1918 год. Родился Александр Солженицын
На вокзале в Хабаровске. Июнь 1994 года. Фото: solzhenitsyn.ru
95 лет назад, 11 декабря 1918 года, родился Александр Исаевич Солженицын, писатель и публицист, академик РАН и нобелевский лауреат 1970 года «за нравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы».
В августе 1971 года КГБ провел операцию по физическому устранению Солженицына - во время поездки в Новочеркасск ему скрытно был сделан укол неизвестного ядовитого вещества (возможно, рицина). Не исключено, что эту акцию спровоцировала публикация на Западе романа «Август Четырнадцатого». Писатель остался жив, но долго болел.
В нобелевской лекции он утверждал: «Всякий, кто однажды провозгласил насилие своим методом, неумолимо должен избрать ложь своим принципом».
Блоги
Статьи по теме
По праву памятника
И все же есть в этом памятнике нечто символическое и для тех, кто помнит о той подлой эпохе. Ведь Твардовскому же! Не Кочетову, не кому-нибудь еще из охранителей, радетелей, служивших системе с неистовством бультерьеров, готовых загрызть каждого, кто позволил бы себе усомниться в чистоте ее мифологии, красоте сталинских усов и величии ленинских помыслов.
Явление Солженицына
И вот прошло полвека. Срок не только для человеческой жизни, но и для истории немалый. Много чего произошло в нашей жизни за эти пятьдесят лет. Солженицын менялся (а может быть, не менялся, а открывался, переставал таиться, становился все откровеннее?), и менялось мое отношение к нему.
Памяти Солженицына
А что же остается тем, кто не согласен с путинской стабилизацией, тем, кто в отличие от Александра Исаевича видит в ней почву для нового масштабного кризиса? Что осталось в наследство от Солженицына тому меньшинству, которое, узнав горькую правду о своей истории, отказывается поддерживать действия российских властей?
Солженицын как религиозный тип
Все творчество Солженицына есть запоздалая рецепция энциклопедизма и просветительства. Его жанр - своеобразный аналог "Энциклопедии": тома "Архипелага" и "Красного колеса" суть описание грандиозного проекта устройства мира. В этом отношении православие Солженицына ничуть не отличается от атеизма Вольтера.
Один век Александра Исаевича
Он прожил долгую и в общем-то счастливую жизнь. Он строил свою жизнь, жизнь борца и пророка, с давних лет осознавшего свою миссию, в жанре жития. И у него это получилось, каковыми, мягко говоря, небесспорными ни были бы многие из его трудов и откровений.
Критерий Спиридона
И вот история России в очередной раз играет с Александром Исаевичем такую штуку, что снова его сочинение становится проверкой России, прямо сказать, на вшивость.
Зэки на телеканале
Российское телевидение показало экранизацию солженицынского романа "В круге первом". Перенесясь в декабрь 1949 года, зрители увидели Сталина и Абакумова, узников "шарашки" и их жен, героев и стукачей... Насколько убедителен фильм художественно и исторически?
Ликуй, Исаич
Александру Исаевичу Солженицыну исполнилось 85 лет. Огромны заслуги этого человека перед нашей страной, да и всем миром: его вклад в крушение коммунизма невозможно переоценить. Судьба, заставившая писателя и борца пройти через тяжкие испытания, уготовала ему на старости лет славу, покой и даже симпатию государственной власти. Возможно, о такой награде Солженицын мечтал уже давно. А все-таки жаль...
Глыбализация против глобализации
Тридцать лет назад, в середине ноября 1974 года, в Париже был опубликован тамиздатовский сборник статей под названием "Из-под глыб". Авторы этого манифеста во главе с Александром Солженицыным обрушивались с критикой в равной мере на советское и западное общество, в своем роде предвосхищая современный антиглобализм. И это не единственная причина, по которой "Из-под глыб" и сейчас представляет собой актуальное чтение.
Еще одна книга Александра Исаевича
Спустя сорок лет после своего эпохального литературно-общественного дебюта - "Одного дня Ивана Денисовича" - Александр Солженицын опубликовал вторую часть книги под названием "Двести лет вместе". Здесь наконец полностью высказаны взгляды выдающегося русского писателя на "еврейский вопрос". Эти взгляды не назовешь откровенно антисемитскими: между Солженицыным и Шафаревичем есть существенная разница. Однако Александр Исаевич делает российским евреям такое предложение, от которого они могут и должны отказаться.
В круге первом антисемитизма
Конечно, Солженицын признает, что в решении еврейской проблемы, как и многих других, еще более существенных, российская власть оказалась, мягко говоря, не на высоте. Но для него, видимо, не подлежит сомнению, что проблема была и устраниться от ее решения государство никак не могло. И ему не приходит в голову простой вопрос: а может, проблемы-то и не было? Может, государство с самого начала пошло по ложному пути?