Директора украинской библиотеки держат в пыточных условиях
Директора Библиотеки украинской литературы Наталью Шарину почти двое суток держали в отделе МВД Таганского района Москвы в пыточных условиях. Об этом сообщил ее защитник Евгений Смирнов. Шарину обвиняют по "антиэкстремистской" 282-й статье за украинские книги, изъятые в библиотеке по доносу.
"Моей подзащитной с 8 часов 20 минут 28.10.2015 не было предоставлено питания, воды, санитарных условий, а также возможности для сна. С 3 часов 00 минут 29.10.2015 по настоящее время Шарина находится в помещениях ОМВД России по Таганскому району города Москвы. Предыдущие допросы проводились в ночное время без возможности отдыха", - говорится в записи Смирнова в протоколе очной ставки Шариной с бывшим сотрудником библиотеки Сергеем Сокуровым, составленном в 18:30 четверга.
Следственные действия проводились без участия адвоката по соглашению, подчеркивает Смирнов. Интересы Шариной представлял назначенный адвокат.
У Шариной было два гипертонических криза, давление поднималось до 250 на 110. Следователь, несмотря на требование врачей, отказался отпустить ее в больницу и продолжил допрос. "За все время ей ни разу не дали воды и еды, не поместили в ИВС. Ночь она провела в ОВД Таганское на деревянной скамейке, в окружении бездомных и проституток", - написал Смирнов.
Только спустя 35 часов после задержания, после проведения очной ставки, Шарину отвезли в изолятор временного содержания на Петровке, отметил адвокат. Там она наконец сможет умыться и поспать.
На очной ставке Сокуров, работавший с 2007 со 2010 год в должности главного библиотекаря, заявил, что Шарина проводила творческие вечера "авторов, отличающихся русофобией". В числе гостей библиотеки были националисты Дмитро Павлычко и Роман Ляшко, отметил Сокуров. По его словам, в открытом доступе было "около 200 книг русофобского содержания". На служебные записки Сокурова директор библиотеки, по его словам, не реагировала.
Шарина на вопросы следователя отвечать отказалась. Смирнов отметил в протоколе, что Сокуров, заявивший об отсутствии неприязни к Шариной, при этом считает ее "врагом России, некомпетентной и жадной".
Протокол очной ставки Натальи Шариной с Сергеем Сокуровым:
В среду Шарина была задержана после обыска в библиотеке. Обыск прошел и в ее квартире. Помимо оргтехники и электронных носителей у нее изъяли книги, в том числе о Голодоморе, несколько экземпляров газет 2011 года, а также грамоты от президентов Украины Виктора Ющенко и Виктора Януковича и премьера Николая Азарова.Шарина подозревается в возбуждении ненависти либо вражды с использованием служебного положения, сообщил начальник пресс-службы СКР Владимир Маркин. По пункту "б" части 2 статьи 282 УК задержанной грозит до пяти лет колонии.
Как утверждает Маркин, в 2011-2015 годах Шарина распространяла среди читателей книги лидера украинского движения "Братство", в прошлом одного из руководителей УНА-УНСО Дмитрия Корчинского, запрещенные в России как экстремистские. При обыске же в библиотеке была изъята некая "печатная продукция, содержащая призывы к антироссийской и антирусской пропаганде". СКР будет ходатайствовать об отправке Шариной в СИЗО, заключил чиновник.
Как можно предположить, 2011 год Маркин упомянул с целью исключить связь дела Шариной с делом, по которому в библиотеке проводились обыски и изъятия книг в декабре 2010 - январе 2011 годов. Во время последнего из этих обысков, 14 января 2011 года, Шарина была избита милиционером. Однако позже в том же году следствие по делу приостановили.
Между тем один из следователей, явившихся в библиотеку в среду, заявлял, что новый обыск проводится именно по прежнему делу - СКР интересуют "дополнительные материалы".
Муниципальный депутат столичного района Якиманка Дмитрий Захаров заявил, что обыск проводился по его доносу. "Я как депутат, который посвящает теме Украины, хохлов, ДНР и ЛНР много времени, получил сигнал о наличии бандеровской литературы в библиотеке, - написал он. - Обратился в органы правопорядка. Выяснилось, что не только я". Доносчик лично присутствовал при обыске в библиотеке и поместил на своей странице фото изъятых книг и журналов.
В четверг заведующая отделом комплектования Татьяна Мунтян заявила, что во время обыска в библиотеку подбросили изъятые ранее книги, сообщает УНИАН. "Нам вчера подбросили книги, которые были изъяты во время первого обыска, еще в декабре 2010 года, которые в библиотеку не возвращали", - сказала Мунтян. Она предоставила соответствующий документ. Среди этих изданий - книга Корчинского "Війна у натовпі" ("Война в толпе"), которую в 2013 году суд в России признал экстремистской литературой.
МИД Украины вечером в среду выразил решительный протест в связи с обыском в Библиотеке украинской литературы. Ведомство напомнило об обысках 2010-2011 годов, заметив, что нынешний визит силовиков в библиотеку - "уже не первая попытка Кремля наклеить ярлыки "русофобии" и "экстремизма" на все украинское". "Эти грубые и немотивированные действия российской власти в очередной раз подтверждают агрессивную политику РФ по отношению к Украине", - подчеркнули дипломаты.
С обращением в защиту Библиотеки украинской литературы выступил Русский ПЕН-Центр.
Евгений Смирнов, адвокат
Вчера во второй половине дня я и мой коллега по адвокатской "Команде-29" Иван Павлов подключились к делу Натальи Шариной, которую задержали по обвинению в распространении экстремистской литературы с использованием служебного положения (по части 2 п. "б" статьи 282 УК). Об этом мы до сих пор знаем только со слов следователя Бугрова, поскольку ни постановления о возбуждении дела, ни постановления о задержании, ни протоколов допросов, ни других материалов дела нам не предъявили. Следователь Бугров - один из шести следователей Следственного отдела по Таганскому району СК, занятых делом о библиотеке, - вчера проводил очную ставку Шариной с бывшим сотрудником библиотеки Сокуровым. Он и объяснил нам, что документы по делу рассредоточены между следователями, занятыми этим сложным и ответственным делом. Кто возглавляет следствие, тоже на данный момент неизвестно.Сокуров был уволен из библиотеки еще в 2010 году, он имеет на Шарину какой-то зуб и все эти годы добивался неприятностей для библиотеки и ее сотрудников. По всей видимости, дело было возбуждено на основании его заявления, хотя и в этом уверенности нет. Муниципальный депутат Захаров, который утверждает, что имеет отношение к обыску в библиотеке, возможно, действует вместе с Сокуровым.
Наталья Шарина к моменту очной ставки не спала уже тридцать часов. Но держится она очень мужественно, хотя со здоровьем после такого стресса у нее плохо, поднялось давление. Как я уже рассказывал, за все время ей ни разу не дали воды и еды, не поместили в ИВС. Ночь она провела в ОВД "Таганское" на деревянной скамейке, в окружении бездомных и проституток.
От дачи показаний на очной ставке Шарина отказалась. Она не признает себя виновной ни в чем. Сложно выработать более определенную позицию, не имея ни малейшего представления о деле - ей не показали ни протоколов обыска, ни протокола задержания. Мы даже не знаем, когда истекают 48 часов задержания. Нас на сегодняшнее утро пригласили в Cледственный комитет для ознакомления с документами, но пока что следователи не проявлялись. Во второй половине дня должен состояться суд по мере пресечения, но следователи пока не подали документы в Таганский суд. До суда Шарина содержится в ИВС на Петровке.
На данном этапе я могу оценить это дело в двух словах: полный бред. Для следователей было бы разумно закрыть его в ближайшее время. Это для них единственный выход из сложившейся ситуации.
Грани.Ру, 30.10.2015
Михаил Федотов, глава президентского совета по правам человека
СПЧ следит за делом директора Библиотеки украинской литературы. Мы ожидаем в ближайшее время также арестов поваров в ресторанах с украинской кухней.
Александр Верховский, директор информационно-аналитического центра "Сова"
Крупнейшие национальные библиотеки обязаны хранить все издания, вышедшие на территории России. Региональные библиотеки обязаны хранить документы, изданные на территории региона. Спецхран 25 лет назад отменили - туда книгу уже не сдать. Таким образом, если какое-то издание признано экстремистским, директора всех библиотек потенциально находятся под угрозой. Так что кандидатов на наказание у нас много.В последнее время у библиотекарей сложилась общая практика работы с "экстремистской" литературой. Лет пять-семь назад на них непрерывно "наезжали", а они не знали, что делать. Потом такие большие библиотеки, как, например, Ленинка, сформировали процедуру: библиотека создает и поддерживает список того, что у нее в фондах есть из федерального списка экстремистских материалов. Библиотека не держит этих книг на полках для общего доступа, но книги, конечно, читателям выдаются - потому что их нельзя не выдавать. Но при этом получатель не может вынести книгу из библиотеки, сделать ксерокопию, а также дает расписку, что ознакомлен с тем, что книга запрещена для распространения.
Месяц назад, на последнем круглом столе в Исторической библиотеке прокуратура ужесточила свою позицию (по крайней мере в устной форме) и теперь считает, что "нет, нельзя выдавать". Однако библиотека по закону не может не выдавать, и что с этим делать, прокуратура объяснить не в состоянии. Это тупик.
Между тем из "антиэкстремистского" закона нельзя понять, что считается "массовым распространением". Обычно книги такого рода широким спросом не пользуются, но в принципе читать их в библиотеке могут многие. Это еще одна коллизия.
В любом случае речь тут может идти об административном, а не уголовном правонарушении. Уголовное дело, конечно, можно попытаться "пришить", но Верховный суд в свое время по этому поводу высказался: чтобы дело стало уголовным, нужно доказать умысел библиотеки на возбуждение ненависти и розни.
Грани.Ру, 29.20.2015
Справка
Обращение Русского ПЕН-центра
ОСТАНОВИТЬ ПОГРОМ УКРАИНСКОЙ БИБЛИОТЕКИ
Мы, члены российского ПЕН-Центра выражаем свое возмущение разгромом Библиотеки украинской литературы, организованным российскими силовыми органами под предлогом «борьбы с русофобией и разжиганием межнациональной розни». В библиотеке проведены обыски и изъятия, директор библиотеки Наталья Шарина задержана, и по заявлениям СКР, ей готовятся предъявить обвинение по одной из тяжелых «политических» статей уголовного кодекса.
Мы напоминаем, что Библиотека украинской литературы учреждена Правительством Москвы «в целях создания условий для развития национальных культур в Москве и организации свободного доступа к информации и литературе на украинском языке» и является преемницей Центральной украинской библиотеки, существовавшей в столице почти целый век - с 1918 года.
В фондах и коллекциях Библиотеки украинской литературы хранятся сегодня более 50 тысяч печатных книжных и периодических изданий на украинском, русском и других языках, в том числе коллекция редких книг и рукописей, печатные издания писателей - российских украинцев, научные материалы по российской украинике и истории украинской книги, аудиовизуальные материалы.
В нынешних политических обстоятельствах Библиотека украинской литературы остается одним из последних свидетельств исторического единства и духовной близости двух великих народов, двух великих языков, двух великих литературных традиций. Уничтожение ее станет еще одним преступлением бездумных и бессовестных политиканов, готовых в угоду агрессивной милитаристской конъюнктуре сеять вражду и ненависть между гражданами России и Украины, вне зависимости от их национальной принадлежности.
Мы требуем прекратить преследования сотрудников библиотеки по абсурдным обвинениям. Даже если в фондах имеются издания, которые российские власти почему-либо считают «вредными» или «нежелательными», - это не может служить основанием для уголовного преследования руководителей учреждения культуры или для создания препятствий к его нормальной работе. Такого рода претензии могут быть предъявлены, изучены и урегулированы административным путем.
Мы считаем, что преследования сотрудников библиотеки в столь грубой форме являются формой репрессий по политическим мотивам, и убеждены, что эти репрессии должны быть немедленно остановлены.
Михаил Айзенберг, Алла Шевелкина, Михаил Эпштейн, Григорий Чхартишвили, Глеб Шульпяков, Сергей Пархоменко, Варвара Горностаева, Алексей Моторов, Дмитрий Бавильский, Мария Голованивская, Алла Боссарт, Сергей Кузнецов, Алиса Ганиева, Игорь Иртеньев, Юлий Гуголев, Марина Вишневецкая, Григорий Пасько, Лев Рубинштейн, Николай Подосокорский, Ирина Ясина, Александр Архангельский, Татьяна Бонч-Осмоловская, Андрей Пионтковский, Алина Витухновская, Майя Кучерская, Денис Драгунский, Виктор Шендерович, Ирина Сурат, Татьяна Щербина