новость Пострадавшие от взрывов жилых домов не станут требовать смертной казни для террористов

14.12.2003
Игорь Трунов. Съемки НТВ

Игорь Трунов. Съемки НТВ

Пострадавшие от взрывов жилых домов в Москве и Волгодонске, а также от теракта на Дубровке, не станут обращаться в Государственную Думу с требованием ввести смертную казнь для террористов. Как передает "Эхо Москвы", об этом Интерфаксу сообщил адвокат потерпевших Игорь Трунов.

Прежнее заявление потерпевших о необходимости отмены моратория на смертную казнь, по мнению Трунова, были вызваны эмоциями, возникшими во время просмотра в Мосгорсуде видеокассет с записью первых минут после взрывов жилых домов.

Как сообщил на днях Трунов, пострадавшие готовят обращение в Госдуму с просьбой отменить запрет на смертную казнь для террористов. "Пострадавшие настаивают, чтобы к виновным в терактах, повлекших большое количество жертв, применяли расстрел", - сказал тогда адвокат.

Процесс по делу о взрывах жилых домов должен возобновиться в понедельник, 15 декабря. Суд продолжит допрос подсудимого Юсуфа Крымшамхалова, а затем приступит к допросу второго подсудимого Адама Деккушева. Крымшамхалов на последнем допросе признал свою причастность к взрыву жилого дома в Волгодонске 16 сентября 1999 года. Он также признал инкриминирующееся ему участие в бандформировании, в хранении и ношении оружия. В остальной части обвинения он себя виновным не признал.

Адаму Деккушеву и Юсуфу Крымшамхалову вменяется целый ряд статей УК РФ - "терроризм", "убийство с особой жестокостью", "покушение на убийство", "незаконное приобретение, изготовление, а также хранение взрывчатых веществ и взрывных устройств", "участие в незаконном вооруженном формировании" и "пересечение государственной границы".

Процесс проходит в закрытом режиме. От участия в слушаниях был отстранен адвокат одной из потерпевших - Татьяны Морозовой - Михаил Трепашкин. Он сотрудничал с Общественной комиссией Сергея Ковалева, которая ведет собственное расследование взрывов, и намеревался на процессе огласить некие сенсационные подробности. Незадолго до начала процесса его задержали за незаконное хранение оружия. Сам Трепашкин утверждает, что оружие было ему подброшено. Решением Мособлсуда адвокат был оставлен под стражей. Затем Московский окружной военный суд санкционировал арест Трепашкина по его основному уголовному делу - о разглашении гостайны. Рассмотрение этого дела назначено на 15 декабря. Группа правозащитников в этот день собирается пикетировать здание Московского окружного военного суда.

Морозова дважды заявляла ходатайство о рассмотрении в суде обстоятельств ареста Трепашкина. По ее мнению, это было сделано с целью воспрепятствовать отправлению правосудия. Правозащитники считают, что дело Трепашкина сфабриковано. Участники Всероссийской конференции гражданских организаций потребовали от прокуратуры "прекратить провокации" в отношении адвоката. В защиту Трепашкина выступила Международная комиссия юристов. В письме на имя Путина МКЮ требует немедленно освободить адвоката.

Генпрокуратура сообщила о завершении следствия по делу о взрывах в конце апреля этого года. По ее версии, организаторами терактов были иностранные граждане Хаттаб и Абу Умар. По данным следствия, к терактам в Москве на улице Гурьянова и Каширском шоссе 9 и 13 сентября 1999 года, а также в Волгодонске 16 сентября того же года причастны 7 российских граждан. Помимо Деккушева и Крымшамхалова это Ачемез Гочияев, Хаким Абаев, Равиль Ахмяров, Денис Сайтаков и Заур Батчаев. Сайтаков, Ахмяров и Батчаев были убиты в Чечне. Крымшамхалов был выдан России грузинскими властями в декабре прошлого года. Летом прошлого года Грузия выдала России и Деккушева. Гочияев и Абаев объявлены в международный розыск.

По одной из версий, которые рассматривает комиссия Ковалева, взрывы были организованы спецслужбами. Эту версию подтверждают показания, которые Ачемез Гочияев дал Общественной комиссии летом 2002 года. Тогда же Юсуф Крымшамхалов и Тимур Батчаев обратились в комиссию с открытым письмом, в котором утверждали, что организаторы терактов использовали их "втемную".

11 ноября в "Московских новостях" были опубликованы сенсационные интервью с Трепашкиным и Марком Блюменфельдом - бизнесменом, который сдал помещение в доме на улице Гурьянова. Из их слов следует, что арендатором помещения был не обвиняемый Ачемез Гочияев, а некий Владимир Романович, ранее замеченный в связях с ФСБ.

Комиссия Ковалева расследует также обстоятельства учений ФСБ в Рязани осенью 1999 года. Тогда в одном из жилых домов было обнаружено вещество, похожее на взрывчатку. Сначала официальные лица сообщили о том, что в Рязани предотвращен теракт, а затем объявили происшедшее учениями ФСБ. Результаты экспертизы обнаруженного вещества не обнародованы до сих пор. Сергей Ковалев подал в суд на генпрокурора Владимира Устинова в связи с отказом предоставить сведения об инциденте в Рязани, однако иск был отклонен.

В результате взрывов в Москве на улице Гурьянова погибли 100 человек, 690 получили ранения. На Каширском шоссе жертвами стали 124 человека, 7 были ранены. В Волгодонске погибли 19 человек, пострадавшими признаны тысяча человек.

ТЕРРОР-99: МЫ ХОТИМ ЗНАТЬ ПРАВДУ - все подробности независимого расследования

Колокол.Ру: Дело Трепашкина

14.12.2003


новость Новости по теме