Иванов: Справились бы сами - вопрос гипотетический
Министр обороны России Сергей Иванов не стал рассуждать, смогли бы российские подводники без иностранной помощи спасти экипаж батискафа "Приз", который терпел бедствие у берегов Камчатки и около трех суток находился на глубине около 190 метров. "Справились бы мы своими силами - это гипотетический вопрос", - отметил он, передает РИА "Новости".
Иванов поблагодарил экипаж "Приза", а также российских и английских моряков, которые "работали очень профессионально, оперативно и грамотно".
По его словам, российские моряки пытались своими силами поднять освободить батискаф с помощью тралов, использовали многочисленные методы. "Но использование такого аппарата, как британский "Скорпион" оказалось наиболее эффективным", - сказал министр.
"Мы очень благодарны всем, - отметил он. - С международными аспектами никаких проблем абсолютно не было. Важно было определить, кто, когда, в какие сроки и что может сюда доставить из того, что реально нужно. В данном случае это была резка тросов".
Иванов сообщил журналистам подробности спасательной операции. Он подчеркнул, что самый большой из мешавших батискафу тросов "был трос от рыболовецкого трала, брошенный браконьерами". По словам Иванова, волнительным для всех был момент, когда "все путы были устранены, а "Приз" еще не всплывал".
Он отметил, что с экипажем поддерживалась постоянная связь. Была отдана команда экипажу продуть воздухом высокого давления носовую часть батискафа. "Около 2-3 минут "Приз" еще не двигался при внешнем отсутствии каких-либо дефектов. И вот через 2-3 минуты он оторвался и за три минуты поднялся на поверхность", - сказал Иванов.
Все семеро членов экипажа батискафа живы и здоровы. Моряки сами открыли люк и вышли из батискафа, после чего их доставили в госпиталь Петропавловска-Камчатского на обследование, передает РИА "Новости".
Командир экипажа батискафа АС-28 подтвердил, что все семеро подводников чувствуют себя хорошо.
РИА "Новости" сообщает имена спасенных. Это командир Вячеслав Милашевский, навигатор Анатолий Попов, члены экипажа Сергей Белозеров, Александр Уибин, Александр Иванов, Валерий Лепетюха и Геннадий Полонин.
Владимир Путин выразил благодарность всем участникам операции по спасению экипажа батискафа АС-28. Об этом РИА "Новости" сообщил в воскресенье пресс-секретарь президента Алексей Громов. Президент поручил Сергею Иванову провести полное расследование всех обстоятельств инцидента, происшедшего с батискафом.
"Министр обороны немедленно доложил президенту РФ об успешном окончании операции по спасению моряков, и Путин поручил провести полное расследование всех обстоятельств инцидента, происшедшего с батискафом", - цитирует Громова РИА "Новости".
Спасенный батискаф будет в понедельник в первой половине дня по московскому времени доставлен в Петропавловск-Камчатский, заявил помощник главнокомандующего ВМФ России Игорь Дыгало.
Батискаф продолжит службу в составе российского флота. Об этом заявил замначальника Главного штаба ВМФ России, контр-адмирал Владимир Пепеляев. "АС-28 поднимут на борт спасательного судна "Козьмин", посмотрят и проверят на работоспособность", - сказал он.
Помощь США и Великобритании в спасательной операции была безвозмездной. Об этом сообщили РИА "Новости" в главном штабе ВМФ России. "Помощь американской и британской сторон по спасению экипажа батискафа, находящегося на глубине в бухте Березовая, не будет оплачена российской стороной. Эта помощь осуществляется безвозмездно на основании соответствующих договоренностей МИД трех стран", - пояснил представитель главного штаба.
Вместе с тем, по его словам, нынешняя ситуация отличалась от той, что сложилилась во время подъема АПЛ "Курск". "Тогда все было по-другому: в операции по подъему "Курска" участвовали гражданские коммерческие организации и суда, и это оплачивалось российской стороной", - сказал собеседник агентства.
Батискаф "Приз" потерпел крушение в среду вечером. Спустя сутки командование флота сообщило о катастрофе, после чего к участию в спасательной операции были приглашены силы ВМФ США, Великобритании и Японии. Главное командование ВМФ выразило благодарность странам, которые откликнулись на призыв о помощи.
Справка
Спасение "Приза": иностранная помощь
Великобритания направила к месту аварии необитаемый подводный аппарат Scorpio.
США направили семь гражданских водолазов, 32 военно-морских специалиста, два аппарата Super Scorpio и один Deep Drone 8000.
