Идейный метан
Только что прошедший по российскому телевидению сериал "Главный калибр" обозначил новую тенденцию в российском массовом кинематографе и телепропаганде. Фильм Михаила Шевчука – боевик с элементами фэнтези. У него два временных плана. Первый – исторический: это действия группы героических советских разведчиков во главе с капитаном Тенегиным в 1943 году.
Тенегин и его люди должны найти и уничтожить секретную немецкую лабораторию по производству психотронного оружия – неких чудо-таблеток, удесятеряющих силу организма и делающих человека нечувствительным к боли. Охраняют объект эсэсовские "универсальные солдаты", пользующиеся этими таблетками. Лаборатория находится в подводном бункере на озере где-то на границе Эстонии и России (сразу возникает ассоциация с Ледовым побоищем), причем в этой местности наблюдается повышенная концентрация болотного газа. Так что нельзя применять огнестрельное оружие – от любой искры все мгновенно взорвутся. Вот и вынуждены герои фильма действовать только с помощью ножей и приемов рукопашного боя.
Второй план – это уже наши дни. Внук капитана Тенегина становится кинопродюсером и писателем и снимает фильм о подвиге отряда деда, воспользовавшись его дневником. Одним из спонсоров фильма выступает немец Герхард, внук одного из уцелевших тогда эсэсовцев-суперсолдат. Отец завещал ему непременно вернуться в Россию. Герхард хочет найти там сокровища Третьего Рейха, которые, как он думает, запрятаны в злосчастном озере. Сюжет, как видим, незамысловат, при этом очень интересна идейная составляющая сериала.
Любопытен состав отряда Тенегина. Кроме бравого капитана, стопроцентного русского, в отряде имеется один кавказец (скорее всего грузин, но, может быть, и чеченец), один азиат, выходец с Тибета (его появление в России 1943 года можно списать на особенности жанра фэнтези), один цыган и еще русский, но непростой, а ученый-филолог, больше говорящий стихами. Правда, ножом и кулаком он тоже лихо работает. В общем, еще один представитель гонимого меньшинства в сегодняшней России – ученых-гуманитариев.
Негра только не хватает. Впрочем, этот недостаток восполняется в современной части фильма: один из положительных героев усыновляет бездомного мальчишку-негритенка. Вот разве что лицо нетрадиционной сексуальной ориентации сделать положительным героем пока еще слабо.
Разумеется, наши в конце концов благополучно мочат хваленых арийских сверхчеловеков. А боец-цыган в финале исторической части вообще взрывает врагов, погибая вместе с ними, но тем самым давая возможность основной части группы спастись. Месседж тут довольно нехитрый: кавказцы, цыгане и прочие меньшинства – тоже достойные и симпатичные люди, способные сокрушить бритоголовых из "высшей расы", своей эсэсовской символикой и татуировками очень напоминающих современных скинхедов.
Не менее занятный месседж содержится и в современной части "Главного калибра". Там главным отрицательным героем сначала кажется Герхард. На эту мысль наводят его высказывания в духе современных немецких историков-ревизионистов о превосходстве германской расы, об обиженной и униженной победителями во Второй мировой войне Германии, о несправедливости преследования нацистских военных преступников, к которым причислен и его дед. В общем, типичный западный хищник, пытающийся урвать у России ее законные сокровища (раз они на российской территории находятся – значит, российские). Но к финалу фильма выясняется, что Россия и русские благотворно подействовали на Герхарда. Он избавился от комплекса расового превосходства, заносчивости, чванливости, а главное – от безграничной страсти к наживе.
Выясняется, что никаких сокровищ в озере нет. Главным же злодеем оказывается компаньон Герхарда – российский криминальный бизнесмен (а заодно бывший боец российского спецназа – вот тебе и еще одно разоблачение стереотипа положительного героя на российском экране), по ходу действия убивающий массу народа. Его обаятельно сыграл Дмитрий Марьянов, и даже становится немного жалко, когда Герхард его в финале сжигает.
Мораль же здесь такова. Главный враг сегодня – это русский криминальный бизнес, а не иностранные бизнесмены, которые, даже если и приходят в Россию не совсем с чистыми целями, под влиянием исключительной духовности русского народа перерождаются и проникаются любовью к России и русским.
Наблюдается, пусть в наивной, а порой и нелепой форме, отход от тех стереотипов, которые российское телевидение и кинематограф насаждали последние лет десять. Вспомним многочисленные "антикавказские" фильмы, где чеченцы и прочие представители кавказских народов выступают в качестве кровожадных наемников, воюющих с доблестными федеральными бойцами в Чечне, да и азиаты чаще всего выведены наркоторговцами и мафиози. Теперь власть, кажется, начинает беспокоить рост ксенофобии, грозящий выйти из-под контроля, и поэтому она дает заказ на формирование в СМИ положительного образа национальных и расовых меньшинств и отказ от некоторых прежних ксенофобских стереотипов.
Что ж, такую тенденцию, пусть и запоздалую, можно только приветствовать. Но она, естественно, не заменит активной борьбы с боевыми ксенофобскими группами, а не с теми придуманными властью "экстремистами" из числа демократической оппозиции, которых легко можно подвести под свежий антиэкстремистский закон.
Статьи по теме
Десятая жизнь Нестора Махно
Вот и затянуло анархистское болото Нестора Ивановича и некоторых его симпатичных соратников, говорят нам авторы фильма. Слышится явственный призыв: не ходите, русские самородки, на всякие там марши несогласных, а то попадете в пучину анархии и в стране будут твориться все те безобразия, которые вы видите в фильме про Махно.
Забвение - это предательство
Жесткость. Ориентация на факт, фактичность - безо всяких сантиментов, без красот. Наше прошлое - российский ХХ век, старательно затираемый, замазываемый в последние годы, - вздыбливается с телеэкрана в своей жестокой наготе. Эта нагота – важнейшее свойство и достоинство телефильма по прозе Шаламова.
Обмелевший "Тихий Дон"
В фильме Бондарчука казачество дано носителем почти исключительно положительных качеств, народного духа. В том числе и поэтому из картины ушли и расправа над Чернецовым, и казнь подтелковцев - ведь там казаки убивали казаков. Вообще, "брутальность" шолоховского реализма из фильма почти полностью ушла.
"Штрафбат" глазами историка
На РТР закончился показ 11-серийного телефильма "Штрафбат", который стал одним из самых успешных телевизионных проектов последнего времени. Авторы фильма взялись за одну из самых болезненных тем в истории Великой Отечественной войны и попытались раскрыть ее максимально жестко и правдиво. Однако, по мнению Бориса Соколова, в результате получилась еще одна сказка о войне - на этот раз злая и страшная.