новость Переговоры с Катаром по выдаче россиян заходят в тупик

31.03.2004

Во вторник в Москве российские и катарские дипломаты в очередной раз обсудили судьбу двоих российских граждан, арестованных в Катаре по обвинению в убийстве лидера чеченских сепаратистов Зелимхана Яндарбиева. По сведениям "Коммерсанта", встреча не принесла никаких результатов. Российским дипломатам не удалось опровергнуть улики, собранные катарским следствием против наших сограждан.

Переговоры об освобождении двоих сотрудников российских спецслужб непрерывно ведутся с 19 февраля, то есть с того дня, когда их арестовали. К процессу в разное время подключались российские и иностранные юристы и дипломаты всех уровней, однако повлиять на катарскую сторону никому из них так и не удалось.

Впрочем, неделю назад был освобожден один из подозреваемых – первый секретарь российского посольства в Катаре Александр Фетисов. Однако Фетисов пользовался дипломатическими привилегиями. Кроме того, его выпустили из Катара только после того, как президент России Владимир Путин лично пообещал эмиру Катара шейху Хамаду бен Халифе Ат-Тани освободить двух задержанных в России катарских спортсменов. Но главная причина, по которой господин Фетисов получил свободу, заключалась в том, что дипломат, по мнению катарского следствия, не был непосредственно причастен к убийству Зелимхана Яндарбиева.

Судьба российских агентов, судя по данным, поступающим от участников следственного процесса в Катаре, остается незавидной, отмечает "Коммерсант". Власти эмирата, как утверждают собеседники газеты, заинтересованы в сохранении хороших отношений с Россией и в принципе готовы были бы пойти на уступки. Однако из-за того, что доказательства причастности россиян к теракту оказались очень убедительными, решить проблему не получается. В первую очередь следствие опирается на показания двух свидетелей.

Утром 13 февраля в доме Яндарбиева в Катаре, как обычно по пятницам, состоялся традиционный мусульманский благотворительный завтрак, на котором подавался жижиг-галмыш – чеченское мясное блюдо наподобие пельменей. В доме собрались представители чеченской диаспоры, а также все желающие из местных. По установленной программе после совместной трапезы гости и хозяева отправлялись на молитву в расположенную рядом мечеть.

Одним из гостей Яндарбиевых 13 февраля оказался катарский полицейский, который за обедом пожаловался своим друзьям, что неделю назад в то время, пока он находился на молитве в мечети, из его джипа кто-то вытащил магнитолу. Возмущенный полисмен рассказал также, что он не теряет надежды поймать наглого вора и во время молитвы будет вести скрытое наблюдение за автопарковкой возле мечети.

На парковке стояли только пустые автомобили, а все их водители и пассажиры ушли в мечеть. Внимание полицейского сразу привлекли двое молодых мужчин-славян в светской одежде. Один из них сидел за рулем малолитражки, а второй стоял возле нее и читал газету. Полицейский на всякий случай решил записать номер легковушки, а кроме того, запомнил наклейку на машине, свидетельствующую о том, что она была взята на прокат в аэропорту Дохи. Примерно через полчаса из мечети вышел попить 13-летний сын Зелимхана Яндарбиева Дауд. Мальчик тоже обратил внимание на двух славян в полотняных брюках и светлых рубашках. Они уже стояли рядом с джипом отца Дауда, причем в руках у одного из мужчин был целлофановый пакет.

После взрыва, прогремевшего, когда верующие вышли из мечети и расселись по автомобилям, полицейский подбежал к своим подъехавшим на место преступления коллегам и сообщил им о подозрительной малолитражке и приехавших на ней славянах. Автомобиль и его арендаторов без труда нашли, но, учитывая, что эти люди были сотрудниками российского посольства, задерживать сразу не стали. Для дальнейшей разработки подозреваемых катарские полицейские обратились к сотрудникам спецслужб США, работавшим в Дохе, а те, в свою очередь, пообещали поддержать расследование технически.

Американские спецслужбы поставили мобильные телефоны российян, которые им пришлось взять на прокат в Катаре, на прослушку и запись.Когда были получены результаты прослушки, россияне были уже в Дубае, на пути в Россию. Там их с помощью американцев арестовали.

После этого Дауд Яндарбиев и катарский полицейский, у которого украли магнитолу, опознали в них тех людей, которых они видели возле мечети. "Мне показалось, что это глаза убийц. Людей с такими глазами я видела и в окружении моего мужа во время первой чеченской войны и научилась отличать их от остальных", - рассказала вдова Яндарбиева Малика.

Кроме того, в малолитражке, арендованной россиянами, нашли обрезки изоляции электропроводов, которые оказались идентичными тем, которые использовались в конструкции бомбы. В качестве поражающих элементов в ней были использованы не обычные осколки, а иглы.

После того как с результатами экспертиз и свидетельскими показаниями ознакомили самих арестованных, они были вынуждены во всем признаться,– утверждает Яндарбиева. По ее словам, дипломат Фетисов оказал содействие организаторам теракта. На его адрес из Москвы через Эр-Рияд якобы была доставлена диппочтой взрывчатка, кроме того, он арендовал для сотрудников спецслужб автомобиль и телефоны, считают в Катаре.

Cудить наших сограждан решили еще в прошлый четверг. Но как раз в это время в Катар прилетели российские адвокаты. Несмотря на то что встретиться с подзащитными и даже ознакомиться с материалами дела российским юристам не разрешили, обвиняемые, узнав о том, что их права будут отстаивать лучшие специалисты с родины, от своих показаний, данных во время предварительного следствия, отказались. В связи с этим и дату начала суда пришлось перенести. Пока известно, что срок предварительного содержания под стражей продлен до 24 апреля. Когда начнется суд, неизвестно. Если разобраться с арестованными не успеют до конца июня, то суд придется переносить на осень, поскольку с июля по сентябрь катарские судьи уходят на каникулы.

Изначально позиция защиты и МИД России сводилась к тому, что россияне действительно осуществляли наблюдение за господином Яндарбиевым, которого они подозревали в терроризме, но его убийства не совершали. По версии российской стороны, в ликвидации Зелимхана Яндарбиева были заинтересованы Шамиль Басаев и Аслан Масхадов, с которыми у него возник конфликт из-за денежных средств, направляемых из-за границы в Чечню.

31.03.2004


новость Новости по теме