Япония направила спасательное судно "Тиеда" с глубоководным аппаратом, а также два судна для буксировки и одно вспомогательное. Экипажи японских судов насчитывают в общей сложности около 400 человек. К моменту всплытия "Приза" они были еще в пути.
Справка
Бедствие на Камчатке
Глубоководный аппарат для поисково-спасательных работ АС-28 проводил работы по замене оборудования на подводной гидроакустической станции слежения. Судном "Георгий Козьмин" аппарат был доставлен в бухту Березовая, в 75 километрах к югу от Петропавловска-Камчатского.
В среду, 3 августа, батискаф совершил первое погружение и благополучно всплыл. В четверг в полдень по камчатскому времени аппарат с тремя офицерами, тремя мичманами и гражданским специалистом на борту вновь был спущен под воду. Примерно через час (в 4 утра по московскому времени) от экипажа поступил сигнал об аварийной ситуации на борту. Первые сообщения об аварии появились спустя сутки, в ночь на пятницу.
Дословно
Виктор Федоров
Мы преклоняемся перед этим опытом, который внесли моряки, спасатели Королевских военно-морских сил Великобритании. Это их аппарат поставил эту победную точку.
НТВ, 07.08.2005
Вячеслав Милашевский
Все чувствуем себя нормально. Мы до последнего верили, что нас спасут.
РИА "Новости", 07.08.2005
Сергей Иванов
Очень сложная спасательная операция длилась около двух суток. Сегодня в 16.19.30 по Камчатскому времени наш автономный спасатель "Приз" поднялся на поверхность. Время подъема составляло три минуты с глубины 200 метров.
В течение шести часов сегодня беспилотный английский аппарат "Скорпион" работал почти на дне. Он был с момента прихода в район спасательной операции, сразу же, не теряя ни секунды, наведен нашими подводными аппаратами "Тайгер", обладающими видеосъемкой, точно на место нахождения "Приза", и приступил к работе.
За 6 часов он отрезал 5 тросов, причем самый большой из них был трос от рыболовецкого трала, брошенный браконьерами. Кроме этого, он перерезал много шлангов, кабелей.
Около 2-3 минут "Приз" еще не двигался при внешнем отсутствии каких-либо дефектов. И вот через 2-3 минуты он оторвался и за три минуты поднялся на поверхность.
Там уже на баркасе ждали врачи, спасатели. Экипаж "Приза" сам открыл люк. Сказал, что ему не нужна медицинская помощь. Сам вышел на поверхность и был доставлен на госпитальное судно, где были проведены все первичные медицинские действия. Мы опасались, прежде всего, за две вещи. Это переохлаждение - потому что температура в последние 2,5 суток была не выше 5 градусов на борту аппарата. И боялись уже легкого отравления углекислым газом. Но, к счастью, этого не произошло.
Я очень благодарен экипажу "Приза" за мужество, стойкость и волю. Я очень благодарен нашим морякам-тихоокеанцам. Здорово проявили себя все, в том числе и английские моряки, которые работали очень профессионально, оперативно и грамотно. И вот в результате такого морского братства, морского содружества, мы не на словах а на деле увидели, что значит это морское братство.
Все последние дни мы занимались только спасением. А разбор заплывов и погружений, конечно, будет проведен спокойно, но чуть позднее.
Решения о привлечении иностранных специалистов принимались на уровне Главкомата ВМФ, который связывался со многими государствами и многие государства звонили нам, с предложением помочь. Использование такого аппарата, как "Скорпион", оказалось наиболее эффективным. Мы очень благодарны всем.
С международными аспектами никаких проблем абсолютно не было. Важно было определить, кто, когда, в какие сроки и что может сюда доставить из того, что реально нужно. В данном случае это была резка тросов.
Справились бы мы своими силами - это гипотетический вопрос.
РИА "Новости", 07.08.2005
Игорь Дыгало
В настоящее время спасательное судно буксирует батискаф в надводном положении к месту выгрузки в Петропавловске-Камчатском. В районе, где терпел бедствие батискаф, остаются спасательные суда "Алагез" и "Бирюса". Другие корабли, которые принимали участие в спасательной операции, уходят в направлении Петропавловска-Камчатского. Одним словом, происходит свертывание сил.
С момента успешного завершения спасательной операции иностранные средства спасения больше использоваться не будут.
Как только успешно завершилась операция по спасению батискафа, японские корабли получили уведомление об этом и легли на обратный курс.
Интерфакс, 07.08.2005