Умер Владимир Войнович
В Москве в возрасте 85 лет от сердечного приступа умер писатель Владимир Войнович. Об этом сообщили в соцсетях его друзья.
Войнович активно участвовал в диссидентском движении до вынужденной эмиграции в Германию в конце 1980 года. За правозащитную деятельность и сатирическое изображение советской действительности в 1974 году он был исключен из Союза писателей, а в 1981 году лишен советского гражданства, которое ему вернул президент СССР Михаил Горбачев в 1990 году. В 1980-1992 годах Войнович жил в ФРГ и США, сотрудничал с "Радио Свобода".
Самое известное в России и мире произведение Войновича - многотомный роман-анекдот "Жизнь и необыкновенные приключения солдата Ивана Чонкина". Войнович - автор антиутопии "Москва 2042" (1986), сатирических повестей и пьес, книги "Портрет на фоне мифа" об Александре Солженицыне и автобиографического романа "Автопортрет" (2010).
Помимо литературы Войнович занимался живописью.
Писатель защищал политзаключенных путинской России, участвовал в работе Конгресса интеллигенции и других гражданских инициативах.
Владимир Николаевич Войнович был автором "Граней". Редакция выражает глубокие соболезнования его семье.
Справка
Открытое письмо Владимира Войновича Леониду Брежневу
Господин Брежнев,
Вы мою деятельность оценили незаслуженно высоко. Я не подрывал престиж советского государства. У советского государства благодаря усилиям его руководителей и Вашему личному вкладу никакого престижа нет. Поэтому по справедливости Вам следовало бы лишить гражданства себя самого.
Я Вашего указа не признаю и считаю его не более чем филькиной грамотой. Юридически он противозаконен, а фактически я как был русским писателем и гражданином, так им и останусь до самой смерти и даже после нее.
Будучи умеренным оптимистом, я не сомневаюсь, что в недолгом времени все Ваши указы, лишающие нашу бедную родину ее культурного достояния, будут отменены. Моего оптимизма, однако, недостаточно для веры в столь же скорую ликвидацию бумажного дефицита. И моим читателям придется сдавать в макулатуру по двадцать килограммов Ваших сочинений, чтобы получить талон на одну книгу о солдате Чонкине.
17 июля 1981 года, Мюнхен
Владимир ВОЙНОВИЧ
Блоги
Статьи по теме
Москва 2012
В России надо жить долго, при этом полезно еще пожить за границей, а потом вернуться и снова жить долго - в России. Такова формула писательского успеха, хотя считать ее универсальной не следует. Однако применительно к Владимиру Войновичу все сбылось: успех, репрессии, эмиграция, возвращение, завидное долголетие, успех.
Человек на все времена
Идеи людей масштаба Сахарова необязательно должны быть модными. Это не мнения сочинителей бестселлеров или участников телевизионных ток-шоу на злобу дня, а ценности, которые остаются навсегда. Если, скажем, когда-то кто-то понял, что дважды два равно четырем, то все дальнейшее развитие математики этой мысли не отменяет.
Войнович и мир
Сегодня исполняется 70 лет Владимиру Николаевичу Войновичу. Публикуя статью Ильи Мильштейна, Грани.Ру от души поздравляют писателя, имя которого уже вошло в историю русской литературы и общественной жизни.
Право выбора
Сейчас происходит попытка приспособить Солженицына к идеологическим потребностям власти, но его сочинения не совсем вписываются в навязываемую обществу историческую концепцию, согласно которой все наше прошлое было просто великолепно - на что, ссылаясь на высокий авторитет 5-го управления КГБ, справедливо указал бдительный Юрий Поляков.
Расплатемшись с долгами
Мне все равно, как кто уехал или не уехал, я не сужу и не хвалю ни тех, ни других, но мнение Подрабинека оспорю. Как можно считать добровольным отъезд после двух тюремных сроков Андрея Амальрика или Петра Григоренко? Их что, нерепрессивная, очевидно, советская власть не выгоняла, не выпроваживала, не выжимала, не выдавливала, не вынуждала?
Антисоветский советский человек
У меня было такое определение - "антисоветский советский человек". И Галину Старовойтову я относил к таким людям: она была диссидентски настроена по отношению к советской власти, но, как человек советского времени, очень хорошо понимала, с кем и как нужно разговаривать. Могла быть и резкой, и дипломатичной, но со своего принципиального направления не сбивалась.