новость Процесс о взрывах жилых домов: прокурор требует пожизненного заключения для обвиняемых

24.12.2003

Гособвинитель Сергей Вербин потребовал приговорить к пожизненному заключению двух обвиняемых в соучастии в подготовке взрывов жилых домов в Москве и Волгодонске. Как сообщил Интерфаксу адвокат потерпевших Игорь Трунов, в ходе прений сторон в Мосгорсуде гособвинитель заявил, что подсудимые Адам Деккушев и Юсуф Крымшамхалов заслуживают высшей меры наказания - смертной казни, однако поскольку в России объявлен мораторий на смертную казнь, он попросил приговорить их к пожизненному заключению.

Вербин призвал суд признать подсудимых виновными в совершении всех инкриминируемых им деяний, в том числе совершении убийства, терроризме, незаконном хранении взрывчатых веществ.

Генпрокуратура РФ инкриминирует представшим перед судом жителям Карачаево-Черкесии ряд статей УК. Деккушеву и Крымшамхалову вменяется "терроризм", "незаконная перевозка, хранение и изготовление взрывчатых веществ", "участие в незаконном вооруженном формировании", "убийство с особой жестокостью", "покушение на убийство", а также незаконное пересечение госграницы. Кроме того, Крымшамхалов также обвиняется в даче взятки в виде мешка сахара бывшему сотруднику ГАИ Станиславу Любичеву, который пропустил через пост ГИБДД в Кисловодске, автомашину, где, как позднее оказалось, находилась взрывчатка, сообщил РИА "Новости" прокурор. Вербин считает, что в ходе судебного процесса была полностью доказана вина подсудимых.

Прения продолжатся в четверг. В этот день должны выступить представители защиты. В заключение подсудимые скажут последнее слово. Сам приговор планируется огласить спустя несколько дней после окончания прений.

Судебный процесс по данному делу проходит в закрытом режиме с 31 октября этого года. От участия в слушаниях был отстранен адвокат одной из потерпевших - Татьяны Морозовой - Михаил Трепашкин. Он сотрудничал с Общественной комиссией Сергея Ковалева, которая ведет собственное расследование взрывов, и намеревался на процессе огласить некие сенсационные подробности. Незадолго до начала процесса его задержали за незаконное хранение оружия. Сам Трепашкин утверждает, что оружие было ему подброшено. Решением Мособлсуда адвокат был оставлен под стражей. Затем суд санкционировал арест Трепашкина по его основному уголовному делу - о разглашении гостайны. Рассмотрение этого дела началось 15 декабря в Московском окружном военном суде.

Одна из потерпевших по делу о взрывах жилых домов - Татьяна Морозова - считает обстоятельства проходящего в Мосве судебного процесса "окончательным доказательством причастности ФСБ к терактам". В телегамме, направленной в адрес cудьи Марины Комаровой, Татьяна Морозова протестует против отказа в ходатайствах допросить в качестве свидетеля Михаила Трепашкина, арестованного незадолго до суда, а также исследовать версию о роли ФСБ в организации взрывов.

Морозова обвиняет судью в предвзятости и называет процесс "заведомо предрешенной акцией политического характера, направленной на сокрытие истинных организаторов преступления", которая "окончательно убедила" eё, что "наиболее вероятным организатором преднамеренного убийства жителей домов в Москве и Волгодонке является Правительство РФ в лице ФСБ".

Морозова выражает надежду, что "когда-нибудь российское судопроизводство выйдет из-под политического контроля и объективное разразбирательство станет возможным". В этом случае, считает она, сама судья Морозова попадёт под суд как "соучастник данных преступлений посредством их сокрытия".

По данным следствия, организаторами терактов были иностранные граждане Хаттаб и Абу Умар. Генпрокуратура утверждает, что к терактам в Москве на улице Гурьянова и Каширском шоссе 9 и 13 сентября 1999 года, а также в Волгодонске 16 сентября того же года причастны 7 российских граждан. Помимо Деккушева и Крымшамхалова, это Ачемез Гочияев, Хаким Абаев, Равиль Ахмяров, Денис Сайтаков и Заур Батчаев. Сайтаков, Ахмяров и Батчаев были убиты в Чечне. Крымшамхалов был выдан России грузинскими властями в декабре прошлого года. Летом прошлого года Грузия выдала России и Деккушева. Гочияев и Абаев объявлены в международный розыск.

По одной из версий, которые рассматривает комиссия Ковалева, взрывы были организованы спецслужбами. Эту версию подтверждают показания, которые Ачемез Гочияев дал Общественной комиссии летом 2002 года. Тогда же Юсуф Крымшамхалов и Тимур Батчаев обратились в комиссию с открытым письмом, в котором утверждали, что организаторы терактов использовали их "втемную".

11 ноября в "Московских новостях" были опубликованы сенсационные интервью с Трепашкиным и Марком Блюменфельдом - бизнесменом, который сдал помещение в доме на улице Гурьянова. Из их слов следует, что арендатором помещения был не обвиняемый Ачемез Гочияев, а некий Владимир Романович, ранее замеченный в связях с ФСБ.

Комиссия Ковалева расследует также обстоятельства учений ФСБ в Рязани осенью 1999 года. Тогда в одном из жилых домов было обнаружено вещество, похожее на взрывчатку. Сначала официальные лица сообщили о том, что в Рязани предотвращен теракт, а затем объявили происшедшее учениями ФСБ. Результаты экспертизы обнаруженного вещества не обнародованы до сих пор. Сергей Ковалев подал в суд на генпрокурора Владимира Устинова в связи с отказом предоставить сведения об инциденте в Рязани, однако иск был отклонен.

В результате взрывов в Москве на улице Гурьянова погибли 100 человек, 690 получили ранения. На Каширском шоссе жертвами стали 124 человека, 7 были ранены. В Волгодонске погибли 19 человек, пострадавшими признаны тысяча человек.

ТЕРРОР-99: МЫ ХОТИМ ЗНАТЬ ПРАВДУ - все подробности независимого расследования

Колокол.Ру: Дело Трепашкина

24.12.2003


новость Новости по теме