, совершенное по предварительному сговору группой лиц; санкция до смертной казни) и часть 2 статьи 15 - пункты "в", "з", "н" статьи 102 УК РСФСР (покушение на это же преступление).
По утверждению обвинения, в декабре 1994 - январе 1995 года Карпюк, Клых и другие участники "банд" вели бои с российскими военными в Грозном на территории президентского дворца, а также на площади Минутка и железнодорожном вокзале. Карпюк, как заявляется, возглавлял "банду" под названием "Викинг", а Клых был ее членом. В ходе этих боев, по уверениям прокуратуры, они "лишили жизни не менее 30 военнослужащих и не менее 13 военнослужащим причинили ранения различной степени тяжести". Обоим подсудимым вменяется участие и во второй чеченской войне.
Слушания по существу начались 26 октября 2015 года. Уже на третьем заседании, 28 октября, Исмаилов удалил Карпюка из зала на все время судебного следствия, до начала прений сторон. 8 февраля 2016-го судья вынес такое же решение в отношении Клыха. Таким образом, теперь процесс идет в отсутствие подсудимых.
Правозащитный центр "Мемориал" в проведенном анализе обвинительного заключения ясно продемонстрировал несостоятельность доводов обвинения.
Статьи по теме
Неуд за сочинение
Верховный суд Чечни отложил слушания по делу украинцев Николая Карпюка и Станислава Клыха. Судья заболел в тот самый день, когда в Грозный приехали правозащитники, 72-летняя мать Клыха и братья Карпюка. Украинцам вменяют в вину убийства российских солдат во время первой чеченской войны. Глава ПЦ "Мемориал" Александр Черкасов убедительно показал в суде, что обвинение сочинялось в полном противоречии с фактами и с использованием Википедии.