Как пришли в библиотеку
Директору московской Библиотеки украинской литературы вменяется экстремизм
Директор московской Библиотеки украинской литературы 58-летняя Наталья Шарина, задержанная накануне после обыска в библиотеке, подозревается в возбуждении ненависти либо вражды, совершенном с использованием своего служебного положения. Об этом сообщил начальник пресс-службы СКР Владимир Маркин. По пункту "б" части 2 статьи 282 УК задержанной грозит до пяти лет колонии.
Как утверждает Маркин, в 2011-2015 годах Шарина распространяла среди читателей книги лидера украинского движения "Братство", в прошлом одного из руководителей УНА-УНСО Дмитрия Корчинского, запрещенные в России как экстремистские. При обыске же в библиотеке была изъята некая "печатная продукция, содержащая призывы к антироссийской и антирусской пропаганде".
СКР будет ходатайствовать об отправке Шариной в СИЗО, заключил чиновник.
В марте 2014 года, после победы украинской Революции достоинства, СКР возбудил против Корчинского дело о призывах к войне и терроризму. Кроме того, он является фигурантом дела УНА-УНСО, которое сейчас рассматривается в Верховном суде Чечни.
Между тем в федеральный список экстремистских материалов на сайте Минюста включена лишь одна книга Корчинского - "Війна в натовпі" ("Война в толпе", 1999), - и решение о ее запрете Мещанский райсуд Москвы вынес только в марте 2013 года. Таким образом, распространение этого издания в 2011 - начале 2013 года в любом случае преследоваться не может.
Как можно предположить, 2011 год Маркин упомянул с целью исключить связь дела Шариной с делом, по которому в библиотеке проводились обыски и изъятия книг в декабре 2010 - январе 2011 годов. Во время последнего из этих обысков, 14 января 2011 года, Шарина была избита милиционером. Позже, однако, в том же году следствие по делу приостановили.
Между тем один из следователей, явившихся в библиотеку в среду, заявлял, что новый обыск проводится именно по прежнему делу - СКР интересуют "дополнительные материалы".
В ходе обыска в среду в библиотеки были изъяты документы, электронные носители информации, а также некоторая литература. Как передавал РЕН ТВ, причиной обыска стала информация о том, что в библиотеке хранятся экземпляры газеты "Час Руху" - органа Народного руха Украины. Телеканал заявлял со ссылкой на "данные специалистов", что в этой газете "искажаются исторические факты". "В частности, общая направленность материалов издания может носить русофобский характер", - говорилось в сообщении.
Сами сотрудники библиотеки заявляли, что полицейские, явившиеся вместе со следователями, подбрасывают некую литературу, которая в фондах отсутствует. Отмечалось, что так же силовики действовали при обыске в 2010 году.
При этом запрещенной литературы визитеры не нашли. Изымались книги о Степане Бандере, ОУН и УПА, хотя в списке экстремистских материалов ни одна из этих книг не значится. Также следователи изъяли детский журнал "Барвінок", заявив, что в нем изображен флаг "Правого сектора".
Как сообщил на своей странице во "Вконтакте" муниципальный депутат столичного района Якиманка Дмитрий Захаров, обыск проводился по его доносу. "Я как депутат, который посвящает теме Украины, хохлов, ДНР и ЛНР много времени, получил сигнал о наличии бандеровской литературы в библиотеке, - написал он. - Обратился в органы правопорядка. Выяснилось, что не только я". Доносчик лично присутствовал при обыске в библиотеке и поместил на своей странице фото изъятых книг и журналов.
В другом своем посте Захаров заявил: "Обращаюсь ко всякой бендеровской сволочи: сворачивайте свою деятельность в РФ. Свобода лучше несвободы. Особенно касается организации "Украинцы Москвы".
В среду утром обыск прошел и в квартире Шариной. Помимо оргтехники и электронных носителей у нее изъяли книги, в том числе о Голодоморе, несколько экземпляров газет 2011 года, а также грамоты от президентов Украины Виктора Ющенко и Виктора Януковича и премьера Николая Азарова.
Библиотека является государственным учреждением культуры города Москвы. Шарина была назначена ее директором в 2007 году. По словам предыдущего директора Юрия Кононенко, она начала там работать, не зная ни украинского языка, ни украинской культуры. Задача Шариной была "именно в том, чтобы очистить библиотеку от украинского национализма", утверждает Кононенко. В 2010 году Шарина запретила проводить в библиотеке заседания киноклуба, организованного публицистом Алексеем Лапшиным, сообщает политолог Всеволод Чернозуб.
Также утром в среду обыск прошел в квартире Валерия Семененко - сопредседателя Объединения украинцев России, ликвидированного в 2012 году Верховным судом по представлению Минюста. Силовики изъяли компьютеры и документы, а самого Семененко отвезли в Таганскую межрайонную прокуратуру, где с ним была проведена многочасовая "беседа". Как обыск, так и общение в прокуратуре проходили в отсутствие адвоката. По окончании "беседы" общественника отпустили.
Между тем "Интерфакс-Украина" сообщил в четверг со ссылкой на некий источник в российских правоохранительных структурах, что "беседа" представляла собой допрос по делу Шариной. Сам Семененко, как утверждалось, проходит по этому делу свидетелем. Агентство, однако, отметило, что официальным подтверждением этой информации не располагает.
МИД Украины вечером в среду выразил решительный протест в связи с обыском в Библиотеке украинской литературы. Ведомство напомнило об обысках 2010-2011 годов, заметив, что нынешний визит силовиков в библиотеку - "уже не первая попытка Кремля наклеить ярлыки "русофобии" и "экстремизма" на все украинское". "Эти грубые и немотивированные действия российской власти в очередной раз подтверждают агрессивную политику РФ по отношению к Украине", - подчеркнули дипломаты.
С обращением в защиту Библиотеки украинской литературы выступил Русский ПЕН-Центр.
Александр Верховский, директор информационно-аналитического центра "Сова"
Крупнейшие национальные библиотеки обязаны хранить все издания, вышедшие на территории России. Региональные библиотеки обязаны хранить документы, изданные на территории региона. Спецхран 25 лет назад отменили - туда книгу уже не сдать. Таким образом, если какое-то издание признано экстремистским, директора всех библиотек потенциально находятся под угрозой. Так что кандидатов на наказание у нас много.В последнее время у библиотекарей сложилась общая практика работы с "экстремистской" литературой. Лет пять-семь назад на них непрерывно "наезжали", а они не знали, что делать. Потом такие большие библиотеки, как, например, Ленинка, сформировали процедуру: библиотека создает и поддерживает список того, что у нее в фондах есть из федерального списка экстремистских материалов. Библиотека не держит этих книг на полках для общего доступа, но книги, конечно, читателям выдаются - потому что их нельзя не выдавать. Но при этом получатель не может вынести книгу из библиотеки, сделать ксерокопию, а также дает расписку, что ознакомлен с тем, что книга запрещена для распространения.
Месяц назад, на последнем круглом столе в Исторической библиотеке прокуратура ужесточила свою позицию (по крайней мере в устной форме) и теперь считает, что "нет, нельзя выдавать". Однако библиотека по закону не может не выдавать, и что с этим делать, прокуратура объяснить не в состоянии. Это тупик.
Между тем из "антиэкстремистского" закона нельзя понять, что считается "массовым распространением". Обычно книги такого рода широким спросом не пользуются, но в принципе читать их в библиотеке могут многие. Это еще одна коллизия.
В любом случае речь тут может идти об административном, а не уголовном правонарушении. Уголовное дело, конечно, можно попытаться "пришить", но Верховный суд в свое время по этому поводу высказался: чтобы дело стало уголовным, нужно доказать умысел библиотеки на возбуждение ненависти и розни.
Грани.Ру, 29.20.2015
Михаил Федотов, глава президентского совета по правам человека
СПЧ следит за делом директора Библиотеки украинской литературы. Мы ожидаем в ближайшее время также арестов поваров в ресторанах с украинской кухней.
Справка
Обращение Русского ПЕН-центра
ОСТАНОВИТЬ ПОГРОМ УКРАИНСКОЙ БИБЛИОТЕКИ
Мы, члены российского ПЕН-Центра выражаем свое возмущение разгромом Библиотеки украинской литературы, организованным российскими силовыми органами под предлогом «борьбы с русофобией и разжиганием межнациональной розни». В библиотеке проведены обыски и изъятия, директор библиотеки Наталья Шарина задержана, и по заявлениям СКР, ей готовятся предъявить обвинение по одной из тяжелых «политических» статей уголовного кодекса.
Мы напоминаем, что Библиотека украинской литературы учреждена Правительством Москвы «в целях создания условий для развития национальных культур в Москве и организации свободного доступа к информации и литературе на украинском языке» и является преемницей Центральной украинской библиотеки, существовавшей в столице почти целый век - с 1918 года.
В фондах и коллекциях Библиотеки украинской литературы хранятся сегодня более 50 тысяч печатных книжных и периодических изданий на украинском, русском и других языках, в том числе коллекция редких книг и рукописей, печатные издания писателей - российских украинцев, научные материалы по российской украинике и истории украинской книги, аудиовизуальные материалы.
В нынешних политических обстоятельствах Библиотека украинской литературы остается одним из последних свидетельств исторического единства и духовной близости двух великих народов, двух великих языков, двух великих литературных традиций. Уничтожение ее станет еще одним преступлением бездумных и бессовестных политиканов, готовых в угоду агрессивной милитаристской конъюнктуре сеять вражду и ненависть между гражданами России и Украины, вне зависимости от их национальной принадлежности.
Мы требуем прекратить преследования сотрудников библиотеки по абсурдным обвинениям. Даже если в фондах имеются издания, которые российские власти почему-либо считают «вредными» или «нежелательными», - это не может служить основанием для уголовного преследования руководителей учреждения культуры или для создания препятствий к его нормальной работе. Такого рода претензии могут быть предъявлены, изучены и урегулированы административным путем.
Мы считаем, что преследования сотрудников библиотеки в столь грубой форме являются формой репрессий по политическим мотивам, и убеждены, что эти репрессии должны быть немедленно остановлены.
Михаил Айзенберг, Алла Шевелкина, Михаил Эпштейн, Григорий Чхартишвили, Глеб Шульпяков, Сергей Пархоменко, Варвара Горностаева, Алексей Моторов, Дмитрий Бавильский, Мария Голованивская, Алла Боссарт, Сергей Кузнецов, Алиса Ганиева, Игорь Иртеньев, Юлий Гуголев, Марина Вишневецкая, Григорий Пасько, Лев Рубинштейн, Николай Подосокорский, Ирина Ясина, Александр Архангельский, Татьяна Бонч-Осмоловская, Андрей Пионтковский, Алина Витухновская, Майя Кучерская, Денис Драгунский, Виктор Шендерович, Ирина Сурат, Татьяна Щербина