Депутаты предлагают усилить контроль за адвокатами

Госдума. Фото Граней.Ру
Группа депутатов Госдумы из разных фракций предлагает усилить контроль за адвокатурой со стороны исполнительной власти. Как пишут во вторник "Ведомости", они считают, что правила экзаменов и этический кодекс для защитников должны утверждать органы юстиции, а не само адвокатское сообщество. Для адвокатов вводится прямой запрет на ведение бизнеса.
Основной причиной желания поправить закон об адвокатской деятельности и адвокатуре стали жалобы граждан на невысокую квалификацию и низкий моральный уровень отдельных адвокатов, говорит один из авторов — зампред комитета по законодательству Валерий Гребенников ("Единая Россия"). По его словам, адвокатура является не просто частью гражданского общества, а своего рода государственно-гражданским институтом, который создан не только для защиты прав граждан, но и для предоставления квалифицированной юридической помощи. Поэтому "мы должны следить за тем, как адвокатура выполняет свои функции, более строго оценивать поступки адвокатов и повысить уровень не только квалификационных, но и общечеловеческих требований" к защитникам.
Во внесенном проекте поправок депутаты предлагают прямо запретить адвокатам заниматься предпринимательской деятельностью. Сейчас, как говорится в пояснительной записке, формулировки закона "позволяют адвокату заниматься фактически любым видом деятельности". Однако управляющий партнер адвокатского бюро "Вегас-Лекс" Альберт Еганян возражает, что и действующий закон, не разрешая адвокатам "вступать в трудовые отношения в качестве работника", запрещает им напрямую заниматься бизнесом и работать в исполнительных органах компаний. Если же под видом запрета предпринимательской деятельности юристам запретят и членство в советах директоров, то это будет удар не по адвокатскому сообществу, а по российскому бизнесу, говорит Еганян.
Депутаты также пытаются ввести запрет на адвокатскую практику для людей не только с действующей, но и с погашенной судимостью. По словам адвоката по уголовным делам Андрея Андрусенко, хотя таких адвокатов немного, "мы прекрасно знаем, как действует наше правосудие, и, к сожалению, никто не застрахован от судимости в результате ДТП или превышения пределов необходимой обороны, так что депутатам логичнее было бы начать с себя и запретить присутствие в своих рядах граждан со снятой судимостью".
Чтобы усилить контроль за моральным и профессиональным уровнем адвокатов, депутаты предлагают утверждать этический кодекс и положение о квалификационных экзаменах на статус не адвокатскими объединениями, а органами юстиции. "Кодекс профессиональной этики адвоката принимается органами самоуправления адвокатского сообщества как раз потому, что адвокатура — институт гражданского общества, — напоминает член Общественной палаты, председатель президиума Московской городской коллегии адвокатов Генри Резник. — Если адвокат нарушил закон, то он и отвечает по закону, а нарушение этических норм профессии регулируется адвокатским сообществом, поскольку в этом и состоит признание независимости адвокатуры". По словам Резника, поправки отражают желание "некоторых вертикальщиков" подмять под себя и этот независимый институт.
По информации одного из авторов инициативы — депутата Сергея Решульского (КПРФ), поправки в закон об адвокатуре вполне могут быть поддержаны по крайней мере ко второму чтению правительством. В Минюсте и Росрегистрации от комментариев отказались.


Дословно
Александр Раппопорт
По существующей мировой практике, адвокаты, представляя интересы своих доверителей, могут, например, входить в состав совета директоров крупнейших международных компаний и, конечно, получают вознаграждение за эту деятельность. Что ни в коей мере не противоречит ни адвокатской этике, ни другим нормам адвокатуры.
"Ведомости", 23.05.2